Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:26, доклад
Европейскую философию XVII века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития.
1. Вступление
2. Формирование философии Нового времени
3. Философский эмпиризм Бэкона и Гоббса
4. Философский рационализм Декарта.
5. Заключение
6.Литература:
Министерство образования
Алматинский Колледж Строительства и Менеджмента
ДОКЛАД
по теме: «Философия нового времени»
Алматы 2012
План
1. Вступление
2. Формирование философии Нового времени
3. Философский эмпиризм Бэкона и Гоббса
4. Философский рационализм Декарта.
5. Заключение
6.Литература:
1.Введение
Европейскую философию XVII века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое распространение в это время получает драматическое искусство.
Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.
Принципиальная новизна философии нового времени заключается в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, "природа" человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.
Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество , девизом которого было весьма красноречивое: "Ничего со слов!", т.е. - ничего "на веру" и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других академий.
2. Формирование философии Нового времени
С XVII в. начинается период в развитии западноевропейской философии, который обычно называют философией Нового времени. Формирование и характер новой европейской философии определили наряду с социально-экономическим фактором по крайней мере три идейных фактора - возрождение античных культурных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. Они обусловили постановку задачи исследования последних оснований бытия, познания и деятельности человека, способствовали освобождению философии от теологической проблематики и установлению тесной связи философии с наукой. При этом наука становится ферментом ее развития. Все это приводит к тому, что религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе.
В эпоху рабовладения и феодализма не было четкого разграничения между философией и отдельными науками. Тогда существовала единая, нерасчлененная область знания «философия-наука». В Новое время происходит выделение из нее, отпочкование отдельных естественнонаучных дисциплин - механики, астрономии, физики, химии и т.д. Это, естественно, изменило сферу действия новой философии и придало ее развитию особые черты и направления.
Во-первых, изменяется
предмет философии, а сами философы
сосредотачивают свое внимание на решение
вопроса о соотношении материи
и сознания, а также на логико-гносеологических
проблемах. Во-вторых, коренной перелом
в развитии естествознания, появление
и развитие частных методов и
приемов исследования в области
естественных наук поставили перед
философией задачу обобщения их достижений
и разработки общефилософского метода,
а также проблему соотношения
философии с частными науками. В-третьих,
огромные успехи в развитии естественных
наук и связанные с ними изменения
в области методологии научных
исследований чрезвычайно остро
поставили перед передовой
При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм как течение в гносеологии, связанное с достижениями естественных наук, зарождается в Италии и Нидерландах, но окончательное оформление получает в Англии. Рационализм, связанный главным образом с развитием математики, зародился еще в Древней Греции в философских системах Сократа и Платона. Однако окончательно он оформился как самостоятельное течение в гносеологии только в XVII в. Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта. Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму , б) либо из врожденных интеллектуальных потенций . Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.
3. Философский эмпиризм Бэкона и Гоббса
Родоначальником английского эмпиризма и материализма Нового времени был Фрэнсис Бэкон , барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский, английский государственный деятель, эссеист и философ. Родился в Лондоне 22 января 1561, был младшим сыном в семье сэра Николаса Бэкона, лорда-хранителя Большой государственной печати.
Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение двух лет, затем три года провел во Франции в свите английского посла. После смерти отца в 1579 остался практически без средств к существованию и поступил для изучения права в школу барристеров «Грейз инн». В 1582 стал барристером, а в 1584 членом парламента и вплоть до 1614 играл видную роль в дебатах на сессиях палаты общин. Время от времени он составлял послания королеве Елизавете, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам; возможно, последуй королева его советам, некоторых конфликтов между короной и парламентом можно было бы избежать. Однако его способности государственного деятеля не помогали его карьере, отчасти по той причине, что лорд Берли видел в Бэконе соперника своему сыну, отчасти же из-за того, что потерял расположение Елизаветы, мужественно возражая, по принципиальным соображениям, против принятия билля о субсидиях на покрытие расходов, понесенных в войне с Испанией .
Приблизительно
в 1591 он стал советником фаворита королевы
графа Эссекса, предложившего ему
щедрое вознаграждение. Впрочем, Бэкон
дал понять патрону, что предан прежде
всего своей стране, и когда
в 1601 Эссекс попытался организовать
переворот, Бэкон, будучи королевским
адвокатом, принял участие в его
осуждении как государственного
изменника. При Елизавете Бэкон
так и не поднялся до сколько-нибудь
высоких постов, однако после того,
как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт,
быстро продвинулся по службе. В 1607
он занял должность генерального
стряпчего, в 1613 – генерального атторнея,
в 1617 – лорда-хранителя Большой
государственной печати, а в 1618 получил
пост лорда-канцлера, самый высокий
в структуре судебной власти. В 1603
Бэкону было пожаловано звание рыцаря,
он был возведен в титул барона
Веруламского в 1618 и виконта Сент-Олбанского
в 1621.
Главным литературным
творением Бэкона считаются Опыты ,
над которыми он непрерывно работал в
течение 28 лет; десять эссе были опубликованы
в 1597, а к 1625 в книге было собрано уже 58
эссе, часть которых вышла в третьем издании
в переработанном виде. Стиль Опытов лаконичен
и назидателен, изобилует учеными примерами
и блестящими метафорами. Бэкон называл
свои опыты «отрывочными размышлениями»
о честолюбии, приближенных и друзьях,
о любви, богатстве, о занятиях наукой,
о почестях и славе, о превратностях вещей
и других аспектах человеческой жизни.
В них можно найти холодный расчет, к которому
не примешаны эмоции или непрактичный
идеализм, советы тем, кто делает карьеру.
Несмотря на
занятия Бэкона политикой и юриспруденцией,
главным делом его жизни были
философия и наука, и он величественно
провозгласил: «Все знание – область
моего попечения».
1) идолы рода, имеющие основание «в самой природе человека, племени или в самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувств человека есть мера вещей»;
2) идолы пещеры
есть «заблуждения отдельного
человека», обусловленные «
3) идолы площади
проистекают из взаимного
4) идолы театра,
которые вселились в души
Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе.
Бэкон не только
заложил основы материалистического
понимания природы, но и дал обоснование
индуктивному методу как движению мысли
от частного к общему. Проблему выбора
истинного метода и ее решение
Бэкон излагает аллегорическим способом.