Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 01:18, реферат

Описание работы

Как и любая философская категория субстанция имеет множество «лиц», которые меняются в зависимости от учения и исторического этапа. Спор философских течений о сути субстанции и составляет философскую проблему рассмотренную в данной работе. Для углубления в данную проблему приведу базовые определения субстанции и основных течения имеющие разные взгляды на проблему субстанции. Философский словарь 1972 г. издания дает следующую картину проблемы в тонах марксистско-ленинской идеологии, однако позволяющую получить представление о
состоянии вопроса.

Содержание работы

I. ВСТУПЛЕНИЕ.
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
1. СУБСТАНЦИЯ.
2. МОНИЗМ.
3. ДУАЛИЗМ.
4. ПЛЮРАЛИЗМ.
5. НЕОПОЗИТИВИЗМ.
6. ИДЕАЛИЗМ.
7. МАТЕРИАЛИЗМ
III. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.
1. БАРУХ СПИНОЗА.
2. ИММАНУИЛ КАНТ.
3. ТОМАС ГОББС.
4. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ.
5. ПЛАТОН.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 112.26 Кб (Скачать файл)

противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность

всех людей в объективном  существовании внешнего мира и как  философское

мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки

зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает первичность

материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,

несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая

сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение

внешнего  мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы. Обобщая

достижения наук, материализм  способствовал росту научного знания,

совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное

влияние на успехи человеческой практики. В процессе взаимодействия

материализма и специальных  наук изменялись вид и формы самого материализма.

Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии, в

рабовладельческих обществах  древней Индии, Китая и Греции — за несколько вв. до

н. э. в связи с прогрессом научных знаний в области астрономии, математики и

др. наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного материализма. (Лао-цзы,

Ян Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит, Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит,

Эпикур и др.) состоит  в признании материальности мира, его существования

независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в

многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего

(Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об

атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит) . Многие древние

материалисты были стихийными диалектиками.  Однако большинство  из них еще не

проводили четкого различения между физическим я психическим, наделяя свойствами

последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие материалистических и

диалектических положений  сочеталось еще в древнем материализме - с влиянием

мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции

проявлялись в форме номинализма, учений о «вечности природы и  бога» и

раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Бруно,

ряд представителей натурфилософии этой эпохи) часто был облечен в форму

пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности  и во многом

напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие материализм  получил

в 17—18 вв. с странах Европы (Бэкон. Галилей, Гоббс. Гассенди, Спиноза. Локк).

Эта форма материализма - возникла на почве зарождающегося капитализма и

связанного с ним роста  производства, техники, науки. Выступая в качестве

идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со

средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как

учителю и к природе  как объекту философии. Материализм 17—18 вв. связан с бурно

прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его

механистический характер. В отличие от натурфилософских материалистов  эпохи

Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние  элементы природы

как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью материализма этой

эпохи было стремление к  анализу, к разделению природы на более или менее

обособленные, не связанные  друг с другом области н объекты  наследования и

рассмотрение их вне развития. Среди представителен материалистической

философии этого периода  особое место занимают французские  материалисты 18 в.

(Ламетри. Дидро, Пельвеций и Гольбах}. Оставаясь в целом на позициях

механистического понимания  движения, они вслед за Толандом рассматривали его

как универсальное и неотъемлемое свойство природы; полностью отказались от

деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в.

Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у

французских материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии

этой формы материализма на Западе был «антропологический»  М. Фейербаха. Вместе

с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому

материализму созерцательность. В России и др. странах Вост. Европы во второй

половине 19 в. дальнейшим шагом  в развитии материализма. явилась философия

революционных демократов (Белинский, Герцен., Чернышевский, Добролюбов,

Маркович и Др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде

отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического

метода. Марксом и Энгельсом  к середине 19 в. был создан диалектический

материализм. В дальнейшей истории материализма уже резко обозначились две

принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического

материализма, с одной  стороны, и ряд упрощенных  разновидностей материализма

(с марксистской точки  зрения) — с другой.

Выше были приведены краткие  описания основных философских течений  имеющих

непересекающиеся взгляды  на сущность субстанции. Для раскрытия  глубины

проблемы приведу мировоззрения  некоторых философов  принадлежащих  тому или

иному течению.

           VIII.        ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.          

     БАРУХ СПИНОЗА  ( философский взгляды характерные  монизму ). Барух

Спиноза (известное написание  его имени Бенедикт – латинизированная версия его

подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей школы

рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической

философии. Хотя его наследие не так богато,  как, например, наследие Рене

Декарта, но немногие его  работы отличаются великолепной продуманностью и четкой

структуризацией. Последовательный сторонник применения разума и логики во всех

отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход,

применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах.

Рассматривая философские  произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия

в которых развивался его  научный талант, как и те условия, в которых ему

приходилось работать. Он родился  в Амстердаме в семье евреев, бежавших из

Португалии от религиозных  преследований. В большой еврейской  общине,

сложившейся к тому времени в Нидерландах царила атмосфера религиозного

фанатизма и нетерпимости. Первоначальное образование он получил  в семиклассном

еврейском училище, где преподавалось  еврейское богословие и древнееврейский

язык. Первоначально он подавал  большие надежды, и его родители надеялись, что

он станет новым светилом в иудаистской религии. Однако пытливая натура молодого

Баруха не находила удовлетворения в сухом догматизме Талмуда. Он начал  изучать

математику и медицину, все более и более удаляясь от общины. Кульминацией этого

постепенного разрыва  стало его отлучение от религии произошедшее в 1656 году.

Примерно в это время  он написал свою первую работу «Краткий трактат о боге,

человеке и его счастье». (1658-1660гг.). Дальнейшая судьба Спинозы также была

нелегкой, он много работал, но очень мало печатался. Практически  все свои идеи

ему приходилось распространять путем переписки и личного  общения. Под его

именем и при его  жизни вообще вышла всего одна работа, «Основы философии

Декарта, доказанные геометрическим способом»(1661-1662 гг.). Второй его книгой,

которая тоже вышла при его жизни, хотя и анонимно, был

«Богословско-политический трактат» (1670г.) Эта книга вызвала  такую бурю

эмоций, что воспрепятствовала  публикации намного более нейтральной «Этики»,

которая была окончена в  1675 году. Эта книга, содержащая квинтэссенцию

философских представлений  Спинозы, увидела свет только после  его смерти, в

«Посмертном издании», осуществленном его друзьями в 1677 году. Но судьба его

работ по прежнему была трагичной. Всего через несколько месяцев спустя

публикация была запрещена  и не переиздавалась до 19 века. В  его

философской системе незаметно  резких скачков, он достаточно последователен в

своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о природе Бога, Человека

и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих двух книгах, несмотря на

разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи Спинозы принципиально  не

изменились, хотя и пробрели большую выверенность и структурированность.

Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой

формализации рассуждений  и доказательств. Он стремился сделать  философию такой

же точной наукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях

его книг так или иначе часто присутствуют слова «геометрический способ

доказательства». Это касается как «Основ философии Декарта, доказанные

геометрическим способом», так и «Этики» (Полное название начинается со слов

«Этика, доказанная в геометрическом порядке.»).

Философская система Спинозы  наиболее близка к системе Декарта. Он разделял

как рационалистический метод  Декарта, так и его физические представления. Не

случайно, что одна из 6 крупных  работ Спинозы посвящена доказательству идей

Декарта. Однако, в отличие  от Декарта, который основное внимание уделял

методу, Спиноза интересовался  больше применением этого метода для получения

знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира. Значительное

влияние на Спинозу оказали  также идеи Джордано Бруно, особенно его

пантеистические рассуждения. Также значительное влияние на него оказали такие

разные мыслители как  Томас Гобс, видный представитель материализма того

времени, и Маймонид, еврейский философ и богослов 12 века, склонявшийся к

пантеизму.

     ИММАНУИЛ КАНТ ( философский взгляды характерные  дуализму ).

Немецкого философа Иммануила Канта принято называть "основоположником

немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического

и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого

мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском

духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед

рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,

которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с

Сократом, ибо философия  его человечна. Древнегреческий  ученый впервые в

истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением  человеческой

природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о

вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял  о законах бытия и

сознания только с одной  целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта

подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально  они звучат

на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех

отраслей знания, в том  числе и философии.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье

шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из

Шотландии, но современные  исследователи установили, что его  прадед по отцу

был выходцем из Латвии, а  по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине

города среди мелкого  торгового и ремесленного люда. В  семье было пятеро

детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду,

честности и пуританской  строгости. С детства мальчик  обладал хилым здоровьем,

и мать - Анна Регина - старалась  привить сыну физическое и нравственное

здоровье, разбудить пытливость и воображение.

В 1730 году Кант поступил в  начальную школу, а в 1732 году по совету друга

семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в государственную

церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское отделение. Основными

предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в неделю) и богословие.

Обязательными были также  греческий и древнееврейский  языки, изучение которых

входило в программу курса  богословия. Проводились факультативные занятия по

математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история

не преподавались. Благодаря  природным способностям и прилежанию Кант,

несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его

родители хотели, чтобы  мальчик стал священником, но под  влиянием

преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся античной поэзией, филологией и

неприязненно относился  к внешним проявлениям религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский

университет. До сих пор  неизвестно точно, на каком факультете он учился, так

как в сохранившихся списках  студентов нет указаний на то, к  какому факультету

относился каждый из них. Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по

1746 год. Называлась она  "Мысли об истинной оценке  живых сил". Эта работа

представляла собой попытку  выступить арбитром в споре картезианцев и

лейбницианцев об измерении кинетической энергии. Создавая эту работу, Кант, по

- видимому, не знал, что  уже в 1743 году Даламбер дал  универсальное решение

проблемы, выразив его  формулой . Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил

Информация о работе Философия нового времени