Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 01:18, реферат

Описание работы

Как и любая философская категория субстанция имеет множество «лиц», которые меняются в зависимости от учения и исторического этапа. Спор философских течений о сути субстанции и составляет философскую проблему рассмотренную в данной работе. Для углубления в данную проблему приведу базовые определения субстанции и основных течения имеющие разные взгляды на проблему субстанции. Философский словарь 1972 г. издания дает следующую картину проблемы в тонах марксистско-ленинской идеологии, однако позволяющую получить представление о
состоянии вопроса.

Содержание работы

I. ВСТУПЛЕНИЕ.
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
1. СУБСТАНЦИЯ.
2. МОНИЗМ.
3. ДУАЛИЗМ.
4. ПЛЮРАЛИЗМ.
5. НЕОПОЗИТИВИЗМ.
6. ИДЕАЛИЗМ.
7. МАТЕРИАЛИЗМ
III. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.
1. БАРУХ СПИНОЗА.
2. ИММАНУИЛ КАНТ.
3. ТОМАС ГОББС.
4. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ.
5. ПЛАТОН.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 112.26 Кб (Скачать файл)

решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в

том числе рассуждения  о связи трехмерности пространства и закона всемирного

тяготения. "Мысли ..." печатались с 1746 по 1749 год. В 1747 году, не защитив

магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. Однако, его

странствия ограничиваются пределами Восточной Пруссии. В  глухой провинции

философ пробует себя в  роли домашнего учителя последовательно  в трех семьях:

пастора деревни Юдшен в Литве, богатого помещика под Остероде и графа

Кайзерлинга. В Прусском захолустье Кант приобрел педагогические навыки, прошел

школу житейского опыта. Свободный  доступ к книгам и обилие свободного времени

заложили фундамент будущей  научной деятельности. В этот период Кант написал

рукопись по астрономии "Космогония или попытка объяснить происхождение

мироздания, образование  небесных тел и причины их движения общими законами

развития материи в  соответствии с теорией Ньютона". Статья была написана на

конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук, но молодой  ученый не

решился принять участие  в конкурсе. Статья была опубликована только 1754 году

после возвращения Канта  в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754

года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, -

"Вопрос о том, стареет  ли Земля с физической точки  зрения". Эти две статьи были

как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре написан. Его

окончательное название гласило "Всеобщая естественная история  и теория неба,

или попытка истолковать  строение и механистическое происхождение  всего

мироздания, исходя из принципов  Ньютона". Трактат вышел анонимно в 1755 году, и

вскоре в одном из гамбургских  изданий появилась одобрительная  рецензия.

Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать пытливость натуралиста с

привычными с  детства догматами церкви. Приступая к изложению

космогонической системы  Кант озабочен одним: как согласовать  ее с верой в бога.

Философ убежден, что противоречия между его гипотезой и традиционным

религиозными (христианским) верованием нет.

К концу 1755 года Кант был  уже автором двух статей и двух серьезных трактатов по

вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученых кругах Пруссии,

однако все еще числился студентом, или, точнее, кандидатом (так  в Германии

именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебном заведении, но не

завершившие должным образом свое образование). Задумываясь о будущем, Кант

видел себя университетским  преподавателем. Для осуществления  мечты ему

оставалось получить лишь ученую степень. 17 апреля 1755 года Кант подает на

философский факультет магистерскую диссертацию "Об огне" и через  четыре недели

сдает устный магистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском

университете состоялся  торжественный акт возведения молодого философа в ученую

степень. Для того, что  бы получить право читать лекции, Канту  предстояло пройти

габилитацию (так именовалась защита специальной диссертации в публичном

диспуте). Новая диссертация Канта называлась "Новое освещение первых принципов

метафизического познания". Защитив ее, ученый получает звание приват-доцента,

т.е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В

этот период естественно - научные материи по - прежнему занимают доминирующее

положение в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается  и интерес к

философии. Первой собственно философской работой была габилитационная

диссертация "Новое освещение  первых принципов метафизического  познания". В ней

Кант исследует установленный  Лейбницем принцип достаточного основания.

Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания,

реальным и  логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш

будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших  знаний не тождественны.

Принцип достаточного основания  философ соотносит с поведением человека. Так в

этой диссертации впервые  возникает проблема свободы, которая  в будущем

превратится в лейтмотив  всего творчества Канта. Он считает, что идея

определяющего основания  не противоречит свободе. Он понимает свободу как

сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В

дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к выводу, что человек не может

полагаться только на свои влечения, так как все они жестко детерминированы

природой, и поступать  в соответствии с ними - значит оставаться животным. В

целом в этой диссертации Кант отстаивает лейбницианско-вольфианскую точку

зрения. Хотя в некоторых  существенных деталях, например при  разрешении проблемы

взаимоотношения души и тела, ему ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии

бытия и его всеобщей устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.

1762 год был переломным  для философа. Принято считать,  что важнейшую роль в

новых исканиях Канта, которые  в дальнейшем привели к созданию его критической

философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо. Руссо  стал для

Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если по влиянием

ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство

солнечной системы, мир в  целом, то парадоксы Руссо помогли  ему заглянуть в

тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии называл еще и

Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог ему  пробудиться от

догматического сна". Руссо  повлиял на Канта как человека и моралиста, Юм

подтолкнул его новым  теоретико-познавательным поискам, пересмотру

метафизических догм, формированию новой теории познания.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в Пруссии.

В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать "Биографии знаменитых

философов и историков XVIII века в Германии и за ее пределами". Кант включен в

сборник, и автор обращается к нему за необходимыми материалами. Почти

одновременно приходит приглашение  на работу в Эрланген. Куратор местного

университета предлагает Канту занять только что созданную  кафедру теоретической

философии. Кант отклоняет  это предложение. Другое приглашение, пришедшее в

январе 1770 года из Иены, тоже было отклонено. Извиняясь и отказываясь от этого

предложения, философ ссылается  на привязанность к родному городу, а также на

"возможные проблески  близкой вакансии" у него дома. Наконец 31 марта 1770 года

мечта Канта сбылась. Специальным  указом короля он был назначен ординарным

профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще  одну

формальность, без которой  назначение было недействительно: необходимо защитить

профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась "О  форме и принципах

чувственно воспринимаемого  и интеллигибельного мира". В  ней был зафиксирован

новый "переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самого автора, год

назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции пришел

своеобразный  дуализм во взглядах. Канта уже  не волнует вопрос, как данные

органов чувств связаны с интеллектом, - он развел в разные стороны эти два вида

духовной деятельности. "Источники всех наших представлений, - говорится в

работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые дают нам причины

познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам  познающего

субъекта... Вторые относятся к самим предметам". Чувственность, с

точки зрения Канта, имеет  дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный, т.е.

умопостигаемый, предмет  он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый  как феномен,

существует во времени  и пространстве. Но время и пространство не есть нечто

само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально

присущие человеческому  уму для координации между  собой чувственно

воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере  предметов самих по

себе, времени и пространства нет. Это утверждение явно противоречит позиции

Лейбница и Вольфа, признававших подлинную реальность продолжительности и

протяженности. Еще недавно  Кант призывал науку опираться исключительно  на опыт,

теперь у него другая забота - предостеречь ее от переоценки опыта. Философ

осознает, что принципы чувственного познания не должны выходить за свои пределы

и касаться сферы рассудка. Позднее он уточнит свою мысль: "в  чисто эмпирическом

блуждании без руководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы

искать, никогда нельзя найти  что - либо целесообразное". В письме к Ламберту,

которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать

специальную дисциплину - "общую  феноменологию" с задачей очертить пределы

чувственного познания, дабы не переносить его на предметы "чистого  разума".

Дарственные экземпляры диссертации  были вручены также Мендельсону  и

прославившему себя работами по философии искусства И. - Г. Зульцеру. Вскоре

одно за другим пришли три  ответных письма. Кант не ответил ни на одно из них.

Каждое ставило перед  ним проблемы, влекло за собой размышления, пока

безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому  другу

Марку Герцу и просит его  принести извинения Ламберту, Мендельсону  и Зульцеру. В

этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, что надо еще думать

над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату этого письма (21

февраля 1772 года) принято  считать днем рождения главного философского труда

Канта. Первоначальное его  название гласило "Границы чувственности  и рассудка",

но уже в первоначальном варианте текста возникает выражение "критика чистого

разума". Будущая книга, по мнению Канта, должна дать "ключ к  тайне всей

метафизики".

     ТОМАС ГОББС ( философский взгляды характерные  материализму )

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель и философ-

материалист, творчество которого относится к периоду английской революции

середины XVII в. В своих  произведениях “О гражданке” и  “Левиафан” Гоббс

впервые в Новое время  в систематическом виде разработал светскую теорию

политической власти, государства  и права. В познавательном аспекте  данное

учение было направленно  против схоластических феодально-религиозных  воззрений

на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на

обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной  обуздать

революционные страсти и  обеспечить прочный мир.

В условиях, когда пришедшие  к власти крупная буржуазия и  новое дворянство

боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией,

“Левиафан” оказался спроецированным прежде всего на оправдание буржуазно-

дворянской диктатуры  Кромвеля.

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических

порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс

подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки,

полагая, что постижение закономерностей политической жизни  должно служить

искоренению кровополитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле  теорий естественного

права и договорного происхождения  политической власти. Причину возникновения

политической власти и  государства он связывал с природой, качествами человека

как разумного существа, но в то же время глубоко егоистического, наделенного

такими естественными  страстями, как властолюбие, жажда  богатства и

удовольствий. В отличие  от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека

не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в

естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны

сохранить мир, стоят перед  угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты

самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти  из состояния “войны

всех против всех”. Как  следствие этого создается “общая власть”, которая

должна обеспечить мир  и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя

его действия к общему благу.

Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс

развивал с помощью  концепции договорного происхождения  политической власти.

Государство, считал он, возникает  на основе договора. Договорное учение о

государстве было направлено против феодально-теологических трактовок

(патриархальной, монархии  божьей милостью и др.) и в  целом соответствовало

капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как

известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол

мистицизма; оно стало  рассматриваться как один из многочисленных результатов

правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.

Договор как основа возникновения  государства в теории Гоббса является

Информация о работе Философия нового времени