Философия пола в русской религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

Русская религиозная философия занимает особое место в истории мировой философской мысли. Попытка постижения мира иррациональным, мистическим путем, представленная в ее рамках, отражается и в трактовке гендерной проблематики.
Причин все возрастающий интерес к русским мыслителям со стороны несколько. Прежде всего, Россия в XVIII – XIX в. оказалась местом встречи двух различных духовных, культурных и мировоззренческих традиций. Россия тогда еще действительно жила Православием – и в этом смысле она находилась еще далеко до того внутреннего опустошения, какое уже имело место в Европе. С другой стороны, философия в России начала пробуждаться тогда, когда рядом, на Западе, шла напряженная и активная работа философской мысли. Поэтому Россия во многом выступала здесь не в роли первооткрывателя, но в роли ученика, однако ученика весьма своеобразного.

Содержание работы

Введение
Русская религиозная философия
Понятие любви в русской религиозной философии
Понятие пола в русской религиозной философии

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

 

Итак, в русской  религиозной философии можно  обнаруживаем две противостоящие друг другу тенденции в развитии философии  любви. Одна, идущая от Соловьева, и другая – от Флоренского. Первая возрождала и переосмысливала античную и основанную на ней гуманистическую концепцию любви, любви-Эроса; вторая – средневековое христианское понимание любви как сагitas (сострадания, милосердия, жалости). Было бы логичным предположить, что обе этих тенденции должны были хотя бы по закону притяжения и отталкивания как-то сойтись друг с другом, создать какой-то новый философский синтез. Но этого не происходит. Только в последних работах Бердяева можно найти попытку к этому синтезу, желание соединить любовь-Эрос с любовью-состраданием: «Если любовь-Эрос не соединяется с любовью жалостью, то результаты ее бывают истребительные и мучительные. В Эросе самом по себе есть жестокость, он должен смиряться жалостью».

Для русской философии  характерен своеобразный, отличный от западного, подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и феминного. Во-первых, в русской теологии пола различия мужского и женского начал рассматриваются как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип, что характерно для западной философии.

 

Во-вторых, в русской философии  расставлены иные культурно-символические  акценты: то, что на Западе ассоциируется  с мужским/маскулинным началом (божественное, духовное, истинное), в России и русской культуре ассоциируется – через категорию любви – с женским началом.

В соответствии с традиционными  западными культурно символическими ассоциациями из предыдущего предложения  можно было бы сделать вывод о  том, что в России женское начало оценивается выше мужского. Но это  не совсем так. Дело в том, что представления  о феминности (софийности) как, впрочем, и некоторые иные понятия, носят в религиозной русской философии пола крайне абстрактный характер. Это скорее аллегория, чем категория, скорее моральное наставление, чем концепция.  

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Полторацкий Н.П. Русская  религиозная философия // Вопросы  философии. 1992. № 2.

Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. М., 1992

Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912,

Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991

Лосский Н.О. Истоиря русской философии. М., «Советский писатель»,1991

 


Информация о работе Философия пола в русской религии