Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 22:08, контрольная работа
Описание работы
В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева — умонастроение), получившее определение «русского космизма». … Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников. Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 4 Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская система. 5 Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество. 8 Русский космизм П.А.Флоренского. 10 Христианский космос В.С.Соловьёва. 11 Философские взгляды Н.А.Умова. 13
Философские и мировоззренческие
представления Н.А.Умова во многом не согласуются
с традицией русского космизма. Космос
Н.А.Умова - космос физика, который свободен
от антропоморфизма. Он указывает, что
"несмотря на прогресс естественных
наук, антропоморфную точку зрения находим
и у современных мыслителей, отличающуюся
от древней тем, что они переносят на природу
свойства своей более культурной личности.
Это обстоятельство, несомненно, указывает,
до какой степени трудно избежать её человеку,
стремящемуся определить своё отношение
к тому "Всё", которое подавляет его
своим величием и мощью" . В общем представлении
о космосе у Н.А.Умова не содержится ни
малейшего намёка на некие гарантии роста
жизни, её безудержной экспансии, и тем
более человекоразмерности космоса. Космос
абсолютно равнодушен к жизни, к человеку.
Весь смысл существования и главная задача
человеческого гения в одном: "Охранение,
утверждение жизни на Земле". Под сильным
впечатлением русской революции 1905-1907гг.,
её идей, Н.А.Умов приходит к убеждению
об иллюзорности основных целей и результатов
революции. Самое главное, что вызывает
у него сильное неприятие - это идеи равенства
и уравнительной справедливости, потому
что весь смысл эволюции живого заключён
в неустранимом неравенстве, в его высокой
творческой продуктивности. Там, где равенство
утверждается силой, там прекращается
развитие, прекращается всякая эволюция.
По мнению Н.А.Умова, русская революция
ещё раз обнаружила существование двух
моралей, одной - традиционной (записанной
в Евангелии), и другой - морали творческого
созидания. "Не в подрываемом человеческим
творчеством лозунге "продукт труда
должен принадлежать обрабатывающему"
кроется разрешение бедствий человеческой
жизни, а в увеличении человеческим творчеством
богатств второй природы, изменённого
вне-человека, и в приобщении возможно
большей части рода человеческого к царству
мыслей и воли" . Активное и последовательное
неприятие христианства, его идеологии
и ценности, принятие духа открытости
самого человеческого существования в
чуждом, не поддающемся человеческой мысли
и воли мире - это указывает на отход Н.А.Умова
от традиционного русского космизма.
Заключение.
Тема русского космизма слишком
объемная и многогранная, чтобы можно
было её рассмотреть в рамках реферата.
На эту тему пишутся статьи и диссертации,
монографии, проводятся федоровские чтения
и семинары по проблемам, охватываемым
космизмом. Нет вопроса, который не затронули
бы в своих работах представители русского
космизма: это и история и просвещение
и естествознание и космонавтика, музейное,
библиотечное дело. Учение Н. Федорова,
несшее в себе некоторые элементы фантастичности
и утопии, несло, однако и много зерен рациональности.
На наш взгляд это следующие моменты:
Человек неразрывно связан
с космосом (отсюда и название "космизм").
Он не только может, но и должен использовать
энергию космоса, энергию солнца для решения
своих насущных проблем.
Идея "воскрешения отцов".
На первый взгляд кажется совершеннейшей
утопией вместе с идеей преодоления смерти.
Однако, развивая эту идею творчески можно,
рассматривая её в том числе в педагогической
плоскости можно сделать следующие выводы:
молодое поколение должно воспитывать
в духе уважения к старшему поколению,
необходимо сохранять преемственность
поколений, творчески изучать опыт предков,
применяя его к нашему сложному и меняющемуся
миру, воспитывать молодежь в духе любви
к земле своих отцов - родине, начиная с
родины малой. Разве не этого нам так не
хватает на данном этапе развития? Что
же касается бессмертия, то наука уже научилась
значительно продлять жизнь человека
и последнее слово ею еще не сказано.
Идея единения человечества.
Осуществляется на данный момент в форме
образования разных союзов, международных
организаций, нацеленных на решение тех
или иных проблем.
Использование вооруженных
сил и военных технологий в мирных целях.
Примеров тому множество, наиболее яркими
являются мирная атомная энергетика, мирный
космос, а само явление перехода промышленности
с военных на мирные рельсы получило название
"конверсия".
Все эти идеи получили развитие
в трудах ученых представителей космизма
и до сих пор работают на благо всего человечества.
Таким образом, русский космизм
впервые в истории мировой мысли стал
обосновывать идею единения людей не на
теоретических доктринах социально-политического,
экономического или идеологического порядка,
а руководствуясь экологическими соображениями.
Главная нравственная позиция, по мнению
космистов, состоит в необходимости совершенствования
внутреннего мира, души человека для достижения
полной гармонии с природой и в ответственности
разума, рожденного на Земле.
Список использованной литературы:
1. Н.Ф. Федоров, Собрание
сочинений в четырех томах.
2. К.Э. Циолковский,
"Космическая философия", интернет
- проект "взлет мысли".
3. А.Л. Чижевский, "Земля
в объятиях солнца".
4. В.И. Вернадский, "Несколько
слов о ноосфере", // интернет-ресурс
http://www.trypillya. kiev.ua/ )
5. П.А. Флоренский, Из богословского
наследия, "Богословские труды",