Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:54, реферат
В наше время философия вырабатывает обобщенную систему воззрений на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к явлениям природного и социального мира. Но в обществе существует также много других специфических воззрений на мир: физические, биологические, социологические, экономические, педагогические и другие взгляды. Чем же отличаются от них философские воззрения?
Введение
1. Человек как объект философского осмысления
1.1 Проблемы человеческого бытия в «философской антропологии»
1.2 Марксистская философия о соотношении природного и социального в человеке
2. Человек, индивид, личность
2.1 Потребности и качества личности
2.2 Типология личности: социальный, цивилизационный и религиозный аспекты
2.3 Свобода, ответственность и нравственные основы личности
2.4 Ценности личности
3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии
3.1 Философия о смысле жизни человека
3.2 Философия о смерти и бессмертии
Заключение
Литература
Следующий вид бессмертия -- мумификация тела в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей. Практика бальзамирования тел (В. И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.), а также создание криогенных установок для глубокого замораживания тел сулят людям возможности увековечивания памяти о дорогих их сердцу людях.
Третий вид бессмертия -- это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.
Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.
Пятый путь в бессмертие -- изменение состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых) действий, погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее.
Было построено много типов, религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека; притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на земле и через возможность земного счастья.
Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования.
Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Фихте или Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т. п.
Философ Платон защищал возможность бессмертия на том основании, что душа проста, имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из Культа Диониса. Поэтому идея бессмертия души греческого происхождения.
Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души. В христианстве бессмертие понимается как жизнь вечная, через воскресение человека как целостной личности. Гарантией возможности такого воскресения является воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бесчисленное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает человеку бессмертие. Христианство учит не столько о естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не природными, а сверхприродными силами.
Человек стремится к целостному бессмертию, к бессмертию человека, а не бессмертию сверхчеловека, интеллекта, идеального в себе начала, к бессмертию личного, а не безлично-общего. Наиболее персоналистический характер носит учение Н. Федорова о воскрешении. Он требует возвращения жизни всем умершим предкам, не соглашается, чтобы кто-либо из умерших был рассматриваем как средство для грядущего, для торжества каких-либо безличных объектных начал. И речь идет о воскрешении целостного человека. Это не должно быть пассивным ожиданием воскресения мертвых, а активным участием, т. е. воскрешением.
Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о смерти, как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.
Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное существо не естественно и автоматически, а когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.
Заключение
На колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах была высечена надпись: «Познай самого себя». В этом знаменитом выражении заключен глубокий философский смысл. Оно как бы напоминает, что обязанностью каждого является постижение собственной природы, потребностей и интересов, связанных с развитием человеческого рода и индивидуальной жизни, а также внутренних и внешних условий самовыражения и самореализации человека. Оно обращено не только к отдельной, конкретной человеческой личности, но и к человеческому роду в целом. Говоря языком науки, оно призывает к познанию естественных свойств и возможностей, закодированных в человеческом генотипе и сформированных в процессе биологической эволюции, а также всех тех характерных свойств и признаков человека, которые являются результатом его деятельности, передаются и обогащаются из поколения в поколение. Когда мы говорим : «человек», «человечество», то всегда должны иметь ввиду эти две формы нашего «наследства», которые тесно связаны между собой и которые обусловливают наши возможности и вместе с тем выражают специфику человеческой природы.
Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий одновременно наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я» человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом.
Литература
1. Гак Г.М./Избранные
2. Радугин А.А./Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Библионика, 2006. - 272 с.
3. Диалектический и исторический материализм/Под общ. ред. А.П. Шептулина. - М.: Политиздат, 1985. - 414 с.
4. Алексеев П.В., Панин А.В./Философия: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с.
5. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
6. Ярошевский Т./Размышления о человеке.- М.: Политиздат, 1984 - 198 с.
7. Ильин В./История философии: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 732 с.: ил.
Информация о работе Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии