Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:54, реферат

Описание работы

В наше время философия вырабатывает обобщенную систему воззрений на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к явлениям природного и социального мира. Но в обществе существует также много других специфических воззрений на мир: физические, биологические, социологические, экономические, педагогические и другие взгляды. Чем же отличаются от них философские воззрения?

Содержание работы

Введение
1. Человек как объект философского осмысления
1.1 Проблемы человеческого бытия в «философской антропологии»
1.2 Марксистская философия о соотношении природного и социального в человеке
2. Человек, индивид, личность
2.1 Потребности и качества личности
2.2 Типология личности: социальный, цивилизационный и религиозный аспекты
2.3 Свобода, ответственность и нравственные основы личности
2.4 Ценности личности
3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии
3.1 Философия о смысле жизни человека
3.2 Философия о смерти и бессмертии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Природа человека 47.docx

— 47.37 Кб (Скачать файл)

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

- устанавливаются особыми  уполномоченными государственными  органами;

- имеют общеобязательный  характер;

- формально определены (четко  сформулированы в письменной  форме);

- регулируют четко определенный  круг общественных отношений (а  не общественные отношения вообще);

- подкреплены принудительной  силой государства (возможностью  применения насилия, санкций со  стороны специальных государственных  органов в установленном законом  порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупности систему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения. Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самых различных ситуациях помыслы и поступки человека.

Моральное и правовое регулирование поведения человека находится в тесном взаимодействии. Религиозное регулирование через религиозные ценности и нормы поведения играло важную роль в жизни человечества.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

- пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему  миру, следованию обстоятельствам;

- активная, направленная  на преобразование окружающего  мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

- авторитарно-конформистская (человек в своем поведении  ориентируется на поведение и  взгляды какого-то отдельного, очень  влиятельного и авторитетного  человека, как правило, руководителя);

- групповая конформистская (отдельный человек, как и другие  члены группы, жестко придерживается  норм, принятых в группе);

- общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется  нормам общества и «плывет  по течению», такое поведение  особенно было свойственно гражданам  тоталитарных государств).

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

- активное, самостоятельное  поведение по отношению к другим  индивидам, но подчинение группе;

- подчинение нормам общества, но стремление лидировать в  группе;

- игнорирование общественных  норм и активное стремление  «найти себя» вне общества -- в  банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

- непринятие норм общества, но стремление самостоятельно  и с помощью других изменить  всю окружающую действительность.

3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии

3.1 Философия о  смысле жизни человека

Вопрос о смысле жизни -- это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл -- в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

- смысл жизни в ее  духовных основах, в самой жизни;

- смысл жизни выносится  за пределы самой жизни;

- смысл жизни привносится  самим человеком в свою жизнь;

- не существует смысла  жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни в -- сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а является следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

- смысл жизни в ее  эстетической стороне, в достижении  того, что в ней величаво, красиво  и сильно, в достижении сверхчеловеческого  величия (Ф. Ницше);

- смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении  к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);

- смысл жизни в достижении  некого идеала человека;

- смысл жизни в максимальном  содействии решению задач общественного  развития и всестороннего развития  личности (марксизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

3.2 Философия о  смерти и бессмертии

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:

1. Смерть как отрицание  будущего, следовательно, обесценивание  прошлого, поскольку в таком случае  оно как подготовка настоящего  и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от  настоящего все, что можно взять.

2. Смерть как переход  прошлого в вечность. Жить, по  мнению Франкла, значит творить  для вечности. Осознавая это, человек  должен максимально использовать  все свои способности и время, чтобы внести свой посильный  вклад в историю, обогатив тем  самым будущее.

Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т. е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Значит жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.

Философский смысл смерти состоит еще и в том, что она есть момент обновления, прежде всего органического мира, а затем и всего мира. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. Бессмертие есть отрицание смерти, тогда как смерть является отрицанием жизни. Следовательно, бессмертие есть двойное отрицание или отрицание отрицания. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.

Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней физической боли или потому умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о «вознаграждении», поскольку, подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он борется, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Смерть -- это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.

Смерть имеет также и нравственно-философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особенно если оно -- проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.

Идея бессмертия, как известно, возникла почти одновременно со страхом смерти, как реакция на него. Но решающим в возникновении этой идеи был, вероятно, даже не страх, а острое чувство трагического сиротства, которое испытывала семья покойного, социальная группа или общество в результате ухода из жизни человека, чья жизнь была подвигом служения людям, либо вообще оставила значительный культурно-исторический след в их социальном бытии.

Бессмертие -- это чисто человеческий феномен, т.к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. Человек же, живя настоящим, устремляет себя в будущее, вынося результаты своей деятельности за пределы настоящего. Однако и человек не всегда анализирует прошлое, не всегда опирается на него. И тогда рвется связь времен, без которой сама идея бессмертия становится бессмысленной.

Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. 3.Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов.

Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества.

Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди передают своим потомкам и свои способности в виде задатков, которые развиваются в способности при благоприятных условиях.

Информация о работе Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии