Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.

Содержание работы

Введение
1.1. Формирование философских взглядов Платона.
1.2. Учение о бытии и небытии.
1.3. Гносеология Платона.
1.4. Социальные взгляды Платона.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Философии.docx

— 105.30 Кб (Скачать файл)

В субъективно-идеалистической  философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто".

Существует множество  точек зрения, что же такое «материя». Единого мнения у ученых-философов на этот счет нет.

Материя, как объективная  реальность характеризуется бесконечным  количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Но важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в  каком отношении пространство и  время находятся к материи. По этому вопросу в философии  существуют 2 точки зрения.

Первую концепцию пространства и времени называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения.

Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется  и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как  бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие  же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково  во Вселенной и это течение  не зависит ни от чего, – а поэтому  время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

Как видим, в данном случае и пространство, и время  выступают как реальности, которые  в определенном смысле являются высшими  сущностями по отношению к материальному  миру.

Вторую концепцию  пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем.

Релятивистская  концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.

Пространство и  время как неразрывно связанные  с материей всеобщие формы ее бытия  обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность, (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

Объективная непрерывность  пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования.

При этом следует  иметь в виду, что в философии  движение понимается как всякое изменение  вещей и процессов.

Движение в самом  широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения  вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

Именно такой  смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что материя не может существовать без движения.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств.

Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость  его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о  бесконечности взаимопревращений  материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования  материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления) .

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве и т.п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая  всеобщий характер движения, философский  материализм не отвергает существования  в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм  подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа  движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически  ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это  момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.

Материя производит движение в различных формах. Ниже приведена современная классификация  форм движения материи.

Современная классификация  форм движения материи включает:

  • пространственное перемещение;
  • электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
  • гравитационную форму движения;
  • сильное (ядерное) взаимодействие;
  • слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
  • химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
  • геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т.д.);
  • биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;
  • социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно.вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

2.3. Диалектика, как наука. Основные принципы, категории и законы диалектики.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи  явлений и их развития, о противоречиях  бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах  постепенности, скачках, отрицании  отрицания и т.д.

Как философская  наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена  античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в  трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал  умение вести беседу так, чтобы вскрыть  противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания  диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в  движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Диалектика - это  наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как  учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике  развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло  крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме  диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

Прежде всего, отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

У Гераклита исходным началом был огонь, который выступает в роли основы всякой связи и раздельности вещей. "Грядущий огонь все будет отделять и связывать", - говорил он.

В механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций.

В настоящее время  ведутся работы над связью земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается  влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности  человека, животных и растений. Наука  серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной  активности, химического состава  воды и космических колебаний  морского дна. Все в мире оказывается  взаимосвязанным. Поэтому такие  важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение  или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты  большими бедами. Думается, что для  современного человека вопрос о взаимосвязи  явлений природы и общества более  актуален ,чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.

Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий  жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей.

Информация о работе Философия Платона