Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:59, реферат
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».
Эпоха Просвещения
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американскойДекларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Собственно термин просвещение
Относительно датировки
данной мировоззренческой эпохи
единого мнения не существует. Одни
историки относят её начало к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.[2] В XVII в. основы рационализма закладывал
Историческое значение
Общеевропейское значение
в XVIII в. получила французская просветительная
литература в лице Вольтера, Монтескьё, Русс
Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту("Ответ на вопрос: что такое Просвещение?", 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект[4].
Современная европейская
философская и политическая мысль,
например, либерализм, во многом берет свои
основания из эпохи Просвещения. Философы
наших дней считают основными добродетелями
Просвещения строгий геометрический порядок
мышления, редукционизм и рацио
Идеи Просвещения
лежат также в основе политических свобод и демократ
После Второй
мировой войны вместе с рождением постмодернизма некот
Периодизация по Г. Мэю
Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.
Первой была фаза
умеренного или рационального Просвещения,
она ассоциировалась с
Параллелизм духовной
и светской культуры во Франции постепенно
привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения
называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха иЮм
За скептической
последовала революционная
Религия и мораль
Характерной
просветительной идеей является
отрицание всякого божественног
В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие ивсемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.
Роспуск Общества Иисуса
Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.
Иезуиты, непримиримые защитники папского авторитета, на фоне роста конфликта между церковью и государством, а также общественного мнения призывающего к уничтожению ордена, были изгнаны почти из всех европейских стран. В 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769). В 1773 году папа Климент XIV опубликовал буллу Dominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Всё имущество ордена было конфисковано и, в большей его части, направлено на создание общественных мест контролируемых государством. Однако иезуиты полностью не исчезли из Европы, так как в России Екатерина Великая, хоть и была весьма близка к идее Просвещения, отказалась публиковать папское бреве о роспуске.
Библиография
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Литература
Источник
— «http://ru.wikipedia.org/w/
Просвещение – это эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Она развивалась в основном в период между «славной» революцией 1688 г. в Англии и революцией в 1789-1790 гг.во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве , политике(«просвещенный абсолютизм»), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.
Главной установкой этого периода является признание разума высшей, по крайней мере внутри философии, инстанцией. Мыслителей 17 века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания.
Человеческий разум как принцип критики «мера» существующего.
Идеологи просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике.
Согласно философии
Основная идея просветителей состоит в том , что все , что делает человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмысленно разумом. Человек- существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.
Роль знаний в общественном прогрессе.
18 век в истории мысли
не случайно называют эпохой
Просвещения: научное знание, ранее
бывшее достоянием узкого
Взгляды представителей этой
эпохи были исторически обусловлены
тем. Что просвещение выражало умонастроение
поднимающейся и крепнущей буржуазии.
Именно появление на исторической сцене
буржуазии с ее мирскими, практическими
интересами, потребностями
Источник: http://yaneuch.ru/cat_10/
Англия - «заря» просвещения.
Просвещение зародилось в
Англии в конце 17 в. В сочинениях
его основателя Д.Локка (1632–1704) и его
последователей Г.Болингброка (1678–1751),
Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713),
Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы
основные понятия просветительского учения:
«общее благо»,
«естественный человек», «естественное
право», «естественная религия», «общественный
договор».
Период становления просветительской
идеологии приходится на рубеж 17–18 веков.
Это был результат и следствие английской
буржуазной революции середины 17-го столетия,
что является коренным отличием островного
Просвещения от континентального. Пережив кровавые
потрясения гражданской войны и религиозной
нетерпимости, англичане стремились к
стабильности, а не к кардинальному изменению
существующего строя. Отсюда умеренность,
сдержанность и скептицизм, отличающий
английское Просвещение.
Англия выстраивала культуру Просвещения
на основах здравомыслия и практицизма.
Успешной реализации британского варианта
проекта «Просвещение» способствовало
и то обстоятельство, что отличительными
чертами устойчивого национального типа
(характера) англичанина были здравомыслие
и практицизм. Именно последние служили фундаментом
своеобразных конфессиональных образований протестантизма,
английского деизма(Деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское
направление, признающее существование Бога
и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных
и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм) и религиозной
толерантности. Политические, социальные
и экономические свободы, достигнутые
англичанами в XVII - XVIII веках, подпитывались
тем же здравым смыслом, который инициировал
становление утилитаристской морали либеральной
направленности, нравоучительно-обличительного
искусства, социально ориентированной
эссеистической литературы.
Философия английского
просвещения разрабатывалась и изучалась
многими учеными. В работах А. Ф. Грязнова,
Б. В. Мееровского, И. С. Нарского, B. В. Соколова,
А. А. Субботина, посвященных английской
философии XVII - XVIII веков, исследуются не
только её отдельные представители, но
и содержатся краткие очерки и комментарии
соответствующие данной культурной эпохе.
Английское Просвещение также представлено
работами историков: Г. Бокля, Дж. Маколея,
А. Тойнби, П. Манту, И. Тэна, Э. Г. Кросса
и другими.