Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.

Содержание работы

Введение
1.1. Формирование философских взглядов Платона.
1.2. Учение о бытии и небытии.
1.3. Гносеология Платона.
1.4. Социальные взгляды Платона.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Философии.docx

— 105.30 Кб (Скачать файл)

3.4. Проблемы теории познания.

Обсуждение этих проблем  требует уточнения понятий сознания, познания, понимания и творчества.

Сознание - способность человека моделировать, отображать и развивать  действительность средствами языка  и других форм социальной памяти путем  использования имеющихся в памяти знаний о мире.

Познание - процесс пополнения и развития системы этих знаний путем  информационного взаимодействия с  окружающей средой - с элементами социальной памяти, с техносферой и природной средой.

Понимание - уяснение сущности и функционального назначения познаваемого предмета путем включения доступных  сведений о нем в систему знаний и мнений.

Творчество - создание новой  информации в системе социальной памяти за счет синтеза новой и  уже имеющейся там информации, а также за счет изменения контекста  информационной деятельности человека. Элементы творчества составляют путь процессов познания и понимания  действительности. Техническая деятельность имеет по существу творческий характер, т. к. в технике разрабатываются  преимущественно прагматические модели действительности, лежащие в основе практики.

Практика есть материально-преобразующая  деятельность человека по использованию  в своих интересах имеющихся  знаний о мире. Она является основой  и целью познания. Основной формой практики познания является эксперимент.

Вопрос о познаваемости  мира в общем случае решения не имеет, но может быть решен с учетом конкретного уровня развития социальной памяти, обстоятельств пространства и времени, технических возможностей человека, факторов идеологии и политики. Например, будущее в целом непознаваемо, однако его можно познать в той мере, в какой познаны константы окружающего нас мира, элементы вечности подлинного бытия. Прошлое познается лишь в той мере, в какой сохранилась информация в наличных остатках ранее бывших систем.

Возможности познания настоящего определяются полнотой и эффективностью использования всех трех каналов  информационного взаимодействия человека с окружающим миром:

1. Канал взаимодействия  через магнитное, электрическое  и др. поля.

2. Канал взаимодействия  через органы чувств: зрение, осязание…

3. Канал опосредованного  взаимодействия с миром через  технику.

Каждой форме культуры соответствует своя форма познания. А каждому уровню развития духовной культуры - свои возможности и уровень  знаний.

Истина - содержащаяся в результатах  познания объективная информация о  мире, особенно в содержании понятий.

3.5. Научное познание.

Это есть высший уровень  познания мира, характеризуемый самой  тесной связью с практикой, опорой на факты и предельной стандартизацией.

 

Система принципов познания (Таблица 1)

Принципы диалектики

Принципы науки и техники

1.Единство мира

1. Ясность [общепонятность]

2. Конкретность

2. Детерминированность [логичность]

3. Объективность

3. Направленность [подчиненность  цели]

4. Единство теории практики

4. Результативность [достижимость  цели]

5. Принцип меры

5. Плодотворность [ценность побочных результатов]

6. Причинность

6. Надежность [в достижении  цели]

7. Системность

7. Экономность [минимальность  затрат]


 

 
     
     
     

Факт науки есть социально  значимое явление действительности, надежно зафиксированное техническими средствами в системе социальной памяти. «Факты - хлеб науки». Они получаются путем эксперимента. Структура эксперимента. В ней выделяются процессы:

1. Опыт как процесс  взаимодействия с объектом познания  через технику.

2. Регистрация фактов  путем измерений и наблюдений.

3. Фиксирование новой  информации в системе социальной  памяти.

 

Современная классификация  форм эксперимента (Таблица 2)

Основание деления

Формы эксперимента

1. Специфика задачи

1.1. Фундаментальный измерительный  эксперимент

1.2. Специальные научно- технические  эксперименты

1.3. Массовый научно-производственный  эксперимент

2. Структура деятельности

2.1. Планируемые эксперименты:

- Активные эксперименты

- Пассивные эксперименты

2.2. Не планируемые эксперименты, идущие из прошлого по традиции эксперименты (в астрономии и т. п.)

3. Характер объекта

3.1. Натурные эксперименты

3.2. Наблюдательные эксперименты

4. Уровень информации

4.1. Измерительные эксперименты

4.2. Наблюдательные эксперименты

5. Условия опыта

5.1. Полевые эксперименты

5.2. Лабораторные эксперименты

5.3. Промышленные эксперименты

6. Время и место опыта

6.1. Параллельные эксперименты

6.2. Последовательные эксперименты

7. Область исследования

7.1. Технические эксперименты

7.2. Биологические эксперименты


3.6. Актуальные проблемы современной философии техники.

В эпоху освоения Космоса  особую актуальность приобрела проблема осмысления техники как средства связи человека с космической  средой. В истории философии этой проблеме уделяли наибольшее внимание классики русского космизма. Так В.Ф. Одоевский в 1838 г писал в книге 4338 год об освоении Луны в будущем:

«Нашли способ сообщения  с Луною; она необитаема и служит только источником снабжения Земли  разными житейскими потребностями… Эти экспедиции чрезвычайно опасны… Путешественники берут с собой разные газы для составления воздуха, которого нет на Луне».

К.Э. Циолковский в работе «Космическая философия» проявил еще  больше оптимизма в проблеме освоения Космоса:

«Население рассеивается по всему околосолнечному пространству. Объединению подлежит не только каждая планета, но и вся их совокупность и все эфирное население, живущее  вне планет в искусственных жилищах».

А.Л. Чижевский охладил  этот энтузиазм:

«Жизнь в значительно  большей степени явление космическое, чем земное… Земная органическая жизнь испытывает на себе все изменения  в энергетических функциях космической  среды, так как живое существо по своим физиологическим свойствам  является наиболее чувствительным резонатором. Поток электронов и протонов, вылетающий из жерла солнечного пятна…, вызывает огромные возмущения: вспыхивают огни полярных сияний, землю охватывают магнитные бури, резко увеличивается  число внезапных смертей, заболеваний, случаев сумасшествия, эпилептических припадков, несчастных случаев вследствие шока нервной системы и т. д.

Встают проблемы определения  границ возможностей, как человеческого  организма, так и самой совершенной  техники. Вместе с тем требует  решения проблема определения критериев  технического совершенства на базе использования  все того же принципа резонанса космических  и земных ритмов.

К другим важным проблемам  относятся задачи и развития техники  как «внешней памяти человечества», определения решающей роли техники  в развитии науки как «объектированного сознания человечества», развития взаимосвязей техники и языка на пути автоматизации системы внешней памяти, как в сфере материального производства, так и в духовной жизни общества. Из гуманитарных проблем особую актуальность приобретают проблемы развития технического творчества и повышения творческого потенциала специалиста, а также социально-этические проблемы технического прогресса.

3.7. Будущее человечества.

Проблема будущего волновала  умы мыслителей еще на уровне первобытной  философии. В религиозной философии  будущее представлялось как вечная блаженная жизнь праведников  и спасенных грешников. Из этого  следует вывод, что в социальной памяти утвердилось устойчивое мнение, что лишь общество праведников имеет  надежные перспективы на достойную  жизнь в будущем, тогда как  скопища преступников с необходимостью погибают на пути взаимного уничтожения. Эмпирически это подтверждалось в случаях гибели групп уголовников, выброшенных на необитаемый остров в результате кораблекрушения.

Современный технический  прогресс привел к тому. Что вся  наша Земля приобрела качество гигантского  космического корабля, жизнь на котором  находится в прямой зависимости  не только от уровня материального  производства, но и от уровня духовной культуры.

Научная философия может  давать правдоподобные прогнозы на будущее  лишь на основе экстраполяции известных  закономерностей и тенденций  жизни человечества в прошлом, прежде всего таких:

1. В прошлом было бесчисленное  количество природных, социальных  и даже космических катастроф,  после которых жизнь возрождалась  и продолжалась в целом по  пути прогресса, т. е. шла  от худшего к лучшему. Это  достигалось благодаря все более  последовательному утверждению  принципа симбиоза как в отношениях  с природой, так и в социальных  отношениях. Например, в эпоху ледника  с 24 по 17 тыс. лет до н. д.  исчерпала себя дикая охота  и собирательство в результате  технического прогресса и частичной  гибели экосистемы, на которой  паразитировал человек. Пришлось  перейти к растениеводству и  животноводству, что обеспечило  рост производительности труда  в десятки и сотни раз соответственно. Так и в наши дни экологические,  демографические и др. глобальные  проблемы могут быть решены  на пути устранения паразитических  отношений и утверждения отношений  взаимовыгодного сотрудничества.

2. В прошлом варварские  войны приводили к истреблению  населения целых континентов  и регионов. Однако развитие мирового  рынка и преодоление в нем  криминальных отношений обеспечили  в целом и рост населения,  и социальный прогресс.

3. Огромные ресурсы социального  прогресса d будущем кроются в  развитии и совершенствовании  системы социальной памяти в  мировых масштабах. Накопление, сохранение  и трансляция все более богатого  опыта позволит решать в принципе  любые проблемы развития техносферы, определяющей жизнь общества.

Заключение

В качестве научной теории социальная философия опирается  на диалектику, на что первым обратил  внимание К. Маркс. Структура социальной философии такова:

- Философия общества;

- Общая социология Философия культуры Философия истории;

- Философия техники, Ф. науки, Ф. религии, Этика, Эстетика и др.

В структуре общества отражены как его генезис, так и главные  аспекты его жизнедеятельности: этническая структура, демографическая, производственно-политическая, социальная и др.

История делится на предысторию, историю традиционного общества и историю цивилизации как высокоразвитой городской культуры в системе мирового рынка. Все эти стадии нашли отражение в языке, как и сам принцип общественной жизни. В латинском языке «соций» означает «товарищ», «друг», «социа» - подругу, «социалитас» - традиционное общество, «цивитас» - цивилизацию. Материальное производство как главное условие общественной жизни сплачивает людей в пространстве данной эпохи, а социальная память обеспечивает связь поколений, долговременные связи людей во времени, определяет сознание и духовную жизнь.

Список используемой литературы

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. - М.: Проспект, 1999.

2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - М., 1976. - т. 1.

3. Ильин В.В. Философия. - М.: Академический проект, 1999. - т. 1.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

5. Лосев А.Ф. Философия.  Мифология. Культура. - М., 1991.

6. Любутин К.Н. Человек  в философском измерении. - Свердловск, 1991.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

8. Ортега-и-ГассетХ. Что такое философия. - М., 1991.

9. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.

10. Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998.

11. Философия. Учебник  для высших учебных заведений // Под ред. Кохановский В.П. - Ростов-на-Дону, 1998.

12. Философия и мировоззрение. - М., 1990.

13. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - Ст. «Философия».


Информация о работе Философия Платона