Люди, по мнению
Бэкона, могут быть господами и
хозяевами природы. Однако степень
господства человека над природой зависит
от уровня развития его знаний. Отсюда
следует, что «знание и могущество
человека совпадают». Бэкону принадлежит
знаменитый афоризм: «Знание - сила», в
котором выражена практическая направленность
науки.
Бэкон оставил нам интересный набросок
классификации наук, положив в основу
ее человеческие способности. По его мнению,
теоретические науки основываются на
рассудке, исторические - на памяти, а творческие
- на способности воображения.
Борьба Бэкона
против авторитетов и метода «логических
дистинкций», выдвижение нового метода
познания и убеждение в том, что
исследование должно начинать с наблюдений,
а не с теорий, ставят его в
один ряд с важнейшими представителями
научной мысли Нового времени. Впрочем,
он не получил сколько-нибудь значительных
результатов – ни в эмпирическом
исследо вании, ни в области теории,
а его метод индуктивного познания
через исключения, который, как он
полагал, будет продуцировать новое
знание «подобно машине», не получил
признания в экспериментальной
науке.
В марте 1626, решив
проверить, в какой степени холод
замедляет процесс гниения, он экспериментировал
с курицей, набив ее снегом, однако
при этом простудился. Умер Бэкон
в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626
г.
Дальнейшее развитие и систематизацию
материализм XVII в. получил в творчестве
Т. Гоббса Английский философ и литератор,
родился 5 апреля 1588 в Малмсбери раньше
положенного срока, после того как его
мать напугало известие о приближении
Испанской Армады.
Несмотря на это неблагоприятное стечение
обстоятельств, он прожил необычайно долгую
и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему
как к автору философских трактатов, однако
склонность к философии проявилась, когда
ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один
из самых значительных периодов английской
истории. Он учился в школе, когда заканчивалось
царствование Елизаветы I, был выпускником
университета, наставником и знатоком
древних языков в эпоху Якова I, изучал
философию в правление Карла I, был знаменит
и находился под подозрением при Кромвеле
и, наконец, вошел в моду как историк, поэт
и почти что непременный атрибут британской
жизни в эпоху Реставрации.
Гоббс был воспитан дядей, обладавшим
значительным состоянием и стремившимся
дать своему племяннику достойное образование.
Ребенок пошел в школу в четыре года и
с шести лет учил латынь и греческий. В
четырнадцать лет, освоив языки настолько,
что мог свободно перелагать Еврипида
латинским ямбом, был отдан в Модлин-Холл,
один из колледжей Оксфордского университета,
где спустя пять лет получил степень бакалавра.
В 1608 Гоббсу повезло: он получил место
воспитателя в семье Уильяма Кавендиша,
графа Девонширского. Так началась длившаяся
всю его жизнь связь с семейством Кавендишей.
Средств, которые он получал благодаря
своему наставничеству, хватало на то,
чтобы продолжить академические занятия.
Гоббс также имел возможность познакомиться
с влиятельными людьми, в его распоряжении
находилась первоклассная библиотека,
а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях
молодого Кавендиша, он смог посетить
Францию и Италию, что послужило сильнейшим
стимулом его умственного развития. По
сути дела, интеллектуальная биография
Гоббса, единственный заслуживающий интереса
аспект его жизни, может быть поделена
на периоды соответственно трем путешествиям
по Европе.
Первое путешествие в 1610 вдохновило его
на изучение античных авторов, поскольку
в Европе аристотелевская философия, в
традициях которой он был воспитан, считалась
уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию,
полный решимости глубже познакомиться
с мыслителями античности. В этом его укрепили
и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом
Бэконом «во время чудесных прогулок в
Горамбери». Эти беседы состоялись, по-видимому,
между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен
в отставку и занимался сочинением трактатов
и разнообразными проектами научных исследований.
Вероятно, Гоббсу передалось не только
бэконовское презрение к аристотелизму,
но также убеждение в том, что знание –
это сила, а целью науки является улучшение
условий человеческой жизни. В автобиографии,
написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях
античностью как о счастливейшем периоде
своей жизни. Его завершением следует
считать перевод Истории Фукидида, опубликованный
отчасти для того, чтобы предупредить
соотечественников об опасностях демократии,
ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду,
был на стороне «царской» власти.
В 1628, во время
своего второго путешествия в
Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией.
Гоббс теперь убежден, что геометрия
дает метод, благодаря которому его
взгляды на общественное устройство
могут быть представлены в виде неопровержимых
доказательств. Болезни общества, находящегося
на грани гражданской войны, будут
излечены, если люди вникнут в обоснование
разумного государственного устройства,
изложенное в виде ясных и последовательных
тезисов, подобных доказательствам
геометра.
Третье путешествие Гоббса по континентальной
Европе внесло еще один ингредиент в его
систему натуральной и социальной философии.
В Париже он становится членом кружка
Мерсенна, в который входили Р. Декарт,
П. Гассенди и другие представители новой
науки и философии, а в 1636 совершает паломничество
в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке
собственной философской системы; существует
мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу
распространить принципы новой натурфилософии
на сферу человеческой деятельности.
Грандиозной идеей Гоббса было обобщение
науки механики и геометрическая дедукция
человеческого поведения из абстрактных
принципов новой науки о движении. «Ибо,
наблюдая, что жизнь есть лишь движение
членов... что такое сердце, как не пружина?
Что такое нервы, как не такие же нити,
а суставы – как не такие же колеса, сообщающие
движение всему телу так, как этого хотел
мастер?»
По мнению Гоббса,
его оригинальным вкладом в философию
была разработанная им оптика, а
также теория государства. «Краткий
трактат о первых принципах» Гоббса
представляет собой критику аристотелевской
теории ощущения и набросок новой
механики. После возвращения в
Англию мысли Гоббса вновь обратились
к политике – общество накануне
гражданской войны бурлило. В 1640
он пустил по рукам, как раз во время
знаменитой парламентской сессии, трактат
«Начала закона, естественного и
политического», в котором доказывал
необходимость единой и неделимой
власти суверена. Этот трактат был опубликован
позднее, в 1650 в двух частях – «Человеческая
природа» и «О теле политическом». Когда
парламент выставил требование об отставке
графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что
его открыто роялистские взгляды могут
стать угрозой для жизни, бежал на континент.
Характерно, что позднее он гордился тем,
что «был первым из тех, кто бежал». Трактат
«О гражданстве» появился вскоре после
этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647,
а английский вариант в 1651 под названием
«Наброски философии государства и общества».
Эта книга – вторая по значению в идейном
наследии Гоббса после более позднего
«Левиафана». В ней он пытался окончательно
определить надлежащие задачи и границы
власти, а также характер отношений церкви
и государства.
Гоббс планировал написание философской
трилогии, которая бы давала трактовку
тела, человека и гражданина. Работа над
этим грандиозным проектом постоянно
прерывалась из-за событий на политической
сцене и в личной жизни Гоббса. Он начал
работать над трактатом «О теле» вскоре
после публикации трактата «О гражданстве»,
однако закончил его только после своего
возвращения в Англию. Трактат «О человеке»
появился в 1658.
Когда молодой
принц Карл был вынужден бежать в Париж
после поражения в битве при Нейзби, Гоббс
отложил свои размышления о физике и начал
работать над своим шедевром – трактатом
«Левиафан, или материя, форма и власть
государства церковного и гражданского»
,в котором лаконично и остро сформулировал
свои взгляды на человека и государство.
Он был приглашен к принцу учителем математики
– должность, которую ему пришлось оставить
из-за серьезной болезни.
Положение Гоббса
в Париже стало весьма опасным
после смерти в 1648 Мерсенна, его друга
и покровителя. Гоббса заподозрили
в атеизме и борьбе с католицизмом.
Карл I был казнен в 1649, и вплоть до
1653, когда Кромвель стал лордом-протектором,
велись непрестанные дискуссии о
надлежащей форме правления. «Левиафан»
появился как раз вовремя, а приводившаяся
в нем аргументация и нежелание
Гоббса находиться в слишком близких
отношениях с принцем Карлом позволили
ему испросить у Кромвеля разрешения
вернуться на родину.
Вернувшись в Англию в конце 1651, Гоббс
вскоре вступил в дискуссию с епископом
Бремхоллом по вопросу о свободе воли.
В результате появилась его работа «Вопросы
касательно свободы, необходимости и случая».
Затем он оказался замешанным в самом
унизительном в его жизни споре, ибо в
двадцатой главе трактата «О теле» Гоббс
предложил способ вычисления квадратуры
круга. Это было замечено Джоном Валлисом
, профессором геометрии, и Сетом Уордом,
профессором астрономии. Оба они были
пуританами и входили в число основателей
Королевского общества в Лондоне, в которое
Гоббсу так и не довелось вступить. Профессора
были раздражены критикой Гоббсом системы
университетского образования и отомстили,
указав на его невежество в области математики.
Сделать это было нетрудно, поскольку
Гоббс начал заниматся геометрией в сорок
лет, да и Декарт уже указывал на любительский
характер его доказательств. Скандал длился
около двадцати лет и зачастую принимал
характер личных выпадов с обеих сторон.
К этому времени относятся работы Гоббса
«Шесть уроков профессорам математики
Оксфордского университета»; «Диалоги
о физике, или о природе воздуха»; «Господин
Гоббс с точки зрения его лояльности, веры,
репутации и поведения» и другие труды.
Однако энергия
Гоббса, замечательная для человека
его возраста, не уходила полностью
на эти безнадежные споры. В 1658 он
опубликовал вторую часть трилогии
– трактат О человеке. Затем
произошли достойные сожаления
события, остановившие поток его
публикаций. В период Реставрации, несмотря
на то что Гоббс был представлен
ко двору, а король весьма ценил его
остроумие, он стал жертвой предрассудков
и страха, охватившего в то время общество.
Искали причину для неудовольствия Бога,
выразившегося в ужасной эпидемии чумы
и сильнейшем пожаре в Лондоне (соответственно
в 1664–1665 и 1666), и в парламенте обсуждался
билль против атеизма и богохульства.
Была создана комиссия, в задачу которой
входило изучение на этот предмет «Левиафана».
Однако вскоре дело было закрыто, по-видимому,
после вмешательства Карла II.
Тем не менее
Гоббсу было запрещено публиковать
сочинения на актуальные темы, и
он занялся историческими изысканиями.
В 1668 был закончен труд «Бегемот, или
Долгий парламент» – история гражданской
войны с точки зрения его философии
человека и общества; работа была опубликована
после смерти мыслителя, не ранее 1692.
Прочитав «Начала общего права Англии»
Ф.Бэкона, которые ему послал его
друг Джон Обри, Гоббс в возрасте
76 лет написал работу «Диалоги между
философом и изучающим общее
право Англии», опубликованную посмертно
в 1681.
В 1675 он покинул Лондон, перебравшись в
Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной скорой
неминуемой смерти. Говорят, что, услышав
о своей неизлечимой болезни, Гоббс заметил:
«Наконец-то я обрету лазейку и выберусь
из этого мира». Он забавлялся тем, что
разрешил друзьям заготовить впрок надгробные
эпитафии. Более всего ему понравились
слова: «Вот истинный философский камень».
Умер Гоббс в Хардвик-Холле 4 декабря 1679.
Будучи представителем передовой философии
своего времени, Гоббс выступал против
церкви и религиозной схоластики и ставил
своей целью создание философии, тождественной
естественному человеческому разуму и
способной научить людей правильному
мышлению. Математику он считал образцом
знания и утверждал, что только она способна
дать необходимо достоверное и всеобщее
знание. Философия, по Гоббсу, «врождена
каждому человеку, ибо каждый в известной
мере рассуждает о каких-нибудь вещах».
Под рассуждением он понимает исчисление,
поскольку вычислить - это значит найти
сумму складываемых вещей или определить
остаток при вычитании чего-либо из другого.
Значит, рассуждать - это то же самое, что
складывать и вычитать. Таким образом,
логика у Гоббса совпадает с математикой,
а мышление - с техникой счета.
В центр философии
Гоббс ставит понятие тела, под
которым понимается то, что имеет
свойства, что подвержено возникновению
и уничтожению. Опираясь на такое
понимание тела, он выделяет в философии
две части - философию природы
и философию государства. Если первая
охватывает предметы и явления, которые
называют естественными, то вторая - искусственные
тела, возникающие благодаря человеческой
воле, в силу договора и соглашения
людей.
Гоббс был представителем
номинализма и эмпиризма в
гносеологии, хотя в его учении налицо
и некоторые элементы рационализма.
Он подчеркивал, что в человеческом
уме нет ни одного понятия, которого
не было бы первоначально в органах
ощущения.
Гоббс различал
два рода знания: 1) знание, доставляемое
ощущением и памятью и дающее
нам лишь знание факта и 2) знание
научное, представляющее собой «знание
связей и зависимостей фактов». При
этом он отвергает декартовскую интуицию
как высший вид познания.
Гоббс принадлежит
к числу тех философов, которые
создавая всеобъемлющую философскую
систему, выделял одну главную проблему
-проблему государства. Решая ее, он
высказал ряд новых идей о человеке
и обществе. Гоббс считал, что
люди, стремясь выйти из естественного
состояния, создают на основе общественного
договора государство. Государство
есть некое искусственное тело, механизм,
живущий искусственной жизнью. Главная
его цель - забота о благосостоянии
граждан. Государство понималось им
в качестве единственной формы существования
общества.
4. Философский рационализм Декарта. Учение
о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
Родоначальником
рационализма Нового времени был Рене
Декарт. Этот французский философ, математик
и естествоиспытатель, более других ответственный
за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового
времени от Cредневековья.
Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ в провинции
Турень в семье мелкопоместного дворянина
Иоахима Декарта, советника парламента
Бретани. О детстве и юности Декарта известно
немногое, в основном из его сочинений,
переписки и биографии, написанной Адрианом
Байе, правильность данных которой подвергалась,
с одной стороны, критике, с другой – защищалась
позднейшими историками. Для раннего периода
жизни Декарта важно, что он учился в организованном
иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции
Анжу, куда был отдан в 1604 или в 1606 и
где провел более восьми лет. Там, пишет
Декарт, он убедился, сколь мало мы знаем,
хотя в математике дела в этом смысле обстоят
лучше, чем в любой другой области; он понял
также, что для обнаружения истины необходимо
отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий
традиции или сегодняшнему дню, и не принимать
ничего на веру, пока оно не будет окончательно
доказано. Декарт – продолжатель великого
интеллектуального наследия греков, бывшего
в забвении в римскую эпоху и Средние века.
Идеи греков стали возрождаться за несколько
веков до Декарта, однако именно у него
они вновь обрели свой первоначальный
блеск.
Прошло немало времени, прежде чем взгляды
Декарта окончательно оформились и были
опубликованы. В 1616 он получил степень
бакалавра права в университете города
Пуатье, хотя впоследствии никогда не
занимался юридической практикой. В возрасте
20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился
в Голландию, где в 1618 записался добровольцем
в протестантскую армию, через год был
направлен под командование Морица Оранского,
затем вступил в армию герцога Баварии
Максимилиана I. В качестве вольнонаемного
офицера путешествовал по Германии, Австрии,
Италии и, по-видимому, также по Дании,
Польше и Венгрии. Затем возвратился в
Париж и приступил к написанию своих трудов.
Декарт сразу же столкнулся с практической
проблемой: как сделать, чтобы отрицание
авторитетов и традиции не было в глазах
общества отрицанием этики и религии,
и каким образом не превратить самого
себя во врага в глазах католической церкви.
Эта проблема встала еще более остро, когда
инквизиция осудила «Диалог» Галилея.
Декарт, живший в то время в Голландии,
работал над произведением, получившим
название «Мир, или Трактат о свете» в
котором выражал свое согласие с учением
Галилея; однако ввиду случившегося отложил
работу над книгой, посчитав ее опасной.
После этого Декарт стал бывать только
в странах с высокой степенью интеллектуальной
свободы: в Голландии, которая стала ему
вторым домом и куда он перебрался в 1628,
Англии и Швеции. Но даже в протестантской
Голландии он подвергся своего рода религиозному
преследованию со стороны голландских
гугенотов. Декарт всячески пытался убедить
католическую церковь в благонамеренности
своей философии и даже в том, что ее следует
принять в качестве официальной доктрины
церкви. Хотя его усилия в этом направлении
не увенчались успехом, они, по-видимому,
какое-то время сдерживали неодобрительную
реакцию церкви.