Философия самосознание культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, сегодня, лишь немногие люди осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям, в конце концов, для устроения своей жизни. Возможно, поэтому многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном». В связи с этим мы видим в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, противоречия между жизнью и смертью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Возникновение философии 4
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры 6
Глава 3 Структура и функции философии 8
Заключение 12
Список литературы 13
Комментарии к первоисточникам 14

Файлы: 1 файл

Философия как самосознание культуры.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

Философы, прежде всего, стремятся проникнуть в самую глубинную суть вещей, рассматривая вещи не сами по себе, а их общие абстрактные образы (то есть как категории). Стоит также обратить внимание на психологию, зародившейся в лоне философии и в своем зачаточном состоянии находящейся с философией в единой целостности. Если философия занимается рассмотрением не конкретного человека – индивида, а общество в целом, как универсальное понятие, то психология напротив, интересует отличительные черты, психологический мир конкретного индивида. Психологи занимаются практическим изучением психической жизни индивидов и разрешением индивидуальных и групповых проблем, а философы ищут решение проблем, носящих общечеловеческий характер. Например, что есть человек, и каковы его сущностные свойства, отличающие его от других; в чем смысл жизни, как нужно относиться к смерти и т.д. Поэтому, можно сказать, что предмет философии, то есть та сфера, осмыслением которой занимаются философы, - это мир в его целостности и место человека в этом мире. Основными специфическими чертами философии являются ее универсализм, абстрактность и умозрительность.

 Итак, философия лишена  ритуальной и священной окраски.  Философия начинается с обнаружения проблемы, носящей универсальный общечеловеческий характер. Так, например, мир интересует философов не данный в готовом виде, упорядоченный и стабильный, а как хаотичный, требующей упорядочения, нахождения неких первооснов, фундамента, дающего человеку чувство стабильности и уверенности. Занятия философией, в первую очередь, немыслимы без изучения и осмысления произведений философов, попытка философской интерпретации той или иной проблемы немыслима без обращения к мнениям авторитетных философов, уже однажды высказанных. Но простого воспроизведения мнений здесь недостаточно: осмысление идей, содержащихся в текстах, означает их критическую переработку, сопоставление, поиск сильных и слабых сторон, формирование собственной позиции по изучаемому вопросу.

Философия – это “основа основ” мировоззрения. Мировоззрение, как я его понимаю, - это совокупность (теоритических и практических) взглядов, представлений, принципов и оценок, которые формируют общее видение, понимание устроение мира и положение в нем самого человека.

Главный и один из первых вопросов философии, определяющий мировоззрение человека – это вопрос об отношении духа и материи: «Что первично – дух или материя?»

Размышления и попытки  ответить на этот вопрос были с момента  появления человечества. Есть две точки зрения – идеализм и материализм. С точки зрения идеализма дух первичен, он породил материю и определяет развитие Вселенной, а человек обладает бессмертной душой. Материализм основывается на утверждении, что материя первична, а дух, мышление – лишь её свойства. Однако, существует также дуализм (от лат. duo – два) утверждающий идею о равном значении материи и духа.

            Не стоит забывать также и о формах познания людей. Это рационализм и иррационализм. Рационализм (от лат. ratio – разум) – учение, исходящее из того, что бытиё основано на разумных законах, и основой познания, соответственно, является разум. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – учение, признающее основой бытия неразумное начало (энергию, любовь, волю), а основой познания – внерациональные аспекты духовной жизни человека (чувства, интуицию, озарение).Двумя основными противоположными друг другу теоретическими методами познания являются: диалектика и метафизика. Если  метафизика рассматривает явления как обособленные, неизменные, то диалектика рассматривает явления с различных точек зрения, в его развитии и взаимосвязи с другими явлениями.

          Всё-таки, философия помогает людям понять, создать и устроить мировоззрение, а также найти ответы на свои многочисленные и интересующие вопросы

 

Глава 3 Структура  и функции философии

 

          Структура философии до сих  пор точно не определена. Можно  выделить распространенную трактовку  как состоящую из трех тесно  друг с другом связанных частей (или уровней):

  1. Онтология – учение о бытие. Онтология изучает и исследует проблемы наиболее общих отношений между миром и самим человеком. Человек, как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира, необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция).
  2. Гносеология – учение о познании. Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Вследствие того, что окружающий мир воспринимается как объект познания. В рамках этого вопроса строится теория познания.
  3. Аксиология – всеобщая теория ценностей. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания.

Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания:

  1. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.
  2. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия.
  3. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. 
  4. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. 
  5. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. 
  6. Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.
  7. Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека. 

 

При этом, философия содержит и практическую значимость. К практической философии можно отнести социальную философию и этику. Социальная философия является тем уровнем знаний, на котором формулируются наиболее общие принципы и законы жизни и развития общества, то есть нас с вами, всех людей, объединенных сознательным взаимодействием. Эти знания зачастую представляют собой ориентиры общественного развития, позволяют объяснить процессы, происходящие в современном обществе, лучше понимать события, происходящие с нами и влияющие на нашу жизнь. Этика позволяет сформировать нормы грамотного поведения человека в обществе, сориентироваться во всем многообразии возможных линий поведения и выстраивания отношений с окружающими

          Значимость философии проявляется в её функциях:

  1. Мировоззренческая. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
  2. Методологическая. Философия выступает общетеоретическим уровнем для многих наук, на котором формулируются наиболее общие научные законы и принципы.
  3. Гносеологическая (познавательная). Одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). В философии вырабатываются пути и методы постижений действительности, познания человеком мира и своего места в нем, философия решает проблему установления границ познания и возможностей чувств и разума человека.
  4. Мыслительно-теоретическая или гуманистическая. Функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Философия позволяет человеку жить осмысленно, ориентироваться в всем многообразии жизни, как природной, так и общественной, позволяет найти себя, что особенно важно в кризисные моменты жизни. Так, в рамках экзистенциализма (философии существования от «existence» – «существование») была обоснована мысль о том, что в пограничной ситуации (умирание, смерть близкого человека, одиночество, вина), человек сталкивается с настойчивой необходимостью осмысления жизни и выработки грамотного отношения к смерти.
  5. Критическая. Философы во все времена при осмыслении процессов, происходящих в обществе, выявляли недостатки в общественной жизни, общественном устройстве, общественном развитии и предлагали оптимальные пути развития общества. Поэтому, мыслителей уважали и их боялись. Например – Джордано Бруно, который в возрасте 52 лет был сожжен на костре в 1600 году.
  6. Аксиологическая. Данная функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
  7. Социальная функция. Объясняет обществу причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
  8. Воспитательно-гуманитарная. Данная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
  9. Прогностическая. Данная функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 

 

Философия как важнейший  фрагмент культуры, прошла длительную эволюцию, в процессе которой возникали  все новые и новые ее направления  и школы. Традиционно выделяются следующие исторические типы философии:

1. Философия Древнего  Востока (Древний Китай и Древняя  Индия).

2. Античная философия  (Древняя Греция и Древний Рим).

3. Средневековая философия.

4. Философия Ренессанса.

5. Философия Нового времени.

6. Философия Новейшего  времени (современная философия).

При этом, важно отметить то, что в каждую историческую эпоху философия отражала ее специфические черты, особенности мировоззрения и мышления людей того времени. Каждый указанный тип философии является «духовным слепком», снятым с соответствующей эпохи. Так, если для Нового времени была характерна оптимистическая вера в величие людского разума и науки, то для современности характерно осознание противоречивости человеческой природы и понимание того факта, что разрыв науки и технического развития с нравственностью несет угрозу жизни всего человечества.

Важно отметить тот факт, что процессу развития философии присущ диалектический характер, т.е. появление новых идей и концепций не означает полного отвержения прежних, скорее новое в философии возникает как результат критического переосмысления и обновления, имеющихся в философском наследии идей и концепций, из которых заимствуется самое ценное.

           Сегодня философия присутствует  во всех аспектах жизни людей.  С появлением и развитием информационных  технологий, повсеместного использования  интернета, развития телевидения  традиционная печатная форма – книги постепенно уходит на задний план. Однако, философия не сможет исчезнуть из жизни людей или потерять хоть какую-либо значимость.

Таким образом, философия  – это особая, основанная на абстрактном  и критическом мышлении форма  мировоззрения, в рамках которой  содержатся универсальные представления  о мире и месте человека в нем. С другой стороны, философия –  это особый тип духовной деятельности, направленной на выработку системы  данных представлений. Философия занимает значительное место в культуре и  развивается в соответствие с  развитием новых культурных форм.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          В заключение хотелось бы сказать, что философия в настоящее время отражает особенности данной эпохи. Философия сама по себе не пользуется должным уважением, вследствие чего большинство обывателей предпочитают рациональным формам познания повседневности эмоционально-образные.

         Современная мифология как особый пласт обыденного мышления во многом отличается от тех мифов, которые составляли первичную форму мировоззрения и служили способом объяснения строения мироздания, содержав ответы на наиболее глобальные вопросы, от решения которых зависело душевное благополучие наших предков. Первое и самое важное отличие современной мифологии от мифов древности состоит в том, что если в древней мифологии постулируется естественная, исконная и неразрывная связь человека с природой и космосом, означающая ответственность человека по отношению к миру, то современный миф погружает человека в искусственную среду, которую современные философы называют виртуальной, и «задает» ему виртуальные, неестественные, чуждые его исконной сущности идеалы, ценности, схемы повседневного поведения.

Второе отличие состоит  в том, что если древние мифы передавались от поколения к поколению устно  и известны даже сейчас как часть  культурного наследия человечества и важнейший пласт духовной жизни, то современные мифы носят порой  спорадический и кратковременный  характер, не имеют никакой культурной ценности и транслируются по сетевому принципу с помощью радио, телевидения  и интернета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Мамардашвили М.К. Введение в философию (одна из лекций, прочитанных М. К Мамардашвили на Высших курсах сценаристов и режиссеров).

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – Москва: Издательство Прогресс, 1992г – 410с.

3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира – М.: Высшая школа, 1999г. - 703 с.

4. Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: 1996г. – 288с.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994 г. – 527 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к  первоисточникам

  1. Джон Локк писал, что “здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, что бы то ни было иное”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.С. 412].

Наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие  здорового духа. Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко. Однако, здоровье самое ценное в нашей жизни. Очень многое зависит от него для достижения целей.

Информация о работе Философия самосознание культуры