Философия политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Политика стала реальной частью нашей жизни, т.е. той сферой деятельности, в которой мы можем участвовать, не более 15 лет тому назад. Вместе с политикой как ее неотъемлемый компонент возникло и знание о ней в той или иной форме. Сегодня масса людей занята в сфере делания политики и создания и распространения политических знаний. При этом отношение и к самим политикам, и к тем, кто пытается влиять на общественное мнение, создавая образ политики, политиков, политических партий и т.д., серьезно изменилось за последние годы.

Содержание работы

Введение
3
1. Философское осмысление политики как общественной категории
5
Предмет философии как науки
5
Современный этап в развитии философии политики
6
Место политики в жизни современных обществ
13
2. Идеи философии в области политики.
18
Заключение
24
Список использованной литературы
26

Файлы: 1 файл

Философия - Философия политики.docx

— 61.89 Кб (Скачать файл)

Эта позиция в тот период стала настолько распространенной, что ряд представителей общественно-политической мысли сделали из этого факта далеко идущие выводы. Так, Л. Штраусс предпринял попытку связать трудности политической философии с кризисом современности. Этот кризис, утверждал Л. Штраусс, проявляется в том, что современный западный человек более не знает, чего он хочет, более не верит в возможность познания того, что есть добро и зло, правое и неправое, наилучший и наихудший общественный порядок. Потеряла убедительность сама мысль о возможности и необходимости философского осмысления мира политического. Общепринятым стало в корне ошибочное мнение о том, что любое знание, заслуживающее этого названия, является научным, лишенным ценностных суждений. Поэтому, утверждал Л. Штраусс, кризис современности – это, прежде всего кризис политической философии. Дело в том, что современная культура рационалистична в своей основе, поскольку основывается на силе разума. И, естественно, если такая культура теряет веру в способность разума обосновать ее высшие цели, то она находится в кризисе. Вместе с тем, в середине ХХ столетия выходило и немало работ, в которых подвергался аргументированной критике позитивистский подход. Можно упомянуть, например, работы У. Эллиота «Прагматический мятеж в политике» и «Возможности науки о политике», обосновывавшие несостоятельность устремлений тех позитивистов, которые пытались убрать философские вопросы из политических исследований.

Существенный вклад в разработку важнейших положений политической философии, и в возрождение интереса к классической политической теории внесли Л. Штраусс, Э. Вогелин, Х. Арендт и другие. Они, в частности, настаивали на том, что изучение политической мысли имеет решающее значение для правильного понимания современных политических феноменов, так же как и для освещения и решения современных политических проблем. Указанные авторы пришли к вполне обоснованному выводу, что стремление отделить факты от ценностей представляет собой не что иное, как выхолащивание задач политического исследования. Для обоснования своей позиции Л. Штраусс взялся за изучение работ политических мыслителей, поскольку, по его мнению, кризис политической философии является симптомом кризиса нашего времени. Исключение ценностно-нормативного начала из политических исследований подрывает основы научного анализа мира политического, отмечает мыслитель. С точки зрения Л. Штраусса, основой политической философии может быть только классическая философия. Более того, утверждал он, в работах Аристотеля содержатся универсальные знания о политике, в них «истинная политическая философия» и «политическая истина». Вслед за Л. Штрауссом Э. Вогелин также рассматривал изучение истории философии политики как «форму терапевтического анализа», необходимого в качестве ответа на интеллектуальный и политический кризис, угрожающий Западу. Он настаивал на том, что его работы представляют собой попытку «снова обрести истину о политическом порядке, которая была утеряна». К началу 60-х годов ХХ века стал очевиден окончательный кризис позитивизма. Появляется много работ, авторы которых ставят своей целью показать неустранимость из сферы политики мировоззренческого, теоретического, ценностного начала. Снова стал популярен тезис о взаимосвязи ценностно-нормативного и эмпирического аспектов политического исследования. В этом ряду особенно стоит выделить книгу Дж. Роулса «Теория справедливости», опубликованную в 1971 году. Появилось множество трудов, посвященных разработке теории государства и права. Проанализировав положение вещей в данной области в середине 60-х годов ХХ века Г. Ласлет, который ранее констатировал смерть политической философии, вынужден был признать в 1967 году, что «политическая философия в англоязычных странах снова жива». Что же касается континентально-европейской гуманитарной традиции, то в ней, в сущности, никогда не отказывались от политико-философского, ценностного, оценочно-нормативного подходов при анализе политических феноменов. В течение всего ХХ столетия теоретические и философские аспекты политики довольно интенсивно разрабатывались в различных философских направлениях, таких, как экзистенциализм, феноменология, постмарксистская теория.

    В настоящее  время  в  России уже сложилось  профессиональное  исследовательское сообщество, для которого разработка  проблематики  политической философии, включая проблемы ее предмета, дискурса и концептов, является приоритетным направлением интеллектуальной деятельности.  Вместе с тем, развитие политической философии в России связано с определенными трудностями. Среди основных – недооценка чиновниками от образования теоретического и практического значения политико-философского знания для расширения познавательного горизонта и профессиональной компетентности политологов-обществоведов. Одна из причин, почему современные выпускники высшей школы редко выбирают  политико-философскую тематику для своих квалификационных работ и диссертаций,  заключена в слабом знании  предметной области, проблематики, дискурсных особенностей и концептосферы современной политической философии. Со многими оригинальными политико-философскими концептами российские студенты просто не знакомы, или знакомы  поверхностно.

 В других странах  развитие политической философии  также сталкивается с рядом трудностями.  Даже в США, где профессональная коммуникация в области политико-философских исследований выведена на уровень специализированных  конгрессов, продолжает оставаться актуальной проблема обновления дискурса политической философии, расширения ее проблемного поля, взаимосвязи политико-философских концептов с живой политикой.

 Словом, сегодня, не  смотря на заметные теоретико-методологические  достижения мировой политико-философской  мысли, ее продвижение в области дисциплинарной саморефлексии,  политическая философия все еще пребывает в ситуации  дискурсивно-предметной неопределенности, в ожидании обновления собственного дискурса. В этой связи обращение к проблемам специфики предметной области и особенностей дискурса современной политической философии продолжает оставаться актуальным и научно востребованным.

 

1.3. Место политики в жизни  современных обществ

 

Политика – сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния политика осуществляется внутри любой общественной группы.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как сфера общественной жизни; как один из видов активности социальных субъектов и как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и т.д.

В первом аспекте политика предстает элементом структуры общества, за которым закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.

Второй аспект связан с интерпретацией политики как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения.

Третий аспект – характеризует политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

Политический процесс – совокупность действий институционализированных и неинституционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти; эти действия обусловливают формирование и функционирование политической системы общества. Различаются:

  • Базовые, основные политические процессы, характеризующие разнообразные способы включения масс в политику (политическое участие), способы преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения (государственное и местное управление).
  • Периферийные политические процессы, характеризующие динамику формирования и развития отдельных политических институтов (партий, ассоциаций, групп интересов и т.д.). Причем, последние не оказывают существенного влияния на поведение власти.

Политический процесс может протекать в явной и латентной (скрытой) форме.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

- на низшем уровне  решаются местные проблемы и политическая деятельность на этом уровне ведется в основном отдельными индивидами

- локальный уровень  требует государственного вмешательства, наиболее активно политика проводится группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;

- национальный уровень  занимает центральное место в  теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;

- на международном  уровне основными субъектами  политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, те возможностью безграничного проникновения и, как следствие, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами.

Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе, и которые характеризуют важнейшие направления ее воздействия на общество:

1. Обеспечение целостности  и стабильности общества как  сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения;

2. Управление и регулирование  социальными процессами;

3. Выражение властно-значимых  интересов всех групп и слоев  общества;

4. Авторитарное распределение  ценностей в обществе;

5. Политическая социализация  личности;

6. Мобилизация и достижение  эффективности общей деятельности.

Политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ее следующих функций:

- выражения и реализации  властно значимых интересов групп  и слоев общества;

- рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям  цивилизованного характера, умиротворяющего  противоборствующие стороны;

- распределения и  перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

- управления и руководства  общественными процессами как  главного метода согласования  групповых интересов посредством  выдвижения наиболее общих целей социального развития;

- интеграции общества  и обеспечения целостности общественной  системы;

- социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы;

- обеспечение коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшиз – особые техники связи с общественностью)

- созидания действительности (проективная функция). Политика  способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Идеи философии в области  политики 

 

Новое время – период формирования индустриальной цивилизации, усложнения политических процессов, роста классового самосознания буржуазии – способствовало появлению открытий, определяющих политическую жизнь цивилизованного общества и сегодня. Главными среди них были гражданское общество и правовое государство.

В Новое время были сформированы концептуальные основы крупнейших политических идеологий: либерализм, индивидуализм, консерватизм, утопический и научный социализм, анархизм и т. д. Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тоталитаризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политизацию сознания, массовые политические неврозы и психозы. Все это и составило предмет изучения политической философии в ХХ веке.

 Самыми значительными  идеями философии в области  политики считаются -  идея гражданского общества и идея правового государства.

Как уже было отмечено выше, концепция гражданского общества и правового государства сформировалась в XVII – XVIII веках. Д. Локк, Ш. Монтескье и ряд других философов пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три независимые власти – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из “ветвей власти” должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие. И. Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями. И. Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. С конца XVIII века под правом понимается уже не совокупность норм установленных или санкционированных государством или монархом, а нормативная система, которая существенно ограничивает возможности произвола централизованной власти.

Правовое государство может существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество. Идею разграничения гражданского общества и государства предложил Г. В. Ф. Гегель.

Общество, таким образом, – это гражданское общество плюс государство. То есть гражданское общество – это не государственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны. Причем, они – не некая застывшая конструкция, а характеристика реального развития, процессов, происходящих в обществе. Следует отметить, что в идее гражданского общества проявился европейский, западный подход к личности. Восточная же общественная мысль, как и практика политической жизни, не знает ценности правового равенства людей, независимо от их должности или гражданского образа жизни.

Информация о работе Философия политики