Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:49, контрольная работа
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.
Введение
1.1. Формирование философских взглядов Платона.
1.2. Учение о бытии и небытии.
1.3. Гносеология Платона.
1.4. Социальные взгляды Платона.
Заключение
Список используемой литературы
3.4. Проблемы теории познания.
Обсуждение этих проблем
требует уточнения понятий
Сознание - способность человека моделировать, отображать и развивать действительность средствами языка и других форм социальной памяти путем использования имеющихся в памяти знаний о мире.
Познание - процесс пополнения и развития системы этих знаний путем информационного взаимодействия с окружающей средой - с элементами социальной памяти, с техносферой и природной средой.
Понимание - уяснение сущности и функционального назначения познаваемого предмета путем включения доступных сведений о нем в систему знаний и мнений.
Творчество - создание новой информации в системе социальной памяти за счет синтеза новой и уже имеющейся там информации, а также за счет изменения контекста информационной деятельности человека. Элементы творчества составляют путь процессов познания и понимания действительности. Техническая деятельность имеет по существу творческий характер, т. к. в технике разрабатываются преимущественно прагматические модели действительности, лежащие в основе практики.
Практика есть материально-преобразующая деятельность человека по использованию в своих интересах имеющихся знаний о мире. Она является основой и целью познания. Основной формой практики познания является эксперимент.
Вопрос о познаваемости мира в общем случае решения не имеет, но может быть решен с учетом конкретного уровня развития социальной памяти, обстоятельств пространства и времени, технических возможностей человека, факторов идеологии и политики. Например, будущее в целом непознаваемо, однако его можно познать в той мере, в какой познаны константы окружающего нас мира, элементы вечности подлинного бытия. Прошлое познается лишь в той мере, в какой сохранилась информация в наличных остатках ранее бывших систем.
Возможности познания настоящего определяются полнотой и эффективностью использования всех трех каналов информационного взаимодействия человека с окружающим миром:
1. Канал взаимодействия
через магнитное,
2. Канал взаимодействия через органы чувств: зрение, осязание…
3. Канал опосредованного взаимодействия с миром через технику.
Каждой форме культуры соответствует своя форма познания. А каждому уровню развития духовной культуры - свои возможности и уровень знаний.
Истина - содержащаяся в результатах познания объективная информация о мире, особенно в содержании понятий.
3.5. Научное познание.
Это есть высший уровень познания мира, характеризуемый самой тесной связью с практикой, опорой на факты и предельной стандартизацией.
Система принципов познания (Таблица 1)
Принципы диалектики |
Принципы науки и техники |
1.Единство мира |
1. Ясность [общепонятность] |
2. Конкретность |
2. Детерминированность [ |
3. Объективность |
3. Направленность [подчиненность цели] |
4. Единство теории практики |
4. Результативность [достижимость цели] |
5. Принцип меры |
5. Плодотворность [ценность побочных результатов] |
6. Причинность |
6. Надежность [в достижении цели] |
7. Системность |
7. Экономность [минимальность затрат] |
Факт науки есть социально
значимое явление действительности,
надежно зафиксированное
1. Опыт как процесс
взаимодействия с объектом
2. Регистрация фактов путем измерений и наблюдений.
3. Фиксирование новой
информации в системе
Современная классификация форм эксперимента (Таблица 2)
Основание деления |
Формы эксперимента |
1. Специфика задачи |
1.1. Фундаментальный измерительный эксперимент 1.2. Специальные научно- технические эксперименты 1.3. Массовый научно- |
2. Структура деятельности |
2.1. Планируемые эксперименты: - Активные эксперименты - Пассивные эксперименты 2.2. Не планируемые эксперименты, идущие из прошлого по традиции эксперименты (в астрономии и т. п.) |
3. Характер объекта |
3.1. Натурные эксперименты 3.2. Наблюдательные эксперименты |
4. Уровень информации |
4.1. Измерительные эксперименты 4.2. Наблюдательные эксперименты |
5. Условия опыта |
5.1. Полевые эксперименты 5.2. Лабораторные эксперименты 5.3. Промышленные эксперименты |
6. Время и место опыта |
6.1. Параллельные эксперименты 6.2. Последовательные эксперименты |
7. Область исследования |
7.1. Технические эксперименты 7.2. Биологические эксперименты |
3.6. Актуальные проблемы современной философии техники.
В эпоху освоения Космоса особую актуальность приобрела проблема осмысления техники как средства связи человека с космической средой. В истории философии этой проблеме уделяли наибольшее внимание классики русского космизма. Так В.Ф. Одоевский в 1838 г писал в книге 4338 год об освоении Луны в будущем:
«Нашли способ сообщения с Луною; она необитаема и служит только источником снабжения Земли разными житейскими потребностями… Эти экспедиции чрезвычайно опасны… Путешественники берут с собой разные газы для составления воздуха, которого нет на Луне».
К.Э. Циолковский в работе «Космическая философия» проявил еще больше оптимизма в проблеме освоения Космоса:
«Население рассеивается
по всему околосолнечному
А.Л. Чижевский охладил этот энтузиазм:
«Жизнь в значительно
большей степени явление
Встают проблемы определения границ возможностей, как человеческого организма, так и самой совершенной техники. Вместе с тем требует решения проблема определения критериев технического совершенства на базе использования все того же принципа резонанса космических и земных ритмов.
К другим важным проблемам относятся задачи и развития техники как «внешней памяти человечества», определения решающей роли техники в развитии науки как «объектированного сознания человечества», развития взаимосвязей техники и языка на пути автоматизации системы внешней памяти, как в сфере материального производства, так и в духовной жизни общества. Из гуманитарных проблем особую актуальность приобретают проблемы развития технического творчества и повышения творческого потенциала специалиста, а также социально-этические проблемы технического прогресса.
3.7. Будущее человечества.
Проблема будущего волновала умы мыслителей еще на уровне первобытной философии. В религиозной философии будущее представлялось как вечная блаженная жизнь праведников и спасенных грешников. Из этого следует вывод, что в социальной памяти утвердилось устойчивое мнение, что лишь общество праведников имеет надежные перспективы на достойную жизнь в будущем, тогда как скопища преступников с необходимостью погибают на пути взаимного уничтожения. Эмпирически это подтверждалось в случаях гибели групп уголовников, выброшенных на необитаемый остров в результате кораблекрушения.
Современный технический прогресс привел к тому. Что вся наша Земля приобрела качество гигантского космического корабля, жизнь на котором находится в прямой зависимости не только от уровня материального производства, но и от уровня духовной культуры.
Научная философия может давать правдоподобные прогнозы на будущее лишь на основе экстраполяции известных закономерностей и тенденций жизни человечества в прошлом, прежде всего таких:
1. В прошлом было бесчисленное
количество природных,
2. В прошлом варварские
войны приводили к истреблению
населения целых континентов
и регионов. Однако развитие мирового
рынка и преодоление в нем
криминальных отношений
3. Огромные ресурсы социального
прогресса d будущем кроются в
развитии и совершенствовании
системы социальной памяти в
мировых масштабах. Накопление, сохранение
и трансляция все более
Заключение
В качестве научной теории социальная философия опирается на диалектику, на что первым обратил внимание К. Маркс. Структура социальной философии такова:
- Философия общества;
- Общая социология Философия культуры Философия истории;
- Философия техники, Ф. науки, Ф. религии, Этика, Эстетика и др.
В структуре общества отражены как его генезис, так и главные аспекты его жизнедеятельности: этническая структура, демографическая, производственно-политическая, социальная и др.
История делится на предысторию, историю традиционного общества и историю цивилизации как высокоразвитой городской культуры в системе мирового рынка. Все эти стадии нашли отражение в языке, как и сам принцип общественной жизни. В латинском языке «соций» означает «товарищ», «друг», «социа» - подругу, «социалитас» - традиционное общество, «цивитас» - цивилизацию. Материальное производство как главное условие общественной жизни сплачивает людей в пространстве данной эпохи, а социальная память обеспечивает связь поколений, долговременные связи людей во времени, определяет сознание и духовную жизнь.
Список используемой литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 1999.
2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - М., 1976. - т. 1.
3. Ильин В.В. Философия. - М.: Академический проект, 1999. - т. 1.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
6. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. - Свердловск, 1991.
7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.
8. Ортега-и-ГассетХ. Что такое философия. - М., 1991.
9. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.
10. Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998.
11. Философия. Учебник для высших учебных заведений // Под ред. Кохановский В.П. - Ростов-на-Дону, 1998.
12. Философия и мировоззрение. - М., 1990.
13. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - Ст. «Философия».