Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:14, курсовая работа
К сожалению, сегодня, лишь немногие люди осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям, в конце концов, для устроения своей жизни. Возможно, поэтому многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном». В связи с этим мы видим в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, противоречия между жизнью и смертью.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Возникновение философии 4
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры 6
Глава 3 Структура и функции философии 8
Заключение 12
Список литературы 13
Комментарии к первоисточникам 14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Возникновение философии 4
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры 6
Глава
3 Структура и функции философии
Заключение 12
Список литературы 13
Комментарии к первоисточникам 14
Введение
Философия. Сколько смысла заложено в этом слове. Когда человек только встречается с философией – а это и есть исходная точка понимания ее, – он встречается, прежде всего, с книгами, с текстами. Эти тексты содержат в себе какую-то совокупность понятий и идей, связанных по законам логики. Уже сам факт соприкосновения с их словесной и книжной формой как бы возвышает тебя, и ты задаешься вопросами, которые возникают в силу индукции из самих же понятий. Они сами как бы индуцируют из себя вопросы. Но, очевидно, первым среди них должен бы быть вопрос, а что же, собственно, является вопросом? Действительно ли, схватив себя в задумчивости за голову, я мыслю? Действительно ли в этот момент я задаю вопрос, имеющий какой-либо подлинный интеллектуальный смысл? Каждый из нас прекрасно знаком с феноменом ненужной и выморочной рассудочности, возвышенного умонастроения, когда, столкнувшись с чем-то возвышенным, смутно ощущаешь, что здесь что-то не так. А что здесь не так? И что есть, если действительно что-то произошло и это что-то заставило использовать тебя какие-то понятия, имеющие привлекательную и магическую силу собственной значимости, возвышенности? Например, часто мы спрашиваем себя: что такое жизнь? что такое бытие? что такое субстанция? что такое сущность? что такое время? что такое причина? и т.д. И перед нами выстраиваются какие-то понятийные, интеллектуальные сущности, одетые в языковую оболочку. И мы начинаем их комбинировать. Можно назвать этот процесс разновидностью охоты на экзотичных зверей под названием "субстанция", "причина", "время". Конечно, это ирония. Но ирония тут вполне оправданна, потому что в действительности на вопрос, что такое субстанция, ответа просто нет. Ибо все ответы уже существуют в самом языке. Я хочу сказать, что в языке существует некоторое потенциальное вербальное присутствие философской мысли. И незаметно для себя мы оказываемся в плену этой вербальной реальности. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. На мой взгляд, люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить... Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя, скажем, диамата. Общение возможно лишь тогда, когда слушаешь конкретного человека.
К сожалению, сегодня, лишь немногие люди осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям, в конце концов, для устроения своей жизни. Возможно, поэтому многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном». В связи с этим мы видим в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, противоречия между жизнью и смертью.
Глава 1 Возникновение философии
Всё-таки, сначала сформулируем определение и понятие философии. Философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философия появилась в VI веке до н.э., когда фактически одновременно в разных местах людьми с определенными именами были выполнены какие-то акты, которые и были названы философскими. Скажем, слова и тексты Гераклита, Фалеев или Анаксагора, Анаксимандра, Анаксимена, Платона (это уже V-IV вв. до н.э.). Но начало - в VI веке. И аналогичные акты, совершенные Буддой, мы тоже узнаем как философские, хотя это более сложно, потому что в данном случае примешивается появление религии. В Конфуции мы узнаем философа. Причем, появление всех этих философских акций в разных местах не было связано. Возникновение философии происходит в трех разных местах земного шара: в древней Греции на западе, в древнем Китае и в древней Индии на востоке. Можно выделить то, что все они появляются на фоне предшествующих тысячелетий мифа. Возникнув, философия породила свою традицию, и стало возможным оформляться в виде каких-то форм социального существования философа, так называемых школ. Скажем, был Сократ и его ученики, был Платон и появилась платоновская Академия, в случае Аристотеля - Лицей и т.д. Передача знания совершается при этом от учителя к ученику, от ученика к другим ученикам и т.д. Или, например, Будда. На сегодняшний день существует буддийская община. Значит, возникают социальные формы, внутри которых в виде традиции существует уже не миф. не ритуал, а философия. То есть определенный тип размышления, определенный тип текста, передаваемого другим, комментируемого другими и составляющего их занятие и призвание.
Выделим основные особенности, а также сходства и различия между учениями греческих, индийских и китайских философов. Люди в Древней Греции жили между гор и имели выход к общему для них морю. «Такой рельеф создавал благоприятные условия для той политической организации, которую греки называли полисом», и способствовал реализации принципа разнообразия, сформировавшего подвижность и гибкость духа людей, здесь обитающих. Образовалось соперничество, у греков сформировался особый характер (агональность – соперничество). Самое яркое выражение соперничества – Олимпийские игры. Важнейшей предпосылкой возникновения и формирования греческой философии является выработанная ими демократия (эгалитарная, демократия для меньшинства, рабство было ее условием). Это дает начало логике и риторике (психоэмоциональные приемы воздействия на сознание человека). Если грекам была присуща опора на разум, то для индийцев была характерна опора на религиозность, спиритуальность, интроверность (обращенность к внутреннему миру человека), интуитивизм и другие. Другими словами, европейская философия по преимуществу формировалась как рационалистическая, а восточная философия – как иррационалистическая. Однако между западом и востоком поддерживались определенные связи, что выражалось, например, в том, что известные греческие философы обучались в странах Востока. Так к восточной мудрости «прикоснулись» Пифагор, Гераклит, Платон и ряд других философов и ученых Древней Греции. Ведь все философы задавались одними и теме же вопросами и волновали одни и те же противоречия: собственное существование, жизнь после смерти и многие другие.
Итак, мы ответили на вопрос, где возникает философия. Однако, теперь нужно рассмотреть предпосылки возникновения философии. Как было сказано ранее, философия образуется на фоне мифа. Для этого обратимся к общей точки зрения Мераба Мамардашвили и А.Н. Чанышеву.
Изначально, миф отличается от философии и науки тем, что мир мифа есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное появляются философия и наука. Значит, философия и наука, как это странно, есть способ внесения в мир непонятного. До философии мир понятен, потому что в мифе работают совершенно другие структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы. Однако, мифы, это не просто интересные и захватывающие повествования о богах и множества героях, мифы служили нашим предкам формой осмысления мироздания и фундаментом картины мира.
Но при этом мифические и религиозные фантазии порождались не потому, что человек якобы стремился "заговорить" стихийные и грозные силы природы. Не из страха невежественного человека, который не знал законов физики. Наоборот, миф есть организация такого мира. в котором, что бы ни случилось, как раз все понятно и имело смысл. Смысл, который делает для меня предметы понятными и близкими. Он вписывает их в систему моей жизни или в систему культуры. Миф ритуально близок человеку, потому что в ритуале он общается с незнакомыми, далекими и таинственными существами как близкими и родными, настолько близкими, что их волю, на проявление их желаний можно подействовать актами ритуала, заклинания, актами магии. Магический мир, как и мифический мир, есть мир освоенный, осмысленный, понятный. То есть события в этом мире, будь то землетрясение, гроза, войны или что угодно, осуществляются в воображении наблюдающего их человека так, что они являются носителями смысла. Если человек, например, понимает Зевса, то он понимает и молнию. Ибо Зевс - это существо, как и человек. Одно существо понимает человекоподобное существо, а именно - бога. И тогда все проявления неизвестных человеку сил в мире могут быть осмыслены путем приписывания их известному, доступному и понятному мифологическому образу. Только с одной разницей. Мифологическое существо способно на то, на что не способен человек. Следовательно, мифологические существа живут в каком-то особом пространстве. Они соединяют в себе то, что в человеке не может быть соединено. Например, жизнь и смерть. Для человека, когда есть жизнь, нет смерти, а когда наступает смерть, нет жизни. А в мифических существах это связано. Они или бессмертны, или, умирая, воскресают, перевоплощаясь в другие существа.
Так в чем же состоит эта связь, способная прояснить нам появление философии на фоне мифа? Человек, на мой взгляд - это существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается какими-то средствами, не данными в самой природе. Или, другими словами, человек в том человеческом, что есть в нем, не природное существо, и в этом смысле он не произошел от обезьяны. Человек вообще не произошел ни из чего, что действует в природе в виде какого-то механизма, в том числе механизма эволюции. Хотя он четко выделен на фоне предметов, составляющих природу и космос, тем, что мы интуитивно называем в нем человеческим. Но это не может быть приписано по своему происхождению никаким механизмам ни в мире, ни в биологии, ни в самом человеке.
Итак, можно сделать вывод, что основным источником развития возникновения философии явилось развитие человечества и вследствие этого развитие многих наук (математики, физики и т.д.).
Не стоит также забывать об условиях возникновения философии. Нужно исследовать и вспомнить какие были политические, экономические и социальные условия в Древней Греции(в VII-VI веках до нашей эры):
Итак, философия возникает в VII-VI веках до нашей эры одновременно сразу в трех точках земного шара: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. В каждом месте возникновения философии присуще свои характерные черты и особенности. Процесс развития философии образовывает собой формирование мировоззрения, который, в свою очередь, основан на понятийном мышлении и стремлении постичь мир, как с помощью разума, так и с помощью медитации, озарению и иных способах внеразумного постижения действительности.
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры
Философия, как форма самосознания культуры образовывается и появляется, когда независимо друг от друга в трех странах Древнего мира появляются люди, стремящиеся выразить в отвлеченных (абстрактных) понятиях сущность мироздания и объяснить место и назначение человека в мире. Среди древних философов можно выделить: в Древней Греции это Фалес Милетский, его ученики Пифагор, Демокрит и другие; в Древнем Китае это прежде всего Конфуций и Лао Цзы; в Древней Индии это Будда.
Стоит отметить, что наряду с мифом, до философии возникла еще одна форма мировоззрения, существующая и по сей день и играющая в жизни большинства обществ весьма значительную роль - религия. Чтобы понять отличия религии и философии, а также характерные черты следует обратиться к мнению и точки зрения немецкого философа К. Ясперса.
Обе, религия и философия, - не однозначные образования, из которых мы можем исходить в сравнительном рассмотрении, как из двух точек опоры. Обе они подвержены историческому преобразованию, но обе всегда воспринимают себя в отношении к вечной истине, историческое обличье которой одновременно скрывает и сообщает эту истину. О вечной религиозной истине я говорить не буду. Философская же истина есть philosophia perennis (вечная философия), на которую никто не может притязать как на свою собственность, но которая все-таки важна каждому философствующему и присутствует повсюду, где действительно философствуют.
В отличие от философии религия может быть охарактеризована следующим образом: В религии существует культ, она связана с особым, связанным с культом сообществом людей и неотделима от мифа. Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости. Там, где этого уже нет или где от этого отказались, исчезает особенность религии. Жизнь едва ли не всего человечества, доступная исторической памяти, религиозна; это — указание на истину и сущностность, заключающиеся в религии, игнорировать которую невозможно.
Напротив, философия, как таковая, не знает ни культа, ни общины во главе со священником, ни изъятой из мирского существования святости в миру. Для нее повсюду и везде может присутствовать то, что религия где-либо локализует. Она сложилась для единичного человека в свободных, несоциологически реальных связях, без гарантии, предоставляемой сообществом. Философии неведомы ни обряды, ни изначально реальные мифы. Она усваивается в свободном предании, всегда преобразуясь. Хотя она и принадлежит человеку как человеку, она остается делом отдельных людей.
Рассуждения, выносимые первыми философами, были основаны не на вере в высшие божественные силы, а на абстрактном мышлении, основными формами которого являются понятия, суждения и умозаключения. Так, логос (разум) приходит на смену мифу (чувственно-эмоциональному образному представлению о действительности).
Философия охватывает и включает в себя целую систему предельно общих (универсальных) понятий, называемых категориями. Другими словами, категориальная система – это язык философии, и без знания их невозможно освоить даже удовлетворительно философское наследие, аккумулируемое на протяжении многих столетий. Универсальность языка философии означает то, что каждая ее категория носит всеохватывающий характер. Например, категория бытия охватывает все сущее, все мироздание, взятое в его целостности. Но универсальность влечет за собой еще одну характерную черту, являющуюся тем камнем преткновения, на котором спотыкается большинство людей при ее изучении. Эта черта – отвлеченность (абстрактность). Философия, в отличие от частных наук, носит умозрительный, отвлеченный от конкретного чувственно-образного содержания характер. Так, не может быть найдено конкретное содержание бытия и нельзя указать пальцем на бытие, взять его в руки, рассмотреть его, препарировать, изучить в лабораторных условиях. Говоря научным языком, у философских категорий нет эмпирического, то есть опытного, практического содержания.