Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 22:08, контрольная работа
Описание работы
В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева — умонастроение), получившее определение «русского космизма». … Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников. Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 4 Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская система. 5 Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество. 8 Русский космизм П.А.Флоренского. 10 Христианский космос В.С.Соловьёва. 11 Философские взгляды Н.А.Умова. 13
Завершая эту главу, нам бы хотелось
свести ту часть учения Н. Федорова, которая
касается переустройства материального
мира к следующим четырем положениям,
или задачам, которые он ставит своим последователям
и потомкам:
1) Использование энергии космических
и солнечных лучей (для воскрешения предков
по Н. Федорову);
2) Использование частиц и молекул
праха умерших предков для их воскрешения
3) Управление ("регуляция"
по Н. Федорову) силами природы, как
в планетарном, так и космическом
масштабе (напр. Управление движениями
других планет);
4) Единение человечества.
Все эти задачи объединены,
переплетены, взаимосвязаны, одно невозможно
без другого. Каждый из компонентов является
как целью, так и средством для двух других.
Развитие идей русского космизма
в науке. Представители русского космизма
- Циолковский, Чижевский, Вернадский и
их творчество.
Представителем естественнонаучной
ветви «космической философии» является
К.Э. Циолковский (1857-1935). В своих работах
«Причина космоса», «Монизм Вселенной»,
«Будущее Земли и человечества» он пытался
решать ряд философских проблем: о смысле
космоса в целом, о месте человека в космосе,
о конечности и бесконечности человеческого
существа, о коренной переделке его и превращении
в лучевое существо, питающееся с помощью
фотосинтеза солнечной энергией и др.
Свою философию он называл «монизмом»,
для которого космос является живым существом,
а человек - союз атомов, блуждающих во
Вселенной. Обсуждая многие глобальные
проблемы, Циолковский считал, что одним
из возможных путей предотвращения гибели
человечества является освоение космического
пространства. Средством для решения этой
задачи может стать, по его мнению, создание
ракетно-космической техники.
Важной составной частью космической
философии Циолковского является его
«космическая этика». Наряду с традиционными
моментами она включает в себя выработку
этических основ, необходимых для установления
контактов с инопланетянами, признание
необходимости совместного труда для
преобразования космоса. Его философия,
несмотря на некоторые утопические моменты,
содержит первую попытку систематического
изложения проблем, которые были характерны
для начала космической эры. Он не только
предсказал грядущий выход человека в
космическое пространство, но и создал
необходимые научные предпосылки ракетостроения.
Научно-технические проекты Циолковского
были техническим приложением «космической
философии».
Идея Н. Федорова о регуляции
других планет у К. Циолковского развилась
в идею освоения космического пространства.
Циолковский предлагал заселить космическое
пространство с использованием орбитальных
станций, выдвинул идеи космического лифта,
поездов на воздушной подушке. Считал,
что развитие жизни на одной из планет
Вселенной достигнет такого могущества
и совершенства, что это позволит преодолевать
силы тяготения и распространять жизнь
по Вселенной. Космические взгляды К. Циолковского
наиболее полно выражены в его работах
"Космическая философия" и " Монизм
Вселенной". Также он продолжает тему
воскрешения Н. Федорова в работе "Космическая
философия". Он как бы полемизирует
с возможным оппонентом: "Опять говорят:
я умру, вещество мое рассеется по всему
земному шару, как же я могу ожить?" И
отвечает на этот вопрос: "До вашего
зарождения вещество ваше тоже было рассеяно,
однако это но помешало вам родиться. После
каждой смерти получается одно и то же
- рассеяние. Но, как мы видим, оно не препятствует
оживлению. Конечно, каждое оживление
имеет свою форму, несходную с предыдущими.
Мы всегда жили и всегда будем жить, но
каждый раз в новой форме и, разумеется,
без памяти о прошедшем." . Эту же мысль
он развил в статье "Монизм вселенной
": "Мозг и душа смертны. Они разрушаются
при конце. Но атомы или части их бессмертны
и потому сгнившая материя опять восстанавливается
и опять дает жизнь, по закону прогресса,
еще более совершенную". Помимо воскрешения
предков, К. Циолковский использовал идею
Н. Федорова о регуляции космических сил
для разработки идей космоплавания и покорения
космического пространства. О роли К. Циолковского
в отечественной космонавтике говорить
лишне.
Александр Леонидович Чижевский
(26 января (7 февраля) 1897, Цехановец (сейчас
Польша) - 20 декабря 1964, Москва) - советский
биофизик, основоположник гелиобиологии,
аэроионификации, электрогемодинамики,
поэт, художник, философ. Лауреат Сталинской
премии. Среднее образование получил в
Калуге в частном реальном училище Шахмагонова.
В Калуге Чижевский близко познакомился
с К.Э. Циолковским, восприняв многие его
философские воззрения. Перекличку между
А. Чижевским и Н. Федоровым мы находим
в признании обоими значения энергии солнца
для существования и развития всего сущего,
в возможности и необходимости использования
частиц света на благо людей. Космизм Н.
Федорова у Чижевского развивается в теорию
влияния космоса и космических сил на
развитие не только всех форм жизни, о
взаимосвязи космоса и земли. В своей книге
"Земля в объятиях солнца" он пишет:
Мы вправе рассматривать весь органический
мир нашей планеты как творчество, как
отражение космического процесса, происходящего
за сотни миллионов километров от нас.
И в этом смысле жизнь должна считаться
явлением космическим, работою космических
сил". (п.16, Глава 3. Часть I, с.1). Влияние
солнечной и космической активности А.
Чижевский распространяет и на общественные
процессы. Так, например, в этой же книге
он увязывает пятна на Солнце с военными
действиями на фронтах Первой Мировой
Войны. Идеи Чижевского и сейчас оказывают
влияние на мировую науку, а за появившимися
на основе гелиобиологии наукам - астробиологией
и ксенобиологией - будущее.
Владимир Иванович Вернадский
(28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург
- 6 января 1945, Москва) - выдающийся русский
и советский учёный XX века, естествоиспытатель,
мыслитель и общественный деятель; создатель
многих научных школ. Один из представителей
русского космизма.
В круг его интересов входили
геология и кристаллография, минералогия
и геохимия, организаторская деятельность
в науке и общественная деятельность,
радиогеология и биология, биогеохимия
и философия. Лауреат Сталинской премии
I степени. Идеи Н. Федорова у В. Вернадского
нашли отражение в теориях биосферы и
ноосферы. "Космическое" кредо В.
Вернадского можно выразить следующими
словами: "в биосфере существует великая
геологическая, быть может, космическая
сила, планетное действие которой обычно
не принимается во внимание в представлениях
о космосе… Эта сила есть разум человека,
устремленная и организованная воля его
как существа общественного". В статье
"несколько слов о ноосфере" он так
характеризует биосферу " В нашем столетии
биосфера получает совершенно новое понимание.
Она выявляется как планетное явление
космического характера." Здесь же он
ссылается на голландского ученого Христиана
Гюйгенса, который в своей книге Космотеорос,
которое на русском языке вышла под названием
"Книга мирозрения" в первой четверти
XVIII заявлял о жизни как о космическом
явлении. В.И. Вернадский назвал это обобщение
"принципом Гюйгенса". Русские ученые
космисты внесли большой вклад в развитие
как отечественной, так и мировой науки.
Так Эдуард Леруа, предложивший понятие
ноосфера и его друг Пьер Тейяр де Шарден
пришли, по их собственному признанию,
к этой идее, основываясь на лекциях по
геохимии, которые в 1922/1923 годах читал
в Сорбонне В.И. Вернадский.
Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский является одним
из тех, кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что
существует "идеальное родство" мира
и человека, их "пронизанность друг
другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос (космос,
большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся
в своём роде "образом и подобием Вселенной"
и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря
на то, что космический подход к человеку
лишает его полноты личностного бытия,
Флоренский сумел найти выход из этой
трудной ситуации. И мир и человек одинаково
сложны и внутренне бесконечны, поэтому
они могут рассматриваться как части друг
друга. Можно с полным основанием считать
мир биологически - вселенским телом человека,
а экономически - сферой его хозяйствования.
"Мир есть раскрытие Человека, проекция
его". В этом заключается космически-антропологический
дуализм (или двуединство) Флоренского,
который рассматривает его в рамках традиционного
платонического дуализма горнего и дольнего
(нашему миру противопоставляется иной,
"премирный", который символически
приоткрывается в реальностях земного
бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского,
можно преодолеть только в Церкви: "В
ней действительность одухотворяется,
освящается, обоживается". "Обоживание"
является конечным результатом спасения
всего мира через спасение человека, которое
происходит в Церкви силами Христа и Его
Духа. Спасение устраняет конфликт человека
и мира, это и есть "космическая сторона
христианства" . У Флоренского, как впрочем
и у многих платоников, картина бытия статична:
динамические процессы, эволюция, история
определяющего значения не имеют. Как
считает Флоренский, вся история мира
- это мрак, одна лишь "ночь, один страшный
сон, растягивающийся в века". По моему
мнению философия Флоренского - это космизм
без эволюционизма ("преображение мира"
не выходит за рамки отдельных церковных
очагов и не проникает в мировую жизнь
и социальную деятельность человека).
Христианский космос В.С.Соловьёва.
Наиболее полно тема космизма
рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате
"Чтения о Богочеловечестве". По мнению
Соловьёва, истинной загадкой для разума
является не вечный, или божественный,
мир. Напротив, как идеальная полнота всего
и осуществление добра, истины и красоты,
он является как ясное и нормальное. Лишь
в этой вечной сфере можно обрести безусловное
мерило для признания разумной природы
как чего—то условного и преходящего.
Действительность окружающего нас мира
является подлинной загадкой и задачей
для разума. "Эта задача ... сводится
к выведению условного из безусловного,
... случайной реальности из абсолютной
идеи, природного мира явлений из мира
божественной сущности. ... связующее звено
между божественным и природным миром
есть человек. Человек совмещает в себе
всевозможные противоположности, которые
все сводятся к одной великой противоположности
между безусловным и условным, между абсолютной
и вечной сущностью и преходящим явлением,
или видимостью. Человек есть вместе и
божество, и ничтожество". Следовательно,
для человека необходимо найти место и
значение в общей связи истинно сущего.
Соловьёв видит в божественном существе
двуединство: "действующее, или производящее,
единство божественного творчества Слова
(Логоса), и единство произведённое, осуществленное...,
- единство органического тела". Иначе
говоря, первое единство - это Бог (Логос),
второе единство (произведённое единство,
София) - "начало человечества, ... идеальный
или нормальный человек. И Христос, в этом
единстве причастный человеческому началу,
есть человек, или, по выражению священного
Писания, второй Адам". Вечность Бога
как Логоса и действующего Бога предполагает
вечность человечества, но не природного,
которое возникает на Земле в определённый
период, а человека умопостигаемого, идеального.
Это универсальное существо заключает
в себе всех людей. "Каждый из нас, каждое
человеческое существо существенно и
действительно коренится и участвует
в универсальном и абсолютном человеке".
Он - всечеловеческий организм, вечное
тело Божие и вечная душа мира, София. Поэтому
человек является необходимым и незаменимым
звеном в абсолютном целом. Именно это
оправдывает допущение двух великих истин:
человеческой свободы и человеческого
бессмертия.
Исключительное самоутверждение
или эгоизм, всесильный в практической
жизни, является коренным злом нашей природы,
и так как эгоизм свойственен всему в природе,
то зло - это общее свойство всей природы.
Природа является отражением всеединой
идеи и существования обособленного, разделённого,
разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв
приходит к выводу, что природа зла метафизична,
усматривая зло в отношении души мира
(Софии, "первообразного человечества")
и Бога. Её посредствующее положение между
Богом и природным миром заключает возможность
обретения самостоятельности, соблазн
обладания "всем" от себя, а не от
Бога и тем самым нарушается единство
мироздания. Идеальное всеединство возможно
только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой мира, где
первое - образующий элемент, а второе
- пассивная сила, которая воспринимает
идеальное и снабжает его материей для
развития, оболочкой для его полного обнаружения.
Это соединение не носит характера однократного
творения. Путь к достижению совершенного
и вечного организма - это медленный и
мучительный путь, который объясняется
только одним, без чего немыслимы ни Бог,
ни природа - свободой. "Если всё существующее
(в природе или мировой душе) должно соединиться
с Божеством - а в этом цель всего бытия,
- то это единство, чтобы быть действительным
единством, очевидно должно быть обоюдным,
т.е. идти не только от Бога, но и от природы,
быть и её собственным делом" .
Мировой космогонический процесс
проходит множество последовательных
фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной),
когда действием всемирного тяготения
материя стягивается в великие космические
тела, он завершается созиданием органической
жизни и её совершенством - формой человеческого
организма. "В человеке мировая душа
впервые соединяется с божественным Логосом
в сознании как чистой форме всеединства...
В человеке природа перерастает саму себя
и переходит (в сознании) в область бытия
абсолютного. Воспринимая и нося в своём
сознании вечную божественную идею и вместе
с тем по фактическому происхождению и
существованию своему неразрывно связанный
с природой внешнего мира, человек является
естественным посредником между Богом
и материальным бытиём, проводником всеединящего
божественного начала в стихийную множественность,
- устроителем и организатором вселенной".
Кроме человека все иные существа лишены
божественного начала и причастны к нему
лишь подчинением внешнему естественному
закону. Подобно мировой душе, человек,
причастный к всеединству Бога, свободен
захотеть иметь его как Бог. Для этого
он "утверждает себя отдельно от Бога,
вне Бога, отпадает или отделяется от Бога
в своём сознании так же, как первоначально
мировая душа отделилась от Него во всём
бытии своём". Таким образом начинается
новая фаза уже не космогонического, а
теологического развития, в процессе которого
человек проходит путь от астральных религий
через солнцепоклонство к фаллической,
где, наконец, возвращается к своему собственному
материальному началу и высшее проявление
мировой связи находит в сложном единстве
родовой организации жизни.
Можно выделить несколько бесспорных
идей космизма Соловьёва:
1) Идея всеединства, вечного
органически целостного истинносущего
мира, которая имеет религиозный
характер (вне божественного начала
бытие - это хаос).
2) Тайна сопричастности
человека космосу в его (человека)
божественной природе (человек являясь
посредником между Богом и
материальным бытиём, проводником
единящего действия на стихийную
множественность, человек - устроитель
и организатор вселенной.
3) В космосе Соловьёва
главенствуют нравственно-религиозные
смыслы (целесообразности), которые
определяют существо всех фаз
и узловых моментов его эволюции
и бытия.
4) Проблема полноты познания
вообще не может быть представлена
как гносеологическая (полное знание
- это религиозно-мистическое мировосприятие
("восприятие мира в элементе
софийности"), тем самым Соловьёв
критикует рациональность как
отвлечённое начало, подчиняя и
преобразуя её в свете религиозного
опыта и мистического созерцания.