Философия позитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что
невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п.

Содержание работы

Введение
История позитивизма
Первая историческая форма позитивизма
Вторая историческая форма позитивизма

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 52.06 Кб (Скачать файл)

Определенную роль в развернувшемся  в  этот  период  обсуждении  логического характера основных  теоретических  понятий  классической  физики  сыграли  и работы Э.  Маха,  который  дал  в  своей  «Механике»  критику  представлений

Ньютона  об  абсолютности  пространства  и  времени  и  попытался   раскрыть логическое содержание понятий массы, системы отсчета и т. д.

  В критических выступлениях  махистов против  «метафизики»  в философии и науке, несмотря на  реакционность  их  общей философской установки,  можно обнаружить и отдельные здравые суждения (критика механистического  понимания причинности, а также представлений  классической  физики  об  «абсолютности» пространства   и    времени).    Однако    методологические    рекомендации, предлагавшиеся  представителями  второй  исторической   формы   позитивизма,

неверно ориентировали ученых. Последовательно проводимый махистами курс  на феноменалистические,  описательные   теории   резко   противоречил   главным тенденциям в развитии естествознания XX в., успехи которого были  достигнуты как раз потому, что оно отказалось от  махистских  рекомендаций.  Произвести теоретический синтез с  помощью  позитивистских  рецептов,  избегая  всех  и всяких  мировоззренческих  (в  терминологии  позитивизма   «метафизических») проблем, оказывалось невозможным.

  Позитивистское отождествление  науки с описанием непосредственно данного в общественных   дисциплинах   означает   принятие   существующих   социальных отношений,  сложившейся  системы  ценностей  (в   буржуазном   обществе   — буржуазной  идеологической  системы)  в   качестве   чего-то   непреложного, подлежащего не критике, а только констатации. На практике  подобная  позиция была  защитой   системы   буржуазных   общественных   отношений.   В   труде «Материализм  и  эмпириокритицизм»  разработаны  основные  принципы  критики

позитивизма вообще.

  Эрнст Мах, Рихард  Авенариус. Надо очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось слишком много  метафизических  сущностей.

Надо отбросить понятие  материи (так сказал Мах - на науку  замах),  понятие

атома,  понятие  причинности.  Раньше  думали,  что   исследуют   причинно-

следственную связь, а  на самом деле исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить, что одно - причина другого это  перебор.

Принцип принципиальной координации (пошло от Дихте): субъект не разделим  с объектом, объект дан с его восприятием. Где есть объект, есть и субъект. "Я вижу дерево" не имеет смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет.

Есть такая ситуация, в  которой Я  и  дерево  скоординированы  между собой.

Нейтральный  элемент  опыта   -   одновременное   включение   духовного   и

материального начала.  Принцип  экономии  мышления:  не  надо  пользоваться метафизическими сущностями,  надо  описывать  (дискрипция).  Это экономное освоение окружающего мира. С точки зрения биоэволюции  когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый закон помогает человеку освоится  в мире.

Далее эффективным  становится  поведение.  (Этот  этап  не  удержался.  Был

жестоко раскритикован. Критика  исходила  от  самих ученых.)  Чистый  опыт опровергает все законы физики. Ничто в физике не может устоять.  Без  общих понятий физика развиваться не может. Вместо экономии  мышления  -  роскошь мышления.

 Нужно изобилие мнений, чтобы потом истина выжила.

 Конвенционализм (другой  вариант прояснения языка  науки).  Пуанкаре,  Пьер Дюген. Главные утверждения в науке носят конвенциальный  характер,  ученые соглашаются на значения терминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Буржуазная философия  XX века. - М. Политиздат, 1990 г.

2. Философский энциклопедический  словарь.

3. Краткая философская  энциклопедия.

4. Разработка методологии  научного познания в позитивизме  и неопозитивизме.

 


Информация о работе Философия позитивизма