Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:15, контрольная работа
Предмет философии права, как и большинства других дисциплин и отраслей знания, является объектом постоянных методологических научных изысканий и дает почву непрекращающимся дискуссиям. Это обуславливается политическими и социальными особенностями исторического контекста, предъявляющего свои требования к философии права, а также развитием философии и смежных в данной случае с ней наук.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В современной государственной политической и правовой идеологии в России в качестве приоритетного направления избрана концепция правового государства, опирающаяся на систему базисных ценностей, сформировавшуюся в цивилизованных западных странах. Эта система предполагает индивидуальную свободу и личную ответственность, демократический характер отношений граждан и власти, понимание справедливости и равенства прежде всего как равенства возможностей, используемых гражданами преимущественно для повышения собственного благосостояния, и, соответственно, священный характер неприкосновенности частной собственности.
Такая система ценностей
формировалась в западных странах
на протяжении нескольких столетий и
обусловлена историческими
Между тем, Россия в этом
отношении традиционно
Рассмотрим основные такие
культурно-исторические и политико-правовые
особенности российского
Наиболее, на взгляд автора, крупный пласт политических и правовых стереотипов в российском правосознании связан со структурой государственной власти и ролью личности главы государства.
Во-первых, глава государства в России традиционно не воспринимается как гражданин, как субъект права: на протяжении многовековой истории иерархия государственной власти строилась на безусловном и абсолютном подчинении всех индивидов какому-либо одному лицу (царю, императору, «вождю»). Это лицо олицетворяло всю правовую систему и могло «стоять» только над ней.
Если основа римского права
состоит в совершенстве законодательства,
естественного права – в
В российской правовой действительности такая персонализация государственной власти характерна и до настоящего времени. Как следствие она ведет к централизации власти. История показывает, что самую высокую популярность имели именно те главы государства, которые представляли сильную централизованную власть. Децентрализация власти традиционно рассматривается как слабость государства, даже если такие процессы происходят под лозунгом демократии и либеральности.
Другим следствием этого феномена является структурное изменение государственной власти, отказ от принципа разделения властей. Конечно, на современном этапе этот принцип официально не отвергается, поскольку он заложен в Конституции РФ (ст.10). Однако на практике он не реализуется в полной мере. Особенностью российской правовой системы – как в царское время и в советскую эпоху, так и в настоящее время – является так называемое «указное право».
Этим термином подчеркивается
то, что нормотворческая
Лукьянова Е.А. также подчеркивает,
что усиление указного права в
последнее время
Другая связанная с вышеуказанной проблема российского правосознания заключается в том, что законодательство, позитивное право признается чем-то преходящим, теоретическим, а основная роль отводится воли тех или иных должностных лиц. Как следствие, чрезвычайно широко распространено соблюдение различных подзаконных актов, ведомственных инструкций, даже если они противоречат законам, так называемое телефонное право. Это характерно и для современной России, и, как пишет Степин В.С., для советского периода.
Очевидно, впрочем, что истоки
этой проблемы уходят в прошлое еще
глубже. Возможно, что особенность
российского правосознания
Так, И.А. Ильин как проповедник
монархического государства и монархического
правосознания утверждал одним
из принципов государства принцип
неравенства. В его концепции
люди не равны от природы и в
духе и уравнять их никогда не удастся,
поэтому провозглашаемое
Эта тема получила свое наибольшее развитие в работах российских ученых 19-го – начала 20-го века, однако можно утверждать, что такая тенденция правосознания сохранилась и в советское время: соборные черты общественной жизни были во многом воссозданы в жизни производственных и социальных коллективов советской эпохи.
В непосредственной связи с идеей соборности находятся и стереотипы российского правосознания в отношении проблемы частной собственности. Если в западной концепции частная собственность и ее неприкосновенность являются краеугольным камнем миропорядка, то в России в этом отношении существует значительная дифференциация. Традиционно лишь незначительные слои населения заботились этим вопросом, а у остальных было негативное или индифферентное отношение. Такое положение по известным причинам сохранилось и в советское время. В этом отношении очень интересно мнение немецкого публициста К. Эггерта, изложенное в начале 90-х годов: «видите ли, восточные немцы просто не способны работать так, как того требует рыночная экономика… У них отсутствует уважение к собственности, будь то пиджак или фабрика. А без этого качества нормальную экономику не создать.
Одной из основных ошибок реформаторов первой волны 90-х годов была недооценка именно этих особенностей российского правосознания: не было учтено, что российская правовая культура традиционно является системоцентристской, базирующиеся на солидарности, ответственности, обязанностях по отношению к обществу, группе, коллективу, а право собственности традиционно не играет той роли, которая ему присуща в западной системе. Как пишет В.В.Сорокин, «персоноцентристский тип правовой культуры возможен в обществе, обладающем высокой степенью стабильности и высоким уровнем общей культуры, а также при более или менее справедливой системе распределения материальных благ» .
Искусственное же его насаждение
в России в кратчайшие сроки и
без корректировки
Впрочем, по мнению многих специалистов, определенный правовой нигилизм также является характерной особенностью российского правосознания. Еще Б.А. Кистяковский писал: «широкими кругами нашего общества право до сих пор не признавалось и не признается самостоятельной силой, регулирующей, направляющей, созидающей различные формы личной и общественной жизни, каковой оно является по своему подлинному существу.
Возможно, наиболее отчетливо
общественное правосознание характеризуют
пословицы и поговорки, широко распространенные
в народе. Так, отношение россиян
к праву показывают выдержавшие
многовековую историю пословицы
«от сумы да от тюрьмы не зарекайся»,
«закон – что дышло» и так далее.
В последнее время появилась
и получила широкое распространение
и новая поговорка: «сколько у
государства не воруй – своего
не вернешь». Такое отношение обусловлено,
во-первых, неспособностью правоохранительных
органов государства преодолеть
многочисленные нарушения законности,
в т.ч. посягательства на собственность
граждан, а во-вторых, тем фактом,
что многие из таких нарушений
были в той или иной степени
инициированы и самими государственными
органами (речь идет об особенностях приватизации,
обесценении сбережений граждан
и т.п.). В таких условиях повышение
правовой культуры и правовой активности
граждан и общества, формирование
приверженности правовым формам отстаивания
своих интересов во многом зависит
от способности политической и правовых
систем добиваться результатов, которые
соответствуют социально
Безусловно, приведенные здесь культурно-исторические и политико-правовые стереотипы российского сознания не претендуют на полноту, является дискуссионным и вопрос об их объективном существовании. Они являются, по большому счету, мнением, гипотезами, явившимися результатом исследований и наблюдений, проведенных отдельными учеными-правоведами и культуроведами, политологами. Но лишь постольку, поскольку такое мнение существует, правовая мысль уже должна с ним считаться, поскольку оно тоже в определенной степени формирует общественное правосознание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подведем основные итоги и сформулируем основные идеи данной работы в отношении особенностей правосознания и правовой культуры и их роли в формировании правового государства применительно к современной российской действительности.