Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 22:08, контрольная работа
Описание работы
В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева — умонастроение), получившее определение «русского космизма». … Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников. Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 4 Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская система. 5 Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество. 8 Русский космизм П.А.Флоренского. 10 Христианский космос В.С.Соловьёва. 11 Философские взгляды Н.А.Умова. 13
Министерство образования
и науки Российской Федерации
«Санкт-Петербургский
государственный
ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени С.М.Кирова»
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема №34: Философия
«русского космизма»
Санкт-Петербург
2014 - 2015 уч.гг..
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Русский космизм - предыстория
и общая характеристика. 4
Н.Ф. Федоров - основатель русского
космизма.
Его краткая биография и мировоззренческо-философская
система. 5
Развитие идей русского космизма
в науке.
Представители русского космизма
- Циолковский, Чижевский, Вернадский и
их творчество. 8
Русский космизм П.А.Флоренского. 10
Христианский космос В.С.Соловьёва. 11
Философские взгляды Н.А.Умова. 13
Заключение 15
ВВЕДЕНИЕ
В середине XIX века в России
в результате взаимовлияний естественных
и гуманитарных дисциплин на почве самобытной
культуры России возникло своеобразное
течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева —
умонастроение), получившее определение
«русского космизма». … Духовный, научный
и творческий потенциал русского космизма,
его проективная направленность и оптимистический
взгляд на будущее делают это течение
все более привлекательным для наших современников.
Русский космизм — течение русской религиозно-философской
мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной.
Характеризуется осознанием всеобщей
взаимообусловленности, всеединства;
поиском места человека в Космосе, взаимосвязи
космических и земных процессов; признанием
соразмерности микрокосма (человека) и
макрокосма (Вселенной) и необходимости
соизмерять человеческую деятельность
с принципами целостности этого мира.
Включает в себя элементы науки, философии,
религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано
в значительном количестве российских
публикаций по космоэстетике, космоэкологии
и другим близким темам, но не имеет практически
никакого заметного влияния в западных
странах.
В философии космизма очень
отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи
человека и космоса: с одной стороны, человек
рассматривался как неотъемлемая часть
меняющегося Космоса, зависящая во всех
своих проявлениях от космического целого.
С другой стороны, сам человек рассматривался
в качестве фактора эволюции, развивая
свои способности таким образом, что, создавая
новую технику и технологию, он начинал
активно воздействовать на окружающий
мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический
прогресс была достаточно зримой и ещё
не проявлялись кризисные последствия
технократического отношения к миру, космисты
предупреждали будущие поколения от возможных
негативных последствий безудержной и
ничем не ограниченной технологической
эксплуатации природы. И все же космизм
не получил широкого распространения
и повторил судьбу многих философских
течений, продуктивные идеи которых значительно
опережали свою эпоху. Тем не менее в современной
ситуации перед лицом экологического
кризиса, поиск “общего дела” как регуляции
отношений человека и остального мира
приобретает уже приоритетное значение.
Особо стоит подчеркнуть совпадение главных
принципов философии космизма и многих
основных идей современной научной картины
мира. Космизм возвращает нас к целостному
видению мира как единства человека и
космоса. Он в состоянии сыграть позитивную
роль в соединении идей западноевропейской
культурной традиции и восточных философских
систем, где человек изначально рассматривался
как неотъемлемая часть Космоса. А также
помочь в разработке новой метафизики
связанной с новым пониманием отношения
человека к окружающему миру.
Русский космизм - предыстория
и общая характеристика.
Космическое ощущение русского
народа глубокими корнями уходит в далекую
древность. Вопросы, которые волновали
древних славян - это фундаментальные
проблемы бытия, происхождения Вселенной
(белого света): Солнца, Луны и звезд. Задавались
они в поэтически-образной форме:
От чего зачался нам белый свет?
От чего зачалося солнце праведное?
От чего зачался светел месяц?
Основой русского донаучного
космизма являлась аграрная деятельность.
В магических ритуалах, фольклорных образах
выражалось стремление людей активно
воздействовать на космические силы в
желательном для них направлении.
Русский космизм как научный,
философский, религиозный и культурный
феномен сложился в главных своих чертах
во второй половине XIX в., хотя термин этот
закрепился в литературе только в 60-е годы
нашего столетия. Это было связано со значительным
прорывом в теоретическом и практическом
освоении космоса, с полетами Ю.А. Гагарина
и других космонавтов. Под их влиянием
возник большой интерес к работам основоположника
космонавтики К.Э. Циолковского, к трудам
его предшественников и учеников.
В русском космизме выделяют
три основных течения: 1) религиозно-философское,
2) естественнонаучное и 3) литературно-художественное.
Религиозно-философское представлено
Н.Ф. Федоровым, В.С. Соловьевым, С.Н. Булгаковым,
Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, Е. Блаватской
и др. В рамках естественнонаучного течения
философские идеи космизма развивались
Н.А. Умовым, В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским,
Н.Г. Холодным, А.Л. Чижевским и др. В трудах
этих ученых не только осознается потребность
в разработке новой картины мира, но и
предпринимаются попытки для ее создания.
Литературно-художественное направление
отражает поиск связей между истиной и
смыслом человеческого существования.
К его представителям относятся прежде
всего В.А. Левшин, С.П. Дьяков, В.Ф. Одоевский,
А.В. Сухово-Кобылин, Н.К. и Е.И. Рерихи.
Русский космизм есть по существу
реакция философов и ученых на «опустынивание»
земли и опустошение человека. Его цель
- построение мировоззрения, способного
выдвинуть на первый план связь между
жизнью и разумом, человеком и космосом.
Он ставит проблему единства человека
и космоса, космической природы человечества
и последствий многообразной человеческой
деятельности. Философия русского космизма
обосновывает идею активной эволюции,
в которой орудием сознательного совершенствования
природы становится разум человека.
Основные проблемы космизма:
1) связь человеческого сознания (души)
и космоса, 2) место разума во Вселенной,
3) новая космическая этика, 4) множественность
разумных миров и единство всех слоев
бытия, 5) тема кочующего человечества,
6) развитие космонавтики, 7) космическая
экология и др.
В русле русского космизма возник
взгляд на человека не только как на общественное
существо, но и как на существо космическое,
эволюционирующее вместе с космосом. В
нем отстаивается этическое положение
о том, что высшим благом может быть только
жизнь, озаренная высокой духовностью.
В отличие от широкого распространенного
постулата механистического мировоззрения
«мир есть громадный механизм» в космическом
органическом мировоззрении «мир есть
живой организм». Поэтому в русском космизме
утверждается такой взгляд на мир, при
котором Вселенная и человек соизмеримы,
а душа и космос - однопорядковые явления.
Земная, человеческая природа неотделима
от вселенского целого.
Н.Ф. Федоров - основатель русского
космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская
система.
Начало русского космизма как,
по словам О. Шубаро, "особого духовно-теоретического
феномена", "целостного социо-культурного
явления" по праву связывают с работами
Н. Федорова. Николай Федорович Федоров
(1829-1903), которого современники называли
"Московским Сократом", родился 7
июня 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии
(ныне Сасовский район Рязанской области).
Особое место в разработке идей русского
космизма занимает Н.Ф. Федоров
Главная идея его космизма -
это мотив дела, обоснованный в «Философии
общего дела». Космос для Федорова является
христианским, он не дан, а задан, поскольку
ныне является неразумным, беспорядком
и хаосом. Такое состояние космоса является
следствием падения человека и оно может
быть устранено, если весь мир между людьми
и богом будет освещен сознанием и управляем
волей.
В проекте мыслителя основное
внимание уделяется четырем моментам:
1) овладение природой, 2) переустройство
человеческого организма, 3) управление
космическими процессами и 4) «воскрешение
отцов», т.е. возвращение людям жизни, отнятой
у них людьми или природой в процессе войн,
голода, природный стихий и т.д.
Природа в силу падшести человека
является его врагом. Для избежания этого
необходимо заняться регуляцией природы
силами науки и техники. По мнению мыслителя,
человечество должно объединиться для
борьбы со слепыми силами природы.
Федоров считал, что «воскрешение
отцов» является высшей нравственностью,
превращение догматов христианства в
заповеди. Считая христианскую идею личного
спасения неверной, он настаивал на соборном,
всеобщем спасении. В своих работах Н.Ф.
Федоров предстает перед нами религиоведом,
литературным критиком, философом музейного
дела, историком. "Оригинальнейший ум
и оригинальнейший человек говорит с вами
с этих пестрых по темам, но проникнутых
единством мысли страниц", - писал о
нем С.Н. Булгаков. О философской системе
Н. Федорова написано много. Мы же поставили
себе целью во второй части этой работы
выяснить, почему учение Н.Ф. Федорова
можно назвать русским космизмом и из
каких основных компонентов оно состоит.
Ответом на эти вопросы служат, на наш
взгляд работы Н.Ф. Федорова "Родители
и воскресители", а также "Вопрос
о братстве или родстве, о причинах небратского,
неродственного, т.е. немирного состояния
мира и о средствах восстановления родства"
Статью "Родители и воскресители"
можно считать манифестом русского космизма,
здесь положения и взгляды космизма наиболее
ярко выражены, представлены во всей своей
полноте. Для ответа на представленные
выше вопросы целесообразно будет привести
большой отрывок из этой работы. Н. Федоров
следующее: " День от века желанный,
от первой утраты чаемый (воскрешение мертвых
- комментарий автора), тогда только
наступит, когда нынешние блудные сыны,
разумом наделенные, поймут, что сила,
по своей слепоте, не велением, а лишь попущением
Божиим их отцов убивавшая, нуждается
только в разумном управлении, чтобы стать
оживляющею". По его мнению необходимо
"обратиться к небесной силе, от солнца
и других миров идущей. Только объединившись
в управлении метеорического процесса,
в коем проявляется солнечная сила, сыны
человеческие станут способными извлекаемый
из глубоких слоев прах предков обращать
не в пищу потомкам, а собирать его в тела,
коим он принадлежал. Дрожь и трепет (вибрация),
которых не лишены молекулы и прах умерших,
и которых нельзя пока открыть никаким
микрофоном, как очень еще грубым органом
слуха, - эти-то дрожь и трепет находят
созвучный отзыв в содрогании частиц в
существах живущих, связанных родством
с умершими, коим принадлежали эти частицы.
Такие индивидуальные вибрации, скрытые
в таинственной глуби вещества, суть не
более как предположение для объяснения
хода воскрешения, которое не исключает
и других гипотез. До сих пор для объяснения
созидания, строения или развития мира
составлялись гипотезы, которые могли
быть воспроизводимы лишь в кабинетных,
отдельных опытах, тогда как гипотеза
воссоздания мира требует опыта общего,
весь земной шар обнимающего во всех его
слоях.
Согласно этой гипотезе, сила,
извлекаемая из воздушных токов и сообщаемая
разным слоям земли, будет производить
в них правильные сотрясения, заменяющие
нынешние разрушительные землетрясения,
которые однако открывают ходы водам,
собирателям частиц праха умерших. Наука
бесконечно малых молекулярных движений,
ощутимых только чутким слухом сынов,
вооруженных тончайшими органами зрения
и слуха, будет разыскивать не драгоценные
камешки или частицы благородных металлов,
ибо разыскателями будут не гуманисты,
которым все родительское, отеческое чуждо,
а совершеннолетние сыны; они будут разыскивать
молекулы, входившие в состав существ,
отдавших им жизнь. Воды, выносящие из
недр земли прах умерших, сделаются послушными
совокупной воле сынов и дочерей человеческих
и будут действовать под влиянием лучей
света, которые не будут уже слепы, как
лучи тепла, не будут и холодно-бесчувственны;
химические лучи станут способными к выбору,
т.е. под их влиянием сродное будет соединяться,
а чуждое отделяться. Это значит, что лучи
станут орудием совокупной, благой воли
сынов человеческих.
Ход и способ обращения лучей
разного рода в орудие воли можно представить
следующим образом: вибрации или содрогания,
коим подвергались частицы, находясь в
организме, остаются и по выходе частиц
из организма и по разрушении тела. Толстые,
плотные слои, которыми прикрыты частицы,
не для всякого рода вибраций будут непрозрачны.
Лучи от этих содроганий, проникая к поверхности,
идут вместе с отраженными и другими лучами,
составляя не только наружный образ земли
и живущих на ней, но и внутренний с разлагающимися
в ней умершими. При управлении или регуляции
движениями других, кроме земли, небесных
тел лучевое изображение может быть отражено
обратно к земле, где, как мы видим, скрытые
в глубине частицы вынесены наружу. Тут-то
и начинается строительная деятельность
лучей. Возвращенные к земле, из земли
и от земли вышедшие, и притом в последовательном
порядке, лучи носят в себе образы существ
живых, а потом умерших, образы их разложенных
на частицы тел; эти-то лучи, встречая частицы,
воссоединяют газообразные молекулы атмосферы
с твердыми на земле. Процесс, которым
производилась бессознательно плесень
или растительные формы, при сознании
станет соединителем частиц в живые тела,
коим принадлежали частицы.
Но дело воскрешения не есть
только дело внешних сил, направляемых
совокупным разумом всех, но и дело личное
каждого, как сына, как родственника.
Если сравнить нынешние наши
мелкие семейные дела с участием в метеорическом
и космическом процессах всех и каждого
в семейном и личном деле воскрешения
родителей и родственников, то станет
ясно, что все душевные силы, все умственные
способности, ныне спящие за неимением
дела, найдут исход и приложение в этом
великом деле. Регуляция внутренняя, умственная,
нравственно-художественная, психо-физиологическая,
правящая процессом питания, внутреннего
роста, превратит последний в процесс
воскрешения, вместо рождения слабого,
едва чувствующего и сознающего существа"
.