Наиболее приоритетной целью
на данном этапе становления России
как правового государства является
формирование национальной правовой идеологии.
Здесь автор хотел бы несколько
отойти от общепризнанного понятия
правовой идеологии и представить
свое видение этого понятия в
контексте современных условий
и требований российской правовой культуры.
По мнению автора, под правовой идеологией
при ее разработке следует понимать
правовую религию – особый вид
религии, атеистическую религию
социального общества, не отвергающую
наличия высшего разума, но и не
перелагающую на него функции правовой
сферы. Это не означает того, что в правовой
идеологии не следует учитывать влияние
действительных религий, наоборот, в таком
многоконфессиональном государстве, как
Россия, и при том обладающем позитивной
тенденцией значении, которое придается
религии в общественной деятельности,
органическое сочетание в идеологии религиозных
начал является объективно необходимым.
Вместе с тем, абсолютное большинство
существующих религий рассматривают жизнь
человека на земле и жизнь человека в загробном
мире как единое целое, причем торжество
справедливости осуществляется уже в
последнем, вне материального мира. Поэтому,
на взгляд автора, правовая религия должна
стать альтернативой для все еще значительного,
даже преобладающего атеистического слоя
россиян, охраняя в то же время уже имеющиеся
религиозные чувства. Особенность правовой
религии должна состоять в достижении
справедливости как основного принципа
права уже в этом, материальном мире –
справедливости как в ее пресекательной
функции, так и в правовосстановительной.
При практической же разработке правовой
идеологии необходимо также учитывать
целый комплекс сложнейших факторов, в
частности правоисторический опыт прошлых
лет, идеальные духовные и этические качества
российских граждан, историю и особенности
культуры, особенности федеративной и
этнической организации российского общества,
исторические особенности мировоззрения
и правосознания российского общества
и граждан.