Философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Предмет философии права, как и большинства других дисциплин и отраслей знания, является объектом постоянных методологических научных изысканий и дает почву непрекращающимся дискуссиям. Это обуславливается политическими и социальными особенностями исторического контекста, предъявляющего свои требования к философии права, а также развитием философии и смежных в данной случае с ней наук.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет философии права, как и большинства других дисциплин  и отраслей знания, является объектом постоянных методологических научных  изысканий и дает почву непрекращающимся дискуссиям. Это обуславливается политическими и социальными особенностями исторического контекста, предъявляющего свои требования к философии права, а также развитием философии и смежных в данной случае с ней наук. Так, если в концепции Гегеля «философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление» («Философия права», 1820), то наш современник проф. С.С. Алексеев полагает, что в основе философии права лежит изучение «права в жизни людей, в человеческом бытии» и, таким образом, философия права как научная дисциплина «призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»

Кроме того, как и в  любой другой науке, предмет философии  права во многом определяется авторской  концепцией видения ее целей и  задач на том или ином этапе, например, В.С. Нерсесянц считает, что под предметом философии права следует понимать «право в его различении и соотношении с законом»

Следует заметить, что само понятие философии как «любви к мудрости» на практике потеряло свое первоначальное значение практически  уже с самого момента своего возникновения: наука как одна из высших форм деятельности не может существовать ради науки. Еще  К. Маркс отмечал, что философы призваны не объяснять мир, а изменять его. В настоящее время исследования – практические исследования – в области философии права являются объективно назревшей, можно даже сказать, выстраданной, потребностью российского общества. Социальные, культурные и правовые проблемы в России достигли высочайшего уровня, что, на взгляд автора, требует мобилизации усилий всех научных кругов. Возможно, что в условиях развития таких отраслей науки, как правоведение, психология и социология, достигающего иногда чуть ли не борьбы за сферы влияния, решающую роль при этом сыграет именно философия права, призванная осуществлять рефлексию над правом в самом широком социально-культурном и культурно-историческом контексте.

Одними из главных задач  науки в целом и философии  права в том числе являются на данном этапе развития страны изучение уровня правосознания граждан и механизма влияния на него, укрепление позитивного права, формирование правовой идеологии России, и, в конечном счете – формирование правового государства.

В советское время понятия  «правосознание» и «правовое  государство» находились преимущественно  за рамками научных исследований в силу того, что под правом понималось «возведенная в закон воля господствующего  класса», а функция реализации это  воли приписывалась исключительно  «принудительной силе государства». Официальное отношение советской  правовой и идеологической доктрины непосредственно к термину «правовое  государство» было сформулировано Л.М.Кагановичем  в 1930 году: «мы отвергаем понятие  правового государства даже для  буржуазного государства... Понятие  «правовое государство» изобретено буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу  буржуазного государства... Конечно, все это не исключает закона. У  нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных  органов государственной власти. Но наши законы определяются целесообразностью  в каждый данный момент.

Вместе с тем, сказанное  характеризует лишь отношение к  самому термину «правовое государство». Не случайно даже в Конституции СССР 1977 года это понятие избегалось –  СССР определялся как «развитое  социалистическое общество», «общество  подлинной демократии». В то же время, в эпоху т.н. «оттепели» произошла  переориентация правовой идеологии, и  для научной мысли конца 60-х  – 70-х годов (Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Фарбер И.Е. и др.) была характерна определенная интенсификация исследований особенностей правосознания, правовой культуры и правового воспитания советского общества и граждан.

Более того, если быть объективным, то следует признать, что многие идеи, лежащие в концепции правового  государства, в советскую эпоху  не игнорировались, а были реализованы, оставаясь интегрированными в концепцию  общества развитого социализма. Это  касается надлежащего правопорядка, высокой степени социальной справедливости, стабильности, обеспечения многих прав и свобод советских граждан –  всего того, что было впоследствии утрачено в процессе принятия радикальных  шагов по созданию «правового государства». Именно ввиду того, что таких характеристик  не хватало и не хватает российской системе, современная правовая система  на взгляд автора, стала не намного  ближе к идеалу правового государства, чем предшествовавший ей строй, несмотря на то, что в действующей Конституции РФ Россия провозглашена «демократическим федеративным правовым государством».

В постсоветскую эпоху  был провозглашен курс на создание правового государства, но правовые реформы и на этот раз не учитывали  особенности правосознания граждан, сформировавшиеся за долгое время. Новая  идеология не укладывалась в полной мере в социальную и правовую психологию россиян, что в условиях радикальных  реформ привело к кризису социальной сферы, политической нестабильности, разрыву  идеологической и нравственной преемственности  между поколениями, правовому нигилизму.

Вместе с тем, правовые, политические и социальные реформы  продолжаются, и поэтому остается актуальным изучение и практическое применение теории правосознания и  правовой культуры с целью совершенствования  правотворческого и правореализующего процессов, установления законности и правопорядка, обеспечения прав человека, формирование гражданского общества и правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правосознание является одной  из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и традиции, то есть совокупность мысленных и  чувственных оценок, которые относятся  к праву и связанным с ним  явлениям. Правосознание представляет собой объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от их вида непосредственно  зависит его уровень, а от его  уровня непосредственно зависит  их перспектива.

В правосознании отражается не только позитивное право, но и история  и тенденции развития права в  целом, а в условиях современной  глобализации в немалой степени  и правовые явления других обществ. Кроме того, правосознание взаимообуславливается  не только с действительным, но и с желаемым правом. Поэтому существенная особенность правосознания заключается в том, что оно не только отражает окружающую правовую действительность, но и активно - прямо и косвенно - участвует в ее формировании и реализации. По большому счету, уровень развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развития правовой культуры и массового правосознания, поскольку они составляют его основу.

В различных теоретических  учениях сущность правосознания  выявлялась посредством подчинения его идее, главенствующей в той  или иной концепции: характеристике права в его позитивистском понимании, классовой структуре государства  в марксистской концепции, понятию  социальной справедливости в естественно-правовом подходе и т.д.

На взгляд автора, такие  подходы правомерны не при толковании сущности, а при анализе факторов, влияющих на конкретный уровень развития и характеристику правосознания  – и только в совокупности и  взаимодействии. Правосознание обуславливается  как общими факторами: особенностями  государственного устройства и правовой идеологии государства, политической обстановкой в стране и в мире, экономической ситуацией и т.д., так и индивидуальными: уровнем  культуры субъекта, его классовым  положением, благосостоянием, религиозными взглядами и т.д. Правосознание  взаимосвязано и взаимодействует  с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Принципиально важно также не только текущее состояние этих факторов, но и историческое их развитие, а  также его ожидаемые перспективы. По мнению автора, все эти факторы  в перспективе имеют равновеликое значение и влияние на особенности правосознания и лишь в отдельные периоды под влиянием социальных, культурных, политических и т.п. воздействий один или несколько из них занимают преимущественное значение, становятся движущей силой права и могут характеризовать правовое устройство.

Из российских ученых, занимавшихся разработкой концепции правосознания, следует, по мнению автора, выделить, прежде всего, И.А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция  правосознания и отличается от широко распространенного понимания правосознания  как рефлексии закрепленных в  законодательстве правовых норм. В  работах этого русского философа и правоведа правосознание выступало  как важнейшая категория права. Поскольку мировоззрение этого  ученого сформировалось в императорской  России, то согласно его концепции  здоровое правосознание российского  общества неминуемо приведет – или  должно привести – к реставрации  монархии в стране. «Республику, все  равно - унитарную или федеративную, мы не считаем государственною формою, способною восстановить Россию, дать ей творческую свободу и культурно-духовный расцвет» - писал он. Вынужденный  к эмиграции, И.А. Ильин имел возможность  анализировать политическое и правовое состояние в современном ему  Советском Союзе. В 50-е годы он писал об антиправовом характере тоталитарного режима в стране, являющимся «социально-гипнотической машиной», о подавлении правосознания. «Правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении» .

Если абстрагироваться от политического аспекта его учения, не являющегося предметом нашего исследования, то с большинством его  выводов относительно роли уровня правосознания  в становлении правового государства  можно, на взгляд автора, согласиться. По мнению И.А. Ильина, правосознание  является «естественным чувством права  и правоты», а «человек, имеющий  здоровое правосознание, - есть свободный  субъект прав; он имеет волю к  лояльности (законопослушанию), он умеет  блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства».

Таким образом, И.А. Ильин  указывал  на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей» , то он подчеркивал непреходящую социальную, культурную и политическую ценность правосознания.

Рассмотрим остальные  ключевые свойства правосознания и  его особенности как одной  из форм общественного сознания (помимо нравственного, национального, религиозного и т.п.):    

  • Правосознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, они являются относительно взаимообусловленными.
  • Правосознание характеризуется устойчивостью и преемственностью.

Правосознание представляет собой довольно инертный механизм: для него характерно сопротивление  новым идеям и принципам, для  преодоления прочно вошедших в сознание правовых взглядов и предрассудков  требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Практика показывает, что даже при самой бюрократизированной  схеме организации законодательного процесса трансформация системы  позитивного права (законодательства как такового) может осуществляться в сравнительно более короткие сроки, нежели изменение уже сформировавшегося  правового сознания.

Как пишет В.В. Сорокин, правосознанию  «присуща некоторая константа, которая  при всех изменениях экономики и  политики воспроизводит некий тип  отечественного правового мышления». Это свойство правосознания является одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания является фактором, тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной сфере. С другой стороны, устойчивость и преемственность правосознания является стабилизирующим фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия значительных колебаний в правовой сфере, характерных для переходных периодов.

Правосознание касается не только реализации правовых норм в  общественной жизни, но и процесса их создания.

Правосознание не ограничивается правоприменительной сферой – оно  активно воздействует на процесс  нормотворчества (с эффективностью, зависящей от уровня развития правовой системы государства). Кроме того, следует помнить и о том, что  у законодателя также есть свое правосознание. Как правило, оно по объективным  и субъективным причинам отличается массового правосознания, что в значительной степени обуславливает трудности в правовой сфере. Здоровое правосознание представителей власти рассматривалось И.А. Ильиным в качестве необходимого условия создания правового государства. В его концепции идеальная государственная власть выступает в роли творца и хранителя позитивного права, в основу которого лишенным недугов правосознанием властвующего положено естественное право.     

 Особенность правосознания  выражается также в способе  вынесения суждений относительно  явлений общественной жизни.

Для правосознания характерно осознание правовых явлений посредством  специальных юридических понятий  и категорий, таких как правомерность  и неправомерность, правонарушение и юридическая ответственность, правоотношение и законность и т.п. Специфика правовой сферы требует  от правосознания более четкого  и однозначного вынесения суждений, чем это допустимо в других формах общественного сознания.

Выделяется три основные функции правосознания как направления  его взаимодействия с общественными  отношениями: гносеологическая, регулятивная, и оценочная.

Гносеологическая (познавательная) функция правосознания заключается  в том, что посредством сознания субъект права (индивид, группа, общество в целом) приобретает знания (и  на эмпирическом, и на научном или  идеологическом уровнях) о явлениях в окружающей правовой действительности.

Оценочная функция связана  с формированием у субъекта отношения  к отражаемой правовой действительности: как психологического (на уровне правовой психологии), так и рационального (на уровне правовой идеологии).

Регулятивная функция  правосознания двойственна. С одной стороны, она заключается в том, что субъект, пропуская окружающую действительно через призму своего правосознания, определяет конкретный вариант своего правового поведения в той или иной ситуации. С другой стороны, правосознание выступает в качестве относительно самостоятельного правообразующего фактора, являясь источником правовых идей, требующих закрепления в позитивном праве.

Иногда в теории права  функции правосознания условно  делятся на две категории. Это, во-первых, внешние или социальные функции, которые характеризуют основные направления и способы взаимодействия правосознания с окружающей правовой действительностью. И, во-вторых, это внутренние функции или функции механизма правосознания, где под механизмом правосознания понимается специфическая система обработки поступающей правовой информации и формирования правового поведения.

Информация о работе Философия права