Философия Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

Локк — в согласии с целым рядом авторов XVII в. —  различал "естественное" и "гражданское" состояния человека и человечества. "Природное равенство людей", ничем и никак не ограничиваемое, — первое в толковании Локка качество человека как части природы и человеческой "естественной" сущности, природы. В силу "природного равенства людей, — рассуждает Локк, — всякая власть и всякая юрисдикция являются взаимными".

Второе "естественное" качество человека — ничем не ограничиваемая свобода. "Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека, но руководствуется только законом природы".

Третье, также природой человека обусловленное его свойство, по Локку - собственность, присвоение. "...Хотя предметы природы даны всем сообща, но человек, будучи господином над самим собой и владельцем своей собственной личности, её действий и её труда, в качестве такового заключал в себе самом великую основу собственности...".

Четвертое "естественное" качество человека, поскольку он взят "в себе самом", — это безусловная власть защищать от всяких посягательств свои природные равенство, свободу, собственность.

Естественное  состояние характерно для доисторических времен. Общественное состояние связано  с общественной историей, когда человек  становится цивилизованным. Неотъемлемые естественные права Дж.Локк переносит в общественное состояние человека.

Теория разделения властей. Условия  расторжения общественного договора.

Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся  построить государство на начале личной свободы.  Локк основывает происхождение государства на предположении обоюдного договора, заключенного с согласия всех граждан, причем они, отказываясь от права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. Из этих основных положений последовательно выводится внутренняя форма государственного устройства. Государство получает власть:

  1. Издавать законы, определяющие размер наказаний за различные преступления, то есть власть законодательную;
  2. Наказывать преступления, совершаемые членами союза, то есть власть исполнительную;
  3. Наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами, то есть право войны и мира[2], федеративную.

Всё это, однако, даётся государству единственно для  охранения достояния граждан. Законодательную  власть Локк считает верховною, ибо  она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках  тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:

  1. Она не имеет абсолютной, произвольной власти над жизнью и имуществом граждан. Это следует из того, что она облечена лишь теми правами, которые перенесены на неё каждым членом общества, а в естественном состоянии никто не имеет произвольной власти ни над собственной жизнью, ни над жизнью и имуществом других. Прирожденные человеку права ограничиваются тем, что необходимо для охранения себя и других; большего никто не может дать государственной власти.
  2. Законодатель не может действовать путем частных и произвольных решений; он должен управлять единственно на основании постоянных законов, для всех одинаковых. Произвольная власть совершенно несовместна с существом гражданского общества, не только в монархии, но и при всяком другом образе правления.
  3. Верховная власть не имеет права взять у кого бы то ни было часть его собственности без его согласия, так как люди соединяются в общества для охранения собственности, а последняя была бы в худшем состоянии, нежели прежде, если бы правительство могло распоряжаться ею произвольно. Поэтому правительство не имеет и права взимать подати без согласия большинства народа или его представителей.
  4. Законодатель не может передавать свою власть в чужие руки; это право принадлежит одному только народу. Так как законодательство не требует постоянной деятельности, то в благоустроенных государствах оно вверяется собранию лиц, которые, сходясь, издают законы и затем, расходясь, подчиняются собственным своим постановлениям[2].

Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому  оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power», то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества[2].

. При своем вступлении  в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Состояние деспотизма хуже, чем естественное состояние, потому что в последнем каждый может защищать своё право, а перед деспотом он не имеет этой свободы. Нарушение договора уполномочивает народ требовать обратно свое верховное право.

Перерождение власти выражается, прежде всего в изменении ее отношения к основным правам человека, т.е. посягательства на «жизнь, свободу, имущество народа», Причем Локк весьма полно характеризует пути ее возможной коррупции: здесь и изменения способа выборов, подкуп избирателей, искусственный подбор выборщиков и т.п. явления, ставшие предметами всестороннего осмысления и критики в политической литературе лишь в значительное позднее время. Такое развитее событий и подмена подлинной власти фиктивной ведет к расторжению общественного договора.

Трудовая концепция частной  собственности.

Как уже говорилось ранее, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому., также растет население. В процессе конфликта созревает необходимость создания государства, чтобы индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Локк считает, что частная собственность существует изначально. А не возникает на определенной стадии развития человеческого общества.

Без частной собственности  нельзя удовлетворить главные потребности  человека. Наибольшую пользу природа  может дать только тогда, когда становится личным достоянием. Собственность тесно связано с трудом.

Локк первым провозгласил,  что «собственность, возникшая благодаря  труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей».

Учение о человеке и воспитании. Дж.Локк как родоначальник европейского либерализма.

Локк ᴨпереосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал - это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками.

Локк в двух своих  трактатах о воспитании самым  подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как необходимо развивать  его таланты и способности  и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его  от тлетворного влияния слуг, в  какие игры он должен играть и какие  книги он должен читать и т.д.

Стоит отметить, что ᴨпедагогические воззрения Локка  явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот самый метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых». Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить»

Возражает Локк и  против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации  поведения ребенка. Он считает, что  юное существо просто не в состоянии  запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания  с помощью телесных наказаний  просто неразумно и предосудительно  с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в  своем поведении взрослых, для  которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного.

 Главное, к  чему должен стремиться воспитатель,  утверждает Локк, - это сформировать  у ребенка представление о  чести и стыде. 

Рассматривая вопрос о методах воспитания, Локк особое место отводит танцам. Они, с его  точки зрения, «сообщают детям  пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют их к обществу старших».

Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу. Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.

Джентльмен, с точки  зрения Локка, должен уметь не только безупречно себя вести, но и изысканно  говорить и безошибочно писать. Кроме всего прочего, он должен владеть иностранными языками, в том числе и теми, на которых написаны трактаты предыдущих веков - греческим и латынью, причем из «живых» языков для изучения следует выбирать тот, который пригодится джентльмену для общения и деловых контактов. Джентльмен, с точки зрения Локка, должен быть прекрасным наездником и фехтовальщиком. Не лишним является и владение другими видами оружия, ибо ему необходимо уметь защищать свою честь и честь близких.

Автор «Мыслей о  воспитании» признает, что эти  умения высоко ценятся в аристократическом  обществе, но на них необходимо потратить  так много времени, что эта  трата не вознаграждается полученным результатом. Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным, хорошо знать  и уважать законы своей страны.

Таков, в самых  общих чертах, идеал личности в  соответствии с представлениями  Локка.

Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося  в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представителя своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.

Новый взгляд на теорию общественного договора и самобытные представления об идеале человека сделали  философию Дж.Локка оригинальной и обусловили большой интерес к ней философов эпохи Просвещения.

Политическое учение Дж. Локка было самым полным проявлением  идеологии буржуазных революций, которая  составила основу классического  либерализма, как одного из основных течений общественно-политической мысли.

Дж. Локк:

- воспринял и  обогатил идеи естественного  права

- общественного  договора

- народного суверенитета

- неотъемлемых свобод  лица

- законности сопротивления  тирану

- интегрировал их  в целостное политическое учение - классический либерализм.

Источники:

1) http://referatwork.ru/

Список использованной литературы

1. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

2. История  философии в кратком изложении.  Пер. с чеш. И.И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590 с.

3. Локк  Дж. Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1960.

4. Локк  Дж. Мысли о воспитании // Соч.: В 3 т. - Т.З. - М., 1988.

5. Спиркин  А.С. Философия. М., 2001

6. - В в е д е н и е - в философию. 2 части. М. 1983.

7. Философский  словарь / под ред. Фролова И.Т.  М. 1991.

8. Философия.  Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.

2) http://ru.wikipedia.org

3) http://filosof.historic.ru/


Информация о работе Философия Просвещения