Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:15, контрольная работа
Предмет философии права, как и большинства других дисциплин и отраслей знания, является объектом постоянных методологических научных изысканий и дает почву непрекращающимся дискуссиям. Это обуславливается политическими и социальными особенностями исторического контекста, предъявляющего свои требования к философии права, а также развитием философии и смежных в данной случае с ней наук.
ВВЕДЕНИЕ
Предмет философии права, как и большинства других дисциплин и отраслей знания, является объектом постоянных методологических научных изысканий и дает почву непрекращающимся дискуссиям. Это обуславливается политическими и социальными особенностями исторического контекста, предъявляющего свои требования к философии права, а также развитием философии и смежных в данной случае с ней наук. Так, если в концепции Гегеля «философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление» («Философия права», 1820), то наш современник проф. С.С. Алексеев полагает, что в основе философии права лежит изучение «права в жизни людей, в человеческом бытии» и, таким образом, философия права как научная дисциплина «призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»
Кроме того, как и в любой другой науке, предмет философии права во многом определяется авторской концепцией видения ее целей и задач на том или ином этапе, например, В.С. Нерсесянц считает, что под предметом философии права следует понимать «право в его различении и соотношении с законом»
Следует заметить, что само понятие философии как «любви к мудрости» на практике потеряло свое первоначальное значение практически уже с самого момента своего возникновения: наука как одна из высших форм деятельности не может существовать ради науки. Еще К. Маркс отмечал, что философы призваны не объяснять мир, а изменять его. В настоящее время исследования – практические исследования – в области философии права являются объективно назревшей, можно даже сказать, выстраданной, потребностью российского общества. Социальные, культурные и правовые проблемы в России достигли высочайшего уровня, что, на взгляд автора, требует мобилизации усилий всех научных кругов. Возможно, что в условиях развития таких отраслей науки, как правоведение, психология и социология, достигающего иногда чуть ли не борьбы за сферы влияния, решающую роль при этом сыграет именно философия права, призванная осуществлять рефлексию над правом в самом широком социально-культурном и культурно-историческом контексте.
Одними из главных задач науки в целом и философии права в том числе являются на данном этапе развития страны изучение уровня правосознания граждан и механизма влияния на него, укрепление позитивного права, формирование правовой идеологии России, и, в конечном счете – формирование правового государства.
В советское время понятия
«правосознание» и «правовое
государство» находились преимущественно
за рамками научных исследований
в силу того, что под правом понималось
«возведенная в закон воля господствующего
класса», а функция реализации это
воли приписывалась исключительно
«принудительной силе государства».
Официальное отношение
Вместе с тем, сказанное
характеризует лишь отношение к
самому термину «правовое государство»
Более того, если быть объективным, то следует признать, что многие идеи, лежащие в концепции правового государства, в советскую эпоху не игнорировались, а были реализованы, оставаясь интегрированными в концепцию общества развитого социализма. Это касается надлежащего правопорядка, высокой степени социальной справедливости, стабильности, обеспечения многих прав и свобод советских граждан – всего того, что было впоследствии утрачено в процессе принятия радикальных шагов по созданию «правового государства». Именно ввиду того, что таких характеристик не хватало и не хватает российской системе, современная правовая система на взгляд автора, стала не намного ближе к идеалу правового государства, чем предшествовавший ей строй, несмотря на то, что в действующей Конституции РФ Россия провозглашена «демократическим федеративным правовым государством».
В постсоветскую эпоху
был провозглашен курс на создание
правового государства, но правовые
реформы и на этот раз не учитывали
особенности правосознания
Вместе с тем, правовые, политические и социальные реформы продолжаются, и поэтому остается актуальным изучение и практическое применение теории правосознания и правовой культуры с целью совершенствования правотворческого и правореализующего процессов, установления законности и правопорядка, обеспечения прав человека, формирование гражданского общества и правового государства.
Правосознание является одной из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и традиции, то есть совокупность мысленных и чувственных оценок, которые относятся к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание представляет собой объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от их вида непосредственно зависит его уровень, а от его уровня непосредственно зависит их перспектива.
В правосознании отражается
не только позитивное право, но и история
и тенденции развития права в
целом, а в условиях современной
глобализации в немалой степени
и правовые явления других обществ.
Кроме того, правосознание
В различных теоретических
учениях сущность правосознания
выявлялась посредством подчинения
его идее, главенствующей в той
или иной концепции: характеристике
права в его позитивистском понимании,
классовой структуре
На взгляд автора, такие
подходы правомерны не при толковании
сущности, а при анализе факторов,
влияющих на конкретный уровень развития
и характеристику правосознания
– и только в совокупности и
взаимодействии. Правосознание обуславливается
как общими факторами: особенностями
государственного устройства и правовой
идеологии государства, политической
обстановкой в стране и в мире,
экономической ситуацией и т.д.
Из российских ученых, занимавшихся
разработкой концепции
Если абстрагироваться от
политического аспекта его
Таким образом, И.А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей» , то он подчеркивал непреходящую социальную, культурную и политическую ценность правосознания.
Рассмотрим остальные ключевые свойства правосознания и его особенности как одной из форм общественного сознания (помимо нравственного, национального, религиозного и т.п.):
Правосознание представляет
собой довольно инертный механизм:
для него характерно сопротивление
новым идеям и принципам, для
преодоления прочно вошедших в сознание
правовых взглядов и предрассудков
требуется гораздо больше времени,
чем для обновления нормативно-правовых
актов. Практика показывает, что даже
при самой бюрократизированной
схеме организации
Как пишет В.В. Сорокин, правосознанию «присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления». Это свойство правосознания является одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания является фактором, тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной сфере. С другой стороны, устойчивость и преемственность правосознания является стабилизирующим фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия значительных колебаний в правовой сфере, характерных для переходных периодов.
Правосознание касается не только реализации правовых норм в общественной жизни, но и процесса их создания.
Правосознание не ограничивается правоприменительной сферой – оно активно воздействует на процесс нормотворчества (с эффективностью, зависящей от уровня развития правовой системы государства). Кроме того, следует помнить и о том, что у законодателя также есть свое правосознание. Как правило, оно по объективным и субъективным причинам отличается массового правосознания, что в значительной степени обуславливает трудности в правовой сфере. Здоровое правосознание представителей власти рассматривалось И.А. Ильиным в качестве необходимого условия создания правового государства. В его концепции идеальная государственная власть выступает в роли творца и хранителя позитивного права, в основу которого лишенным недугов правосознанием властвующего положено естественное право.
Особенность правосознания
выражается также в способе
вынесения суждений
Для правосознания характерно
осознание правовых явлений посредством
специальных юридических
Выделяется три основные
функции правосознания как
Гносеологическая (познавательная)
функция правосознания
Оценочная функция связана с формированием у субъекта отношения к отражаемой правовой действительности: как психологического (на уровне правовой психологии), так и рационального (на уровне правовой идеологии).
Регулятивная функция правосознания двойственна. С одной стороны, она заключается в том, что субъект, пропуская окружающую действительно через призму своего правосознания, определяет конкретный вариант своего правового поведения в той или иной ситуации. С другой стороны, правосознание выступает в качестве относительно самостоятельного правообразующего фактора, являясь источником правовых идей, требующих закрепления в позитивном праве.
Иногда в теории права функции правосознания условно делятся на две категории. Это, во-первых, внешние или социальные функции, которые характеризуют основные направления и способы взаимодействия правосознания с окружающей правовой действительностью. И, во-вторых, это внутренние функции или функции механизма правосознания, где под механизмом правосознания понимается специфическая система обработки поступающей правовой информации и формирования правового поведения.