Философия политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Политика стала реальной частью нашей жизни, т.е. той сферой деятельности, в которой мы можем участвовать, не более 15 лет тому назад. Вместе с политикой как ее неотъемлемый компонент возникло и знание о ней в той или иной форме. Сегодня масса людей занята в сфере делания политики и создания и распространения политических знаний. При этом отношение и к самим политикам, и к тем, кто пытается влиять на общественное мнение, создавая образ политики, политиков, политических партий и т.д., серьезно изменилось за последние годы.

Содержание работы

Введение
3
1. Философское осмысление политики как общественной категории
5
Предмет философии как науки
5
Современный этап в развитии философии политики
6
Место политики в жизни современных обществ
13
2. Идеи философии в области политики.
18
Заключение
24
Список использованной литературы
26

Файлы: 1 файл

Философия - Философия политики.docx

— 61.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

 

Кафедра «Социология»

 

 

 

 

Контрольно-курсовая (курсовая)  работа

по теме: «Философия политики»

по дисциплине «Философия»

 

Специальность: 080105 «Финансы и кредит»

Квалификация: экономист

 

Форма обучения: заочная

 

 

Выполнила:      Хабарова М.А.

Проверил:                           рорп

 

 

 

 

Тула   2015

 

 

Оглавление


 

Введение

3

1. Философское осмысление политики как общественной категории

5

    1. Предмет философии как науки

5

    1. Современный этап в развитии философии политики

6

    1. Место политики в жизни современных обществ

13

2. Идеи  философии в области политики.

18

Заключение

24

Список использованной литературы

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Политика стала реальной частью нашей жизни, т.е. той сферой деятельности, в которой мы можем участвовать, не более 15 лет тому назад. Вместе с политикой как ее неотъемлемый компонент возникло и знание о ней в той или иной форме. Сегодня масса людей занята в сфере делания политики и создания и распространения политических знаний. При этом  отношение и к самим политикам, и к тем, кто пытается влиять на общественное мнение, создавая образ политики, политиков, политических партий и т.д., серьезно изменилось за последние годы.

Среди широкой публики распространено мнение о том, что "политика - грязное дело", что делается она снова без нас и не в наших интересах, что политологи в своем большинстве - не честные аналитики политических процессов, а беззастенчивые манипуляторы общественным сознанием. Но и сами специалисты по политике во многом подтверждают обоснованность подобного мнения, ибо высоко ценят профессию политтехнолога, т.е. человека, который использует свои знания для того, чтобы действительно манипулировать людьми в интересах тех, кто ему больше заплатил.

Откровенный цинизм пытаются превратить в норму политического поведения.  В этой связи вопрос о характере и месте философии в системе политических знаний разного рода особенно интересен и актуален. Ведь именно философия всегда играла роль критика догм обыденного сознания, разного рода мифологем и идеологом. Философия, сделавшая предметом своей рефлексии политические процессы, как представляется, сегодня особенно необходима. Она нужна, по крайней мере, в том случае, если исходить не из узко прагматических и сиюминутных интересов, а принимать во внимание    

В отечественной литературе имеется несколько определений сущности философии политики. А.С.Панарин, автор  первого в отечественной философии специального исследования по философии политики определяет: "Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального"

 Философия политики  изучает такие категории, как  политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. А. С. Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология

Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике), эпистемология ( учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики:  

  1. онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое пространство;
  2. антропология – место человека в политике, политическое самоопределение человека;
  3. политическая  праксеология – политическое действие;
  4. политическая эпистемология – объяснение и понимание в политике.

Философия политики интересна еще и тем, что до настоящего времени она продолжает опираться на великие достижения философов античности, одновременно развивая их:

• политика – это общественное явление, составляющее сущность, ведущее начало совместной жизни людей, организованной государством (Аристотель);

• человек – это политическое животное, его общественная и политическая  природа нераздельны (Аристотель);

• полноправным участником политической жизни может быть только человек, который свободен от запретов, предрассудков, зависимостей (Платон). 
1.  Философское осмысление политики как общественной категории. 
 
1.1. Предмет истории философии как науки

 

Философия — особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия — одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса. Вместе с тем философия всегда осуществляет познавательные (и в той или иной мере эвристические) функции и по мере своего развития становится самостоятельной наукой, которая имеет свой предмет, изменяющийся в ходе развития общества и научного знания. Предмет марксистско-ленинской философии, т. е. диалектического материализма, — наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая его сторона — это вопрос о том, что первично — материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие первичным, а дух, сознание, мышление вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух (или, как считают многие из них, бог), относятся к лагерю идеализма. Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признает принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности. Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность. Значительная часть идеалистов являются агностиками, т. е. отрицают познаваемость мира. Агностицизм представляет собой попытку отказаться от решения основного вопроса философии, занять промежуточную позицию между материализмом и идеализмом.

Философия возникла около трех тысяч лет назад в странах Древнего Востока. Уже в древности в философии образуются два противоположных направления: материализм и идеализм. Наряду с противоположностью материалистического и идеалистического мировоззрения в ходе развития философии возникают два противоположных подхода к познанию мира: диалектический и метафизический методы мышления.

Диалектический метод рассматривает все явления как находящиеся во взаимной связи, в процессе развития и изменения, раскрывает обусловливающие этот процесс внутренние противоречия и их борьбу. Метафизический метод, имевший, по словам Энгельса, «в свое время великое историческое оправдание», ограничивается по преимуществу анализом и классификацией предметов и явлений вне их взаимной связи и развития, рассматривает их как изменяющиеся главным образом количественно, свободные от внутренних противоречий и борьбы между ними. Диалектика и метафизика представляют собой, таким образом, не только различный подход к действительности, но и различное ее истолкование.

 
1.2.  Современный этап в развитии  философии политики.

 

ХIX – начало ХХ века стали периодом, когда окончательно определилось вычленение и институционализация сферы политического как самостоятельной подсистемы человеческого социума. Именно к тому периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различные ее типах и формах. Речь прежде всего идет о четком разделении властей, утверждении парламента, исполнительной и судебной властей как самостоятельных ветвей и институтов, о государственно-административной системе, государственной службе, чиновничестве, партиях и партийных системах, избирательной системе. Для формирования современной политической системы в целом и некоторых ее важнейших институтов ключевое значение имело появление идеи, принципа и механизмов представительства. Начало их формирования относится к XVII – XVIII векам, но они приобрели свой завершенный вид в XIX – первой половине ХХ века. Главная заслуга в их разработке принадлежит Дж. Локку, Ш.Л. Монтескьё, А. де Токвилю, Дж.С. Миллю и другим. Ее суть состояла в постулате, гласившем, что, поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированы соответствующие прерогативы и права. В результате мир политического окончательно определился как самостоятельная реальность, имеющая собственное бытие, структуру, составные части, логику развития. Политическая наука и философия политики как раз и стали дисциплинами, призванными изучать этот мир во всех его аспектах и проявлениях. В их рамках были сформулированы важнейшие политологические и политико-философские концепции, теории политики и мира политического, подняты фундаментальные проблемы эпистемологии и методологии, соотношения этики и морали, реального и идеального, свободы, равенства и справедливости, профессионального и морального в сфере политического, политической онтологии.

Во второй половине XIX – начале ХХ века вышел в свет целый ряд работ обзорного характера, в которых были предприняты попытки проанализировать различные аспекты политико-философской проблематики. Однако главный упор в них делался не столько на выявление сущности самой политической философии и политической онтологии, сколько на исследование истории политических идей и теорий.

Среди авторов, внесших заметный вклад в постановку и разрешение важнейших проблем философии политики следует назвать М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Он, в частности, полагал, что политика обусловлена не только производственными отношениями, как у К. Маркса, или разделением труда, как у Э. Дюркгейма, но и в равной степени влиянием административных структур. Большое значение имели сформулированные М. Вебером концепции бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии. Вслед за К. Марксом и М. Вебером целая плеяда ученых – В. Вильсон (Уилсон), Дж. Брайс, В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска и другие – выдвинули собственные теории политического развития. Так, В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс пришли к выводу, что любая система политического правления независимо от ее формально-юридического или идеологического характера является, по существу, олигархической или элитистской. Интерес представляет также позиция М.Я. Острогорского, который на основе анализа английской и американской партийных систем пришел к выводу о несовместимости массовой бюрократической политической партии и демократической системы управления. Р. Михельс, проанализировав историю и деятельность социал-демократической партии в Германии, вывел железный закон олигархии. Согласно этому закону, для крупных бюрократических организаций характерна тенденция к сосредоточению власти в руках узкой олигархии. Формирование политической философии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, а также судебной и земской реформ, реформ армии и других преобразований во второй половине XIX века. Эти реформы в огромной степени стимулировали интерес русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства. К ним относились Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Л.Н. Петражицкий, М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев и другие. Их традицию плодотворно развивали И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, С.И. Гессен, Н.А. Бердяев и другие, которые выступали в защиту правовых начал государства. В отличие от западных стран в России процесс формирования и институционализации политической науки и политической философии в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну, и установления тоталитаризма оказался прерванным.

Суммируя сказанное о развитии политико-философских идей, отметим, что в развитии политической философии с самого начала обозначились две главные тенденции. В странах континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и философского, теоретического, начала. Так, в Германии эти дисциплины развивались в русле немецкой классической философской традиции. Значительное влияние на их характер, особенно философии политики, оказало то, что они формировались в контексте характерного для германского обществознания историзма. Германские исследователи исходили из признания того, что исследование политических реальностей должно быть сопряжено с выявлением и определением целей, связанных с ценностями и нормами. В этом плане в задачу политико-философского исследования входят философское осмысление реальности и ориентация политики и политической деятельности на те или иные социальные и моральные ценности. С определенными оговорками можно сказать, что в этом русле развивалась политико-философская мысль большинства стран континентальной Европы.

Содержанием второй тенденции стал своеобразный синтез политики и научной мысли. В этом русле, особенно в США, политическая наука во все большей степени делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам. Для этой традиции была характерна интерпретация политики преимущественно в технико-рационалистическом духе. В результате выдвижения позитивизма и индивидуализма на первые роли основное направление развития политико- философских систем было отмечено решительным разрывом с самим принципом создания универсальных мировоззренческих систем. В конце XIX- начале ХХ века в американской политической науке началась атака на политическую теорию и политическую философию. Сфера политического стала изучаться на основе принципов дробления предмета исследования, фактологии и эмпиризма. Главным объектом изучения стали: политическое поведение, избирательный процесс, общественное мнение, процесс принятия политических решений, правила политической игры. В политических исследованиях широко применялись методы экспериментальной психологии, психоанализа, эмпирической социологии, математические и статистические методы.

В итоге позитивизм, особенно в США, стал оттеснять политико-философское, теоретическое начало на второй план. Позитивизм и бихевиоризм ориентировали науку на проведение преимущественно прикладных эмпирических исследований. В свете сказанного понятно, почему в 30-50-е годы ХХ века оказались наименее плодотворными разработки проблематики философии политики. Не случайно и то, что в 1956 году Г. Ласлет написал получившую известность статью, в которой было заявлено, что «традиция разорвалась» и «политическая философия умерла».

Информация о работе Философия политики