Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:17, реферат
Это своего рода телеологический принцип, "практическая философия" во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип "философии права", то, восходя здесь к определению Руссо, "практическая философия" становится и философской этикой, и учением о праве одновременно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА» В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 4
1.1 Развитие понятия права 4
1.2 Основные значения понятия «права» 10
2. НЕПРАВО 13
2.1 Непреднамеренное право 13
2.2 Обман 14
2.3 Принуждение и преступление 14
2.4 Переход от права к моральности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21
Реферат
по ФИЛОСОФИИ ПРАВА
Тема: Философия права Г. Гегеля
Москва 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА» В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 4
1.1 Развитие понятия права 4
1.2 Основные значения понятия «права» 10
2. НЕПРАВО 13
2.1 Непреднамеренное право 13
2.2 Обман 14
2.3 Принуждение и преступление 14
2.4 Переход от права к моральности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21
Гегелевская философия права продолжает
разработку той области философского
знания, которая со времен Канта
в немецкой классической философии
традиционно именовалась "практической
философией". Гегель исходит из того,
что уже в кантовской философии
существовало новое отношение к
делению "практической философии",
принятому со времен Аристотеля. «Практическая
философия» Аристотеля делилась на этику,
экономику и политику. В эпоху
Канта и Гегеля экономика и
политика, трактуемые под философским
углом зрения, приобрели форму "философии
права", философии государства. У
Канта "практическая философия" делилась
на философию права как учения
о праве и на этику как учение
о добродетели. Что касается Гегеля,
то он понимает право как объективное
определение, санкционирование человеческой
воли, свободы. Это своего рода телеологический
принцип, "практическая философия"
во всем объеме аристотелевских традиций.
Но поскольку человеческая воля может
быть индивидуальной, групповой, всеобщей
и поскольку воля образует, согласно
Гегелю, принцип "философии права",
то, восходя здесь к определению
Руссо, "практическая философия"
становится и философской этикой,
и учением о праве
Существует множество понятий права и собственности, но я постараюсь изучить как можно больше понятий, выбрать из них те, которые несут больше информации и изложить их в своем реферате.
Теоретические конструкции гегелевской философии права — концепция разумной действительности, понимание и изображение процесса общественно-политической жизни в виде торжества конкретного (всеобщего и целостного) над его составными частями и абстрактными моментами, методология и приемы конкретизации понятия права, реализация свободы в иерархический ряд прав, трактовка государства как истины и цели всего объективно-духовного развития и т. п. — несут весьма существенную, политически значимую нагрузку во всей гегелевской философии права. С этими конструкциями связаны, в частности, различные аспекты антидемократичности, антииндивидуализма, конформизма, не критичности, свойственные гегелевской диалектике в сфере политики.
Право, по Гегелю, состоит в том,
что наличное бытие вообще есть наличное
бытие свободной воли. Диалектика
этой воли совпадает с философским
конструированием системы права
как царства реализованной
Признавая заслугу Монтескье в
выделении исторического
С этих позиций Гегель резко критикует
взгляды теоретиков исторической школы
права и защитника
В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются:
1. Абстрактное право
2. Мораль
3. Нравственность.
Эти три этапа развития понятия
права осуществляют общий путь развития
понятия в гегелевской
Процесс развития понятия права
определялся развитием самих
категорий гегелевской
Маркс в “Светлом семействе” указывал на эту черту всей гегелевской философии: “Истина... для Гегеля, автомат, который сам себя доказывает”. Человеку остается следовать за ней, результат действительного развития есть не что иное, как доказанная, то есть доведенная до сознания истина1»»
Учение об абстрактном праве включает в себя проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали — умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности — семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное право - первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. В основе права - свобода отдельного человека. “Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном “я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном «я»2. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих более конкретных определений права и свободы. На этой стадии позитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «...будь лицом и уважай других в качестве лиц».
Первая ступень – абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.
Основное внимание в этом разделе
“Философии права” уделено обоснованию
частной собственности. Признавая
неограниченное господство лица над
вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие
закрепление в Кодексе
Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.
Вторая ступень в развитии идеи
права – мораль. Она является
более высокой ступенью, потому что
абстрактные и негативные предписания
формального права в ней
На данной ступени свобода проявляется
в способности индивидов
Третья, высшая, ступень осмысления
права человеком –
Гегель рассматривает
Отождествляя гражданский
Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).
Вследствие различия интересов
индивидов, их объединений, сословий гражданское
общество, несмотря на имеющиеся в
нем законы и суды, оказывается
не способным урегулировать
Гегель различает в
С объективной стороны
Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам.
Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства “в отношении законности”.
Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу”.