Философия права Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Это своего рода телеологический принцип, "практическая философия" во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип "философии права", то, восходя здесь к определению Руссо, "практическая философия" становится и философской этикой, и учением о праве одновременно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА» В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 4
1.1 Развитие понятия права 4
1.2 Основные значения понятия «права» 10
2. НЕПРАВО 13
2.1 Непреднамеренное право 13
2.2 Обман 14
2.3 Принуждение и преступление 14
2.4 Переход от права к моральности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Философия права_реферат_15.03.13.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

Реферат

по ФИЛОСОФИИ  ПРАВА 

 

Тема: Философия права Г. Гегеля

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА» В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 4

1.1 Развитие понятия права 4

1.2 Основные значения понятия «права» 10

2. НЕПРАВО 13

2.1 Непреднамеренное право 13

2.2 Обман 14

2.3 Принуждение и преступление 14

2.4 Переход от права к моральности 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Список использованных источников 21

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта  в немецкой классической философии  традиционно именовалась "практической философией". Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии  существовало новое отношение к  делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля. «Практическая  философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху  Канта и Гегеля экономика и  политика, трактуемые под философским  углом зрения, приобрели форму "философии  права", философии государства. У  Канта "практическая философия" делилась на философию права как учения о праве и на этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает право как объективное  определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телеологический  принцип, "практическая философия" во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может  быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип "философии права", то, восходя здесь к определению  Руссо, "практическая философия" становится и философской этикой, и учением о праве одновременно. Детально разработана система индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском  осмыслении экономических проблем, о философской концепции конституционного государства. Здесь — удивительная плотность до сих пор актуальных проблем.

Существует множество понятий  права и собственности, но я постараюсь изучить как можно больше понятий, выбрать из них те, которые несут больше информации и изложить их в своем реферате.

 

1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА»  В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

1.1 Развитие понятия  права

 

Теоретические конструкции гегелевской  философии права — концепция  разумной действительности, понимание  и изображение процесса общественно-политической жизни в виде торжества конкретного (всеобщего и целостного) над его  составными частями и абстрактными моментами, методология и приемы конкретизации понятия права, реализация свободы в иерархический ряд  прав, трактовка государства как  истины и цели всего объективно-духовного  развития и т. п. — несут весьма существенную, политически значимую нагрузку во всей гегелевской философии права. С этими конструкциями связаны, в частности, различные аспекты антидемократичности, антииндивидуализма, конформизма, не критичности, свойственные гегелевской диалектике в сфере политики.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским  конструированием системы права  как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. В  том, что свободно, и есть наличие  воли, так как мышление и воля в гегелевской философий отличаются друг от друга не как две различные  способности, а лишь как два способа  — теоретический и практический — одной и той же способности  мышления.

Признавая заслугу Монтескье в  выделении исторического элемента в положительном праве, Гегель вслед  за ним утверждает, что в законах  отражаются национальный характер данного  народа, ступень его исторического  развития, естественные условия его  жизни. Но Гегель вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа  рассмотрения, находятся вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся непосредственно к их сущности. Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.

С этих позиций Гегель резко критикует  взгляды теоретиков исторической школы  права и защитника реставраторских  идей К. фон Галлера, отмечая отсутствие у них точки зрения разума.

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются:

1. Абстрактное право

2. Мораль 

3. Нравственность.

Эти три этапа развития понятия  права осуществляют общий путь развития понятия в гегелевской философии.

Процесс развития понятия права  определялся развитием самих  категорий гегелевской идеалистической  диалектики. При этом задача философии  права понять работу разума в развитии идеи права, наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает  за развитием идеи, как собственной  работой разума. Дело науки заключается  в том, чтобы понять эту “самостоятельную работу разума предмета”.

Маркс в “Светлом семействе” указывал на эту черту всей гегелевской  философии: “Истина... для Гегеля, автомат, который сам себя доказывает”. Человеку остается следовать за ней, результат  действительного развития есть не что  иное, как доказанная, то есть доведенная до сознания истина1»»

Учение об абстрактном праве  включает в себя проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали — умысел и вину, намерение и  благо, добро и совесть; учение о  нравственности — семью, гражданское  общество и государство.

Абстрактное право - первая ступень  в движении понятия права от абстрактного к конкретному. В основе права - свобода отдельного человека. “Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном “я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном «я»2. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих более конкретных определений права и свободы. На этой стадии позитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «...будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Первая ступень – абстрактное  право. Свободная воля первоначально  является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в  отношениях собственности. На этой ступени  свобода выражается в том, что  каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

Основное внимание в этом разделе  “Философии права” уделено обоснованию  частной собственности. Признавая  неограниченное господство лица над  вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных актах  победившей буржуазии. Лишь благодаря  собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. “В природе вещей, – писал  он, – заключается абсолютное право  раба добывать себе свободу”.

Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества  и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.

Вторая ступень в развитии идеи права – мораль. Она является более высокой ступенью, потому что  абстрактные и негативные предписания  формального права в ней наполняются  положительным содержанием. Моральное  состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к  своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

На данной ступени свобода проявляется  в способности индивидов совершать  осознанные действия (умысел), ставить  перед собой определенные цели и  стремиться к счастью (намерение  и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед  другими людьми (добро и зло). В  учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности  индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. В ней преодолевается односторонность  формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Гегель рассматривает гражданское  общество и государство как несовпадающие  сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что  под гражданским обществом в  ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием  промышленности и торговли. Философ  относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски “bourgeois” (буржуа). В “Философии права” подчеркивалось также, что “развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства”.

Отождествляя гражданский строй  с буржуазным, Гегель изображает его  как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшиеся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По учению Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а  также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать  общественный порядок. В целом гражданское  общество представляет собой объединение  индивидов “на основе их потребностей и через правовое устройство в  качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности”.

Гражданское общество, по Гегелю, делится  на три сословия: землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и  всеобщее (чиновники).

Вследствие различия интересов  индивидов, их объединений, сословий гражданское  общество, несмотря на имеющиеся в  нем законы и суды, оказывается  не способным урегулировать возникающие  социальные противоречия. Для этого  оно должно быть упорядочено стоящей  над ним политической властью  – государством. Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут  быть устранены одними правовыми  средствами, и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении государство как  раз и предстает таким нравственным целым (идейно-политическим единством), в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском  сообществе. Запутанность гражданского состояния, указывал философ, “может быть приведена в гармонию только с  помощью покоряющего его государства”.

Гегель различает в государстве  объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны государство  представляет собой организацию  публичной власти. В учении о государственном  устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует  идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет  три власти: законодательную, правительственную  и княжескую власть (власти перечислены  снизу вверх). Перенимая принцип  разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные  виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство  сословий. Его верхняя палата формируется  по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов  – избирается гражданами по корпорациям  и товариществам.

Представительство граждан в законодательном  органе необходимо для того, чтобы  довести до сведения правительства  интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит  чиновникам, осуществляющим правительственную  власть. Как считал Гегель, высшие государственные  чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя  чиновничью бюрократию, Гегель называл  ее главной опорой государства “в отношении законности”.

Княжеская власть объединяет государственный  механизм в единое целое. В благоустроенной  монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу”.

Информация о работе Философия права Г. Гегеля