Будучи своего
рода затворником , Декарт посвящал
время узкому кругу друзей и детальной
разработке своих научных, философских
и математических теорий. Его первая опубликованная
работа появилась лишь в 1637, однако благодаря
ей и последующим трудам он завоевал известность
в Европе. В 1649 Декарт переехал в Стокгольм,
чтобы наставить в принципах картезианства
королеву Швеции Кристину по ее просьбе.
Имея привычку проводить утренние часы
в постели, Декарт был вынужден вставать
зимой посреди ночи и добираться до королевского
дворца, преодолевая значительное расстояние.
Возвращаясь как-то с уроков, назначенных
на пять утра, он простудился и умер от
пневмонии на девятый день болезни 11 февраля
1650. Спустя шестнадцать лет останки Декарта
были перенесены во Францию, и ныне прах
его покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре
в Париже.
Целью Декарта было описание природы при
помощи математических законов. Основные
идеи философа намечены в первой опубликованной
работе – «Рассуждение о методе, чтобы
верно направлять свой разум и отыскивать
истину в науках» с приложением метода
в трактатах «Диоптрика», «Метеоры» и
«Геометрия». В ней Декарт предложил метод,
который, как он утверждал, позволяет решить
любую проблему, поддающуюся решению с
помощью человеческого разума и имеющихся
в наличии фактов. К сожалению, приведенная
им формулировка метода весьма лаконична.
Притязание подкрепляется примерами результатов,
полученных с помощью метода, и хотя Декарт
делает несколько ошибок, следует заметить,
что эти результаты были получены во многих
областях и за весьма малый отрезок времени.
В самом «Рассуждении» центральная проблема
метафизики – отношение сознания и материи
– получила решение, которое, истинно
оно или ложно, остается самой влиятельной
доктриной Нового времени. В «Рассуждении»
также рассмотрен вопрос о кровообращении;
Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея,
но ошибочно заключает, что причиной сокращения
сердца является теплота, которая концентрируется
в сердце и по кровеносным сосудам сообщается
всем частям тела, а также само движение
крови. В «Диоптрике» он формулирует закон
преломления света, объясняет, как функционируют
нормальный глаз и глаз, имеющий дефекты,
как действуют линзы, зрительные трубы
, и развивает теорию оптических поверхностей.
Декарт формулирует идеи «волновой» теории
света и делает попытку «векторного» анализа
движения. Он развивает теорию сферической
аберрации – искажения изображения, вызванного
сферической формой линзы, – и указывает,
каким образом ее можно исправить; объясняет,
как установить световую силу телескопа,
открывает принципы работы того, что в
будущем назовут ирисовой диафрагмой,
а также искателя для телескопа, гиперболической
поверхности с определенным параметром
для повышения яркости изображения, конденсора
и конструкций, позволявших осуществлять
тонкие движения микроскопа. В следующем
приложении, «Метеорах», Декарт отвергает
понятие теплоты как жидкости и формулирует
по сути кинетическую теорию теплоты;
он также выдвигает идею специфической
теплоты, согласно которой у каждого вещества
своя мера получения и сохранения тепла,
и предлагает формулировку закона соотношения
объема и температуры газа. Декарт излагает
первую современную теорию ветров, облаков
и осадков; дает верное и детальное описание
и объяснение явления радуги. В «Геометрии»
он разрабатывает новую область математики
– аналитическую геометрию, соединяя
ранее существовавшие раздельно дисциплины
алгебры и геометрии и решая за счет этого
проблемы той и другой области. Из его
идей впоследствии возникает главное
достижение математики Нового времени
– дифференциальное и интегральное исчисления,
которые были изобретены Готфридом Лейбницем
и Исааком Ньютоном и стали математической
основой классической физики.
Если эти достижения действительно были
продуктом нового метода, то Декарту удалось
самым убедительным образом доказать
его эффективность; однако в «Рассуждении»
содержится совсем немного информации
о методе, если не считать советов не принимать
ничего за истину, пока это не доказано,
разделять всякую проблему на столько
частей, на сколько возможно, располагать
мысли в определенном порядке, начиная
с простого и переходя к сложному, и делать
всюду перечни настолько полные и обзоры
столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным,
что ничего не пропущено. Гораздо более
подробное описание метода Декарт собирался
дать в трактате «Правила для руководства
ума», который остался наполовину незаконченным
и был опубликован только после смерти
философа.
Декарт выступает как творец дуалистической
философии, автономной от религиозных
предпосылок. Он ставил перед собой задачу
создать философию заново, утвердив ее
на незыблемых основах несомненного знания.
Основой для преобразования философии
Декарт считал математику, которой должны
быть подчинены все науки.
Представляя мир как творение бога, Декарт
отрицал единство мира и утверждал, что
мир состоит из двух самостоятельных независимых
субстанций: духовной и материальной.
Поскольку же в качестве исходного пункта
философии берется не бытие, а мышление,
то Декарт склоняется к идеализму.
Философия для Декарта предстает основой
всех наук, в фундаменте которой находится
метафизика. Раскрывая систему философского
знания, Декарт писал: «Вся философия подобна
дереву, корни которого -метафизика, ствол
- физика, а ветви, исходящие из этого ствола,
- все прочие науки, сводящиеся к трем главным:
медицине, механике и этике». Все знание
- от метафизики до этики - строится единым
методом рационального рассуждения, подобного
геометрическому.Философское знание должно
опираться, по Декарту, на положение, истинность
которого не вызывает сомнения. Для того
чтобы найти такое положение, он становится
на позиции радикального скептицизма,
отвергая все, в чем можно хоть как-нибудь
усомниться. Провозгласив сомнение исходным
пунктом всякого исследования, Декарт
ставит цель - помочь человечеству избавиться
от всех предрассудков. В основе знания
должно лежать, по его мнению, утверждение
очевидное и достоверное.
Сомнительными для него оказываются существование
бога, внешнего мира и собственного тела.
Несомненно лишь положение: «Я мыслю, следовательно,
я существую». Исходя из акта мышления,
Декарт пытается доказать необходимость
правильного познания бытия. Только обладая
истинным методом, возможно, по Декарту,
«добиваться познания всего». В «Рассуждении
о методе» Декарт выделяет четыре основных
правила метода. Первое правило требует
принимать за истинное все то, что воспринимается
в очень ясном и отчетливом виде и не дает
повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне
самоочевидно. Второе правило предлагает
делить каждую сложную вещь на более простые
составляющие. В ходе деления желательно
дойти до самых простых, ясных и самоочевидных
вещей. Согласно третьему правилу,
следует придерживаться определенного
порядка мышления,, начиная с простых элементов
и переходя постепенно к более сложным.
Четвертое правило ориентирует на достижение
полноты знания и требует составлять всегда
перечни столь полные и обзоры столь общие,
чтобы была уверенность в отсутствии упущений.
Двумя основными путями, ведущими к познанию
мира, являются, по Декарту, интуиция и
дедукция. Под интуицией он разумеет понятие
ясного и внимательного ума настолько
простое и очевидное, что оно не оставляет
никакого сомнения в том, что мы мыслим.
Прообразом такой интуиции являются аксиомы
геометрии. Исходя из интуитивно-достоверных
основоположений, следует двигаться по
ступеням дедукции, т.е. продвигаться от
общих положений к частным. Разрабатывая
рационализм, Декарт полагал, что в акте
познания разум человека не нуждается
в чувственных вещах, поскольку истинность
знаний находится в самом разуме, в постигаемых
разумом представлениях и понятиях. Для
оправдания учения о разуме как главном
и единственном источнике знаний, Декарт
был вынужден признать, что нематериальная,
т.е. духовная субстанция имеет в себе
изначально врожденные идеи. К ним он относит
идею бога, идею духовной субстанции, идею
материальной субстанции, идею чисел и
фигур, идеи различных геометрических
фигур и т.д. Правда, врожденные идеи - это
еще не готовые истины, а предположения
разума. Поэтому в познании главная роль
принадлежит разуму, а не ощущениям. Разум
же может достичь истинного знания, если
будет исходить из достоверного, дедуктивного
метода. При этом Декарт полагал, что с
помощью дедуктивного метода можно логически
вывести все знания о мире.
Декарт не признавал качественного различия
между неорганическими и органическими
явлениями. Животные для него являлись
своего рода машинами. Отличие человека
от них виделась ему в наличии у него двух
субстанций - телесной и духовной, а также
в том, что у человека имеются врожденные
идеи.
5.Заключение
XVI-XVII века - время,
обозначившее крупные перемены
в жизни Европы. Сдвиги в образе
жизни, системе ценностей, духовном
мироощущении - все это нашло свое
отражение в новой проблематике
и стиле философии. Важным событием,
определившим характер и направленность
философской мысли, стала научная
революция. Ее начало было положено
открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa,
Тихо де Браге, Г. Галилея,
а завершение выпало Ньютону.
Философия должна была осознать
смысл и масштаб происходящих
перемен и ввести современников
в новый мир, мир с иным
местоположением самого человека
в его отношении к природе,
обществу, самому себе и Богу.
Новый духовный мир выстраивался и обживался
людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях.
Освобождение от власти прежних традиции
требовало мужества, усилий и значительного
времени. Прошлое сказывалось и на тех,
кто прокладывал пути в этот новый мир.
В философии этого периода выделяются
три теоретически обоснованные концепции
познания и проникновения в тайны природы
и человека.
Первая из них - философия Р.Декарта, картезианский
рационализм, оказавший влияние на последующую
европейскую мысль и явившийся теоретической
основой эстетики и искусства классицизма.
Вторая разрабатываемая концепция, вступавшая
в прямую полемику с картезианством, получила
название эмпирического, сенсуалистского,
метафизического материализма (Бэкон,
Гассенди, Локк, Гоббс). Третья творческая
концепция, представленная в мысли XVII
века, - философия мистического рационализма
Блеза Паскаля, точнее, философия человека
как совпадения противоположностей "величия
и ничтожества", духа и материи, разума
и страстей, истины и заблуждения, вечности
и конечности. Его мысль, пытающаяся найти
ключи к объяснению бесконечных противоположностей,
сходящихся в человеке, в определенной
мере послужила теоретическому обоснованию
нового формообразующего стиля барокко
в культуре XVII-XVIII вв.
6.Список используемой литературы
1. Антонов
Е.А. История философии.– Белгород,
2000.
2. История
философии: Запад – Россия
– Восток
3. Лазарев
В.В. Становление философского
сознания Нового времени
4. Соколов В.В.
Европейская философия ХV-ХVII веков.