Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:54, реферат

Описание работы

В наше время философия вырабатывает обобщенную систему воззрений на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к явлениям природного и социального мира. Но в обществе существует также много других специфических воззрений на мир: физические, биологические, социологические, экономические, педагогические и другие взгляды. Чем же отличаются от них философские воззрения?

Содержание работы

Введение
1. Человек как объект философского осмысления
1.1 Проблемы человеческого бытия в «философской антропологии»
1.2 Марксистская философия о соотношении природного и социального в человеке
2. Человек, индивид, личность
2.1 Потребности и качества личности
2.2 Типология личности: социальный, цивилизационный и религиозный аспекты
2.3 Свобода, ответственность и нравственные основы личности
2.4 Ценности личности
3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии
3.1 Философия о смысле жизни человека
3.2 Философия о смерти и бессмертии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Природа человека 47.docx

— 47.37 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Человек как объект  философского осмысления

1.1 Проблемы человеческого  бытия в «философской антропологии»

1.2 Марксистская философия  о соотношении природного и  социального в человеке

2. Человек, индивид, личность

2.1 Потребности и качества  личности

2.2 Типология личности: социальный, цивилизационный и религиозный  аспекты

2.3 Свобода, ответственность  и нравственные основы личности

2.4 Ценности личности

3. Философия о смысле  жизни, смерти и бессмертии

3.1 Философия о смысле  жизни человека

3.2 Философия о смерти  и бессмертии

Заключение

Литература

Введение

В наше время философия вырабатывает обобщенную систему воззрений на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к явлениям природного и социального мира. Но в обществе существует также много других специфических воззрений на мир: физические, биологические, социологические, экономические, педагогические и другие взгляды. Чем же отличаются от них философские воззрения?

Все те или иные нефилософские воззрения, как правило, касаются только каких-то определенных областей действительности, отдельных сторон, частей мира. Так, физические воззрения охватывают физические явления (перемещение тел в пространстве, движение молекул, элементарных частиц и т.п.), биологические - явления живой природы, процессы, происходящие в живых и растительных организмах, социологические взгляды дают представление о функционировании и развитии общества, экономические - об экономических явлениях, отношениях, педагогические - о практике обучения и воспитания подрастающего поколения. В отличие от них философские воззрения отражают отношение человека к миру, к законам развития природы, общества и мышления. Главная особенность философии как особой формы общественного сознания заключается в том, что она выступает как систематизированная, целостная система воззрений на человека, общество и историю, на сознание и познание, обладающая логической последовательностью и определенной научностью.

1. Человек как объект философского осмысления

1.1 Проблемы человеческого бытия в «философской антропологии»

Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума -- или Бога. Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции человека: «философской антропологии», марксистской философии.

Философская антропология -- раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Роттакер и др.

Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие -- эта различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т. е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира («априорное видение») и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер.

А. Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.). Главный принцип существования человека -- «принцип освобождения от бремени» -- процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

Г. Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает:

- структуру внутреннего  мира человека;

- основные способы реализации  человеческого существования, формы  отношения человека к бытию, базовые  антропологические законы жизни  человека:

1. закон: «Человек должен  сам себя сделать тем, что он  есть». (Человек может жить, только  сам управляя своей жизнью. Это  управление он осуществляет на  основе создания второй природы -- культурного творчества);

2. закон: «Познавательное  отношение человека к миру  опосредовано его «Я», поэтому  человек обладает дистанцией  по отношению к миру»;

3. закон: «Закон утопического  места -- закон неукорененности человека  в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на  бесконечные поиски устойчивого  бытия». Неукорененность человека  в бытии порождает тревогу, осознание  случайности и ничтожности своего  существования, поиски такой основы  мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом.

1.2 Марксистская философия о соотношении природного и социального в человеке

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Уникальность положения человека в мире обусловлена:

- сочетанием биологической  и социальной сущности человека;

- предметно-практической  деятельностью человека как определяющей  формой взаимодействия человека  с окружающей средой.

Человек -- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным -- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Человек -- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе -- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно -- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Специфика человеческого бытия объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека. Производство орудий труда превращается в особую потребность человека, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь человечества.

Материальное производство, социальная организация жизнедеятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы) обеспечивают природно-биологическое выживание и существование человека. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает средства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так коллективной жизнедеятельности всего общества людей. Поэтому жизнедеятельность человека представляет собой сложный процесс: удовлетворения человеческих потребностей; воспроизводства системы общественных отношений, общества как главного условия выживания человека. Жизнедеятельность индивидов и общества выступают как две взаимосвязанные стороны единого процесса выживания человека.

Зависимость удовлетворения потребностей человека и всей его жизнедеятельности от социальных условий жизни находит свое выражение в интересе. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми. Различное место социальных групп (индивидов, групп, классов) в системе общественного производства обусловливает различную роль их интересов в жизни общества. Отражение объективной действительности в сознании людей осуществляется через призму их интересов, человек осознает свое отношение к ним. Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям жизни через призму интересов находит свое выражение в целях, которые человек выбирает, и которые побуждают человека к активной деятельности.

Человек -- это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

2. Человек, индивид, личность

2.1 Потребности  и качества личности.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид -- это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» -- совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность -- это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я».

Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. Благодаря кумулятивной способности человеческого мозга, он накапливает информацию, полученную в процессе жизни человека, который, осмысливая ее в своей деятельности, формирует у себя собственно систему различных ценностных ориентаций, которые проявляет в выполнении своих многочисленных социальных ролей. Социальная роль -- это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение. Основными ролями большинства личностей являются роли собственника, труженика, потребителя, гражданина, члена семьи.

Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Индивидуальность -- есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности -- черты характера, образ мышления и поведения.

Структура и содержание общественного сознания является той основой, на которой формируется духовный мир личности. Это понятие шире понятия индивидуального сознания. При рассмотрении духовного мира личности акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности. На основе знаний, приобретенных умений, потенций, формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению -- ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что называют интеллектом. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность, приобретает относительную самостоятельность. Ее обозначают термином «рассудок». Особенности взаимосвязи рационального, эмпирического и чувственно-эмоционального, превращение результатов осознания в личностные установки зависят от того, какими именно потребностями и интересами руководствуется человек в своей деятельности.

Информация о работе Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии