Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:36, реферат

Описание работы

Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,
способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес
представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.
Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне
реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого
примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной
цивилизации.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ OpenDocument (2).doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

      В результате своих изысканий  относительно  категорий  пространства  и

времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

      1)  Пространство  и  время  -  реальные  свойства  реальных  природных

объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как  они

представлялись  в  философии  Канта  и  в  многочисленных  вариантах   этого

представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для  обобщения

природных  феноменов.  Так  же  как  наследственность  имеет   носителей   в

организмах  -  определённые  комплексы  биохимических  структур,  -  так   и

пространство и  время  имеют  своих  носителей.  В  качестве  примера  можно

привести  необратимость  времени,  его   однонаправленность   (незаменимость

прошлого  и  будущего)  и  дискретность  времени   (делимости   времени   на

определённые   части).   Пространственные   характеристики   проявляются   в

геометрических  построениях  (понятия  симметрии  и  диссиметрии   природных

объектов).

      2) В физическом  мире  (мире  механического  перемещения  тел)  как  в

макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире  малых  тел

и  огромных  скоростей,  причина  времени  не  содержится.  Т.е.   время   и

пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в  мире

волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

      3)   Все   характеристики   времени-пространства   и   жизни   в    её

биогеохимическом   выражении   не   только   соотносятся,   но    и    самым

непосредственным образом совпадают.

      И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не  возвращается

в прежнее состояние. Не только клетка,  как  основная  часть  живого,  но  и

орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом  всегда  новые

и в каждый данный момент не похожи  на  себя  прежних.  Биосфера  непрерывно

изменяется.  Поэтому  необратимость  времени  отражает  собой   этот   самый

массовый природный процесс, к  которому  принадлежит  и  сам  действующий  и

познающий реальность человек. Кроме времени жизни (биологическое время),  по

мнению Вернадского, других неких специфических  времён  нет.  Это  категории

языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на  его  фоне

идут все остальные события космической  истории  человечества.  Однако  чаще

всего, в философии считают  время  и  пространство  объективными  признаками

всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение -  каких

именно процессов - биологических. Объективность и  реальность  пространства-

времени позволили  Вернадскому  уверенно  заявить  о  космическом  характере

жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь  и

живое  вещество  занимают  не  подчинённую,  а  равную  позицию  с   другими

природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в  науке

реальные  черты  всеохватывающего  Космоса.  Материя,   радиация,   энергия,

проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти  сущности  не

сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные  области

и одновременно вместе с другими, не эволюционируют  одна  в  другую.  Всегда

есть устойчивая материя в виде атомов, всегда  есть  радиация,  всегда  есть

энергия. И всегда  есть  жизнь,  имеющая  космическое  значение.  Вернадский

вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои  окружающей

нас природы, связанные между собой, но сводимые  друг  к  другу.  Существуют

"...три  раздельных пласта реальности... Эти три пласта,  по-видимому,  резко

отличны по свойствам пространства-времени,  они  проникают  друг  друга,  но

определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в  содержании  и

методике  изучаемых  в  них  явлений.  Эти   пласты:   явления   космических

просторов,  явления  планеты,  нашей  близкой  нам   "природы"   и   явления

микроскопические, в  которых  тяготение  отходит  на  второй  план.  Научные

явления  жизни  наблюдаются  только  в  двух   последних   пластах   мировой

реальности" [11]. Вернадский не утверждает, что мир устроен  так-то  и  так-

то, а утверждает: в науке на основе его законов  лучше  всего  считать,  что

мир  устроен  так-то  и  так-то.  Учение  Вернадского  открывает  нам  новую

страницу в познании человеком самого себя - как разумной части  живого  мира

и  одновременно  наиболее  сложного  и  закономерного  явления   мироздания.

Древнее ощущение единства и осознание  себя  частью  космической  реальности

получает  в   наше   время   действительное   обоснование,   переводится   в

рациональный план.

 

      1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского

      Космическая философия К.Э.Циолковского -  является  одним  из  столпов

русского  космизма.  Она  ощутимо  повлияла   на   современную   цивилизацию

посредством космонавтики, которая стала одним из основных  направлений  НТР.

Немаловажно и то, что она относится к  числу  немногих  в  русском  космизме

образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

      Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой  Просвещения.

Он считал, что философия - "вершина научного знания, его  венец,  обобщение,

наука  наук"  [12].  Все   предшествующие   философские   системы   казались

Циолковскому "странными" и их терминология  ненужной,  говоря,  что  "трудно

связать  мою  философию  с  другими".  Однако,   в   космической   философии

обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые  с

"космической  точки  зрения".  Также  традиционны   были   и   представления

Циолковского  о  структуре  философского  знания:  философия   "состоит   из

метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела  служат  подготовкою  для

этики или научных основ нравственности. Иногда эту  подготовку  не  отделяют

от этики. Так  отчасти  делаю  и  я".  Тем  не  менее  Циолковский  дополнил

философское знание ещё одним разделом -  социологическим,  т.е.  построением

схем "идеального строя жизни" [12].

      В философско-мировоззренческой концепции Циолковского  можно  выделить

три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы:  "Научные

основания  религии"  (1898г.),  наиболее  фундаментальный философский  труд

Циолковского "Этика или естественные основы  нравственности"  (1902-1903гг.,

исправлено в  1914г.),  "Нирвана"  (1914г.).  На  этом  этапе  основным  был

принцип,  сформулированный  Циолковским   впоследствии   (1934г.):   "Судьба

существа зависит от судьбы Вселенной". Под  "существом"  подразумевается  не

только человек. "Простейшее  существо",  согласно  космической  философии  -

"атом-дух". Совокупность "атомов-духов"  образует  субстанциональную  основу

мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже  "живое

существо",  "причина"  и  "воля"  которого  в  строгих   рамках   определяет

поведение человека и других "существ" космоса.

      На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание  уделяет

другим проблемам, отличным от Космоса:  1)  изложению  "научного"  понимания

библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-

утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г.  и

др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела  ("Человек.  Свойства

человека",  1917г.).  Циолковский  подчёркивает  несовершенство   социальных

отношений,   несправедливость   в   обществе   и   др.   Проблемы   космизма

затрагиваются в  работах:  "Первопричина"  1918г.,  "Социология  (фантазия).

Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

      На  третьем  этапе  (1923-1935  гг.)  Циолковский  разрабатывает   так

называемый "активно-эволюционный" принцип  космизма.  Его  смысл  состоит  в

следующем:  "Судьба  Вселенной  зависит  от  космического  разума,  т.е.  от

человечества  и  других  космических  цивилизаций,   их   преобразовательной

деятельности". Этот принцип обосновывается во  многих  статьях  и  брошюрах:

"Живая  Вселенная"  (1923г.),  "Монизм  Вселенной"  (1925-1931гг.),  "Будущее

Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия"  (1935г.)  и  многих

других.  Интересно,  что  "активно-эволюционный"  смысл  принципа   космизма

сосуществует у Циолковского с более  традиционным  смыслом  этого  принципа:

"Судьба  существа зависит от судьбы Вселенной".  Всё  это  создаёт  сложности

при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

      Важнейшими принципами космической философии, которые  лежат  в  основе

метафизики  и  научной   картины   мира   Циолковского   являются   принципы

атомистического  панпсихизма,  монизма,  бесконечности,  самоорганизации   и

эволюции.

      Принцип  атомистического  панпсихизма  напрямую  связан  с  пониманием

Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только  материалист,  но

и панпсихист, признающий чувствительность всей  Вселенной.  Это  свойство  я

считаю неотделимым от материи". Все тела  Вселенной  "имеют  одну  и  ту  же

сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность,  начало,

субстанция, атом  в  идеальном  смысле)",  что  очень  сходно  с  философией

Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух")  по  Циолковскому,

"есть  неделимая основа или сущность  мира.  Она  везде  одинакова.  Животное

есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же,  как  и  Вселенная.

Из них только она и состоит, материи, как  её  прежде  понимали,  нет.  Есть

только  одно  нематериальное,  всегда  чувствующее,  вечное  неистребляемое,

неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или  всегда существовавшее"  [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической  субстанции,  лежащей

в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

      Принцип  монизма  выражает  единство  субстанциональной  основы  мира,

образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во  всей

Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

     1) единство материального и духовного начал Вселенной;

     2) единство  живой  и  неживой  материи:  "материя  едина,  так  же  ее

        отзывчивость и чувствительность";

     3) единство человека  и  Вселенной,  т.е.  его  участие  в  космической

        эволюции, в  противовес  христианским  представлениям  о  бессмертии

        души;

     4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

      Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как  целое,

и на свойства пространства и времени,  и  на  строение  элементарных  частиц

вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и  на  ритмы

космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и  на

отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная,  по

Циолковскому,  бесконечна  в  пространстве  и  времени и  включает  в  себя

бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных  островов"

разного уровня сложности. Мысль Циолковского о  возможности  сосуществования

во Вселенной множества космосов намного опередила своё время  и  теперь  она

нашла своё развитие в квантовой космологии.

      Принципы самоорганизации  и  эволюции  также  являются  ключевыми  для

метафизики космической философии и вытекающей из неё научной  картины  мира.

"Всё  живо",  т.е.  способно  к  бесконечной  самоорганизации  и   эволюции.

Циолковский  был  не  согласен  с  толкованием  космической   эволюции   как

неуклонной деградации и его несогласие  нашло  своё  выражение  в  принципах

самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения  Вселенной  в  метафизике

космической  философии  очень  близки  бесконечным  циклам   эволюции.   Эти

принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

     1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и

        разрушаются   бесчисленные    союзы    "атомов-духов",    образующих

        космические структуры разных уровней;

     2) самоорганизация как  возникновение  сложных  (в  том  числе,  живых)

        структур из более простых;

     3)  эволюция  и  самоорганизация  как  "глобальный  эволюционизм"  (эти

        процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

       Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не  может

убедить и не имеет вида научной истины. Но я  не  могу  лично  обойтись  без

первопричины, всемогущей и благостной к своему  созданию"  [13].  По  словам

Циолковского всё, что для  нашего  ума  безначально  и  бесконечно,  то  для

первопричины конечно,  даже  нуль,  т.е.  для  неё  мир  мог  иметь  начало.

Всемогущая  и  нежно  любящая  своё  творение  первопричина  находится   вне

Вселенной и может её  уничтожить  по  своей  воле.  Причина  "безмерно  выше

космоса"  и  несоизмерима  со  своим  творением,  т.к.  создаёт  вещество  и

энергию, что "космос сам  не  в  силах  делать".  Проникновение  в  свойства

Информация о работе Философия русского космизма