Философия права Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Это своего рода телеологический принцип, "практическая философия" во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип "философии права", то, восходя здесь к определению Руссо, "практическая философия" становится и философской этикой, и учением о праве одновременно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА» В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 4
1.1 Развитие понятия права 4
1.2 Основные значения понятия «права» 10
2. НЕПРАВО 13
2.1 Непреднамеренное право 13
2.2 Обман 14
2.3 Принуждение и преступление 14
2.4 Переход от права к моральности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Философия права_реферат_15.03.13.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

Уже в этом аспекте удовлетворения, если причиненный вред есть разрушение и вообще невосстановим, вместо качественного  специфического характера ущерба должен выступать его всеобщий характер в качестве ценности.

Но поражение, нанесенное в себе сущей воле (а тем самым также  и этой воле нарушителя, как и  воле испытавшего нарушение и  вообще всех), не имеет в этой в  себе сущей воле как таковой позитивного  существования так же, как не имеет  его в простом продукте. Для  себя эта в себе сущая воля (право, закон в себе) есть то, что не существует внешне, а следовательно, и не может быть нарушено. Также лишь нечто негативное есть нарушение для особенной воли испытавшего нарушение и остальных. Позитивное существование нарушения есть только как особенная воля преступника. Поражение этой воли в качестве налично сущей есть, следовательно, снятие преступления, которое в противном случае сохраняло бы значимость, и есть восстановление права.

Наказание, карающее преступника, не только справедливо в себе — в  качестве справедливого оно есть вместе с тем его в себе сущая  воля, наличное бытие его свободы, его право,— но есть также право, положенное в самом преступнике, т.е. в его налично сущей воле, в его поступке. Ибо в его поступке, как поступке разумного существа заключено, что он нечто всеобщее, что им устанавливается закон, который преступник в этом поступке признал для себя, под который он, следовательно, может быть подведен, как под свое право.

Снятие преступления есть возмездие  постольку, поскольку это возмездие  есть по своему понятию нарушение  нарушения и поскольку преступление по своему наличному бытию имеет  определенный качественный и количественный объем и тем самым его отрицание как наличное бытие имеет такой же объем. Это зиждущееся на понятии тождество есть, однако, равенство не по специфическому, а по в себе сущему характеру нарушения, по его ценности.

В этой сфере непосредственности права  снятие преступления есть, прежде всего, месть, справедливая по своему содержанию, поскольку она есть возмездие. Но по своей форме она — деяние субъективной воли, которая может  вкладывать свою бесконечность в  каждое нарушение и справедливость которой поэтому вообще случайна; для другого она также только особенная воля. Будучи позитивным деянием особенной воли, месть становится новым нарушением; в качестве такого противоречия она оказывается внутри продвижения, уходящего в бесконечность, и передается по наследству от поколения к поколению.

Требование разрешить это противоречие, которое здесь существует в способе снятия неправа, есть требование освобожденной от субъективного интереса и формы, а также от случайности силы, следовательно, не мстящей, а наказующей справедливости. В этом заключено, прежде всего, требование воли, которая в качестве особенной, субъективной воли водит всеобщее как таковое. Однако такое понятие моральности не есть лишь требуемое — оно само возникло в этом движении.

2.4 Переход от  права к моральности

 

Преступление и мстящая справедливость представляют собой ту форму развития воли, в которой она вступила в  пределы различия между всеобщей в себе и единичной для себя сущей волей, противоположной первой, и далее, когда в себе сущая  воля посредством снятия этой противоположности  возвратилась в себя и таким образом  сама стала для себя сущей и  действительной. Тем самым право, подтвержденное в противопоставлении лишь для себя сущей единичной воле, есть и имеет силу как действительное посредством своей необходимости. Это формирование есть также получившая дальнейшее развитие внутренняя определенность понятия воли. Согласно ее понятию, ее осуществление в ней самой означает, что сняты и та форма непосредственности, в которой она ближайшим образом пребывает в абстрактном праве, что воля полагает себя ближайшим образом в противоположности между всеобщей в себе сущей волей и единичной для себя сущей волей, а затем посредством снятия этой противоположности, отрицания, определяет себя как волю в своем наличном бытии, свободную не только в себе, но и для самой себя, как соотносящую себя с собой негативность.

Свою личность, в качестве которой  воля только и есть в абстрактном  праве, воля имеет теперь своим предметом. Такая для себя бесконечная субъективность свободы составляет принцип моральной  точки зрения.

К истине относится то, что понятие  обладает бытием и что это наличное бытие ему соответствует. В праве воля имеет свое наличное бытие во внешнем; дальнейшее, однако, заключается в том, что воля должна иметь это наличное бытие в самой себе, во внутреннем; она должна быть для себя самой, быть субъективностью и иметь себя против себя самой. Это отношение к себе есть утвердительное отношение, но достигнуть его она может лишь посредством снятия своей непосредственности. Снятая в преступлении непосредственность ведет, таким образом, через наказание, т.е. через ничтожность этой ничтожности, к утверждению — в моральности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. “Право состоит в том, что наличное бытие  вообще есть наличное бытие свободной  воли”.

Понятие права значительно более  широко чем юридическое понятие о праве, оно охватывает “наличное бытие всех отраслей свободы”. Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.

В положении Гегеля о том, что  через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления  о зависимости индивидуального  сознания от общественного сознания.

Рассмотрение процесса осуществления  якобы подлинной свободы в  действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.

Понятие о праве в представлении  Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование  во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно  отлично от понятия о праве  данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области права гласит: “Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности”. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли.

Понятие о собственности Гегеля связано с основами его идеалистического мировоззрения; оно выражает примат духа над материей. Он рассматривает  частную собственность, как абсолютное право свободной воли отдельного лица на присвоение вещи для него частная  собственность являлась первым и  необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем мире. Так как  собственность необходима для выражения  внешнего наличного бытия собственной  воли, то каждое лицо должно было бы обладать частной собственностью. Гегель не делает, однако, отсюда вывода. что каждый гражданин должен обладать собственностью для удовлетворения своих потребностей.

Необходимым моментом в осуществлении  разума является, по Гегелю, договор, в  котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы  частной собственности, так как  сам разум, дух делает необходимым. чтобы люди дарили, обменивали, торговали и так далее. Для договора являются, по мнению Гегеля характерными 3 момента:

1) Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельного собственника;

2) Достигнутая в договоре путем соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.

3) Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи, ибо только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.

Также Гегель отвергает договорную теорию государства. “Привнесение договорного  отношения, также как и отношений  частной собственности, вообще, в  государственное отношение привело  к величайшей путанице в государственном  праве и действительности.”

Следующим моментом учения об абстрактном  праве являются гегелевские суждения о неправе, принуждении. Отношение права в себе, всеобщей воли к особенной воле отдельного лица, как оно выражено в договоре, Гегель рассматривает как отношение сущности к явлению. Это явление права, переходит в неправе в видимость права, то есть нечто объективное существующее, но не имеющее опоры в сущности. Это и есть внешнее существование, которое не соответствует сущности.

Отрицание видимости, ее исчезновение, показывает власть сущности над видимостью, ее силу, ее действительность. В результате отрицания видимости достигается  единство между сущностью и явлением. Оно превращается в действительность. “Действительность есть ставшее  непосредственным единство сущности и  существования”

Право восстанавливается и утверждается путем отрицания неправо.

Неправо есть такая видимость, и  через ее исчезновение право получает определение некоего прочного и  имеющего силу, и если раньше оно  обладало лишь непосредственным бытием, то теперь становится действительным, возвратившись из своего отрицания.

 

Список использованных источников

 

 

    1. Гегель. Философия права. Академия наук России. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва – 2008 г.
    2. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III
    3. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. М.: Норма, 2008.
    4. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007.
    5. Соколова Н.Л., Философия, Н.Н., 2004 г
    6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций, изд-во Центр, 2006 г.
    7. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие. М.: Проспект, 2008.
    8. Философия права: учебник / отв. ред. О.Г. Данильян. М., 2011.

 

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. - 102

2 Гегель. Философия права., Изд-во “Мысль”, М., 2008, с. - 64

3 Гегель . Философия права. Академия наук России. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва - 2009 г. с. - 247

4 Гегель . Философия права. Академия наук России. Институт философии. Из-во “Мысль”. Москва – 2008 г. с. - 62

 

2



 


Информация о работе Философия права Г. Гегеля