Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:14, курсовая работа
К сожалению, сегодня, лишь немногие люди осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям, в конце концов, для устроения своей жизни. Возможно, поэтому многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном». В связи с этим мы видим в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, противоречия между жизнью и смертью.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Возникновение философии 4
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры 6
Глава 3 Структура и функции философии 8
Заключение 12
Список литературы 13
Комментарии к первоисточникам 14
Философы, прежде всего, стремятся проникнуть в самую глубинную суть вещей, рассматривая вещи не сами по себе, а их общие абстрактные образы (то есть как категории). Стоит также обратить внимание на психологию, зародившейся в лоне философии и в своем зачаточном состоянии находящейся с философией в единой целостности. Если философия занимается рассмотрением не конкретного человека – индивида, а общество в целом, как универсальное понятие, то психология напротив, интересует отличительные черты, психологический мир конкретного индивида. Психологи занимаются практическим изучением психической жизни индивидов и разрешением индивидуальных и групповых проблем, а философы ищут решение проблем, носящих общечеловеческий характер. Например, что есть человек, и каковы его сущностные свойства, отличающие его от других; в чем смысл жизни, как нужно относиться к смерти и т.д. Поэтому, можно сказать, что предмет философии, то есть та сфера, осмыслением которой занимаются философы, - это мир в его целостности и место человека в этом мире. Основными специфическими чертами философии являются ее универсализм, абстрактность и умозрительность.
Итак, философия лишена
ритуальной и священной
Философия – это “основа основ” мировоззрения. Мировоззрение, как я его понимаю, - это совокупность (теоритических и практических) взглядов, представлений, принципов и оценок, которые формируют общее видение, понимание устроение мира и положение в нем самого человека.
Главный и один из первых вопросов философии, определяющий мировоззрение человека – это вопрос об отношении духа и материи: «Что первично – дух или материя?»
Размышления и попытки ответить на этот вопрос были с момента появления человечества. Есть две точки зрения – идеализм и материализм. С точки зрения идеализма дух первичен, он породил материю и определяет развитие Вселенной, а человек обладает бессмертной душой. Материализм основывается на утверждении, что материя первична, а дух, мышление – лишь её свойства. Однако, существует также дуализм (от лат. duo – два) утверждающий идею о равном значении материи и духа.
Не стоит забывать также и о формах познания людей. Это рационализм и иррационализм. Рационализм (от лат. ratio – разум) – учение, исходящее из того, что бытиё основано на разумных законах, и основой познания, соответственно, является разум. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – учение, признающее основой бытия неразумное начало (энергию, любовь, волю), а основой познания – внерациональные аспекты духовной жизни человека (чувства, интуицию, озарение).Двумя основными противоположными друг другу теоретическими методами познания являются: диалектика и метафизика. Если метафизика рассматривает явления как обособленные, неизменные, то диалектика рассматривает явления с различных точек зрения, в его развитии и взаимосвязи с другими явлениями.
Всё-таки, философия помогает людям понять, создать и устроить мировоззрение, а также найти ответы на свои многочисленные и интересующие вопросы
Глава 3 Структура и функции философии
Структура философии до сих
пор точно не определена. Можно
выделить распространенную
Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания:
При этом, философия содержит и практическую значимость. К практической философии можно отнести социальную философию и этику. Социальная философия является тем уровнем знаний, на котором формулируются наиболее общие принципы и законы жизни и развития общества, то есть нас с вами, всех людей, объединенных сознательным взаимодействием. Эти знания зачастую представляют собой ориентиры общественного развития, позволяют объяснить процессы, происходящие в современном обществе, лучше понимать события, происходящие с нами и влияющие на нашу жизнь. Этика позволяет сформировать нормы грамотного поведения человека в обществе, сориентироваться во всем многообразии возможных линий поведения и выстраивания отношений с окружающими
Значимость философии проявляется в её функциях:
Философия как важнейший фрагмент культуры, прошла длительную эволюцию, в процессе которой возникали все новые и новые ее направления и школы. Традиционно выделяются следующие исторические типы философии:
1. Философия Древнего
Востока (Древний Китай и
2. Античная философия
(Древняя Греция и Древний Рим)
3. Средневековая философия.
4. Философия Ренессанса.
5. Философия Нового времени.
6. Философия Новейшего
времени (современная
При этом, важно отметить то, что в каждую историческую эпоху философия отражала ее специфические черты, особенности мировоззрения и мышления людей того времени. Каждый указанный тип философии является «духовным слепком», снятым с соответствующей эпохи. Так, если для Нового времени была характерна оптимистическая вера в величие людского разума и науки, то для современности характерно осознание противоречивости человеческой природы и понимание того факта, что разрыв науки и технического развития с нравственностью несет угрозу жизни всего человечества.
Важно отметить тот факт, что процессу развития философии присущ диалектический характер, т.е. появление новых идей и концепций не означает полного отвержения прежних, скорее новое в философии возникает как результат критического переосмысления и обновления, имеющихся в философском наследии идей и концепций, из которых заимствуется самое ценное.
Сегодня философия
Таким образом, философия – это особая, основанная на абстрактном и критическом мышлении форма мировоззрения, в рамках которой содержатся универсальные представления о мире и месте человека в нем. С другой стороны, философия – это особый тип духовной деятельности, направленной на выработку системы данных представлений. Философия занимает значительное место в культуре и развивается в соответствие с развитием новых культурных форм.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что философия в настоящее время отражает особенности данной эпохи. Философия сама по себе не пользуется должным уважением, вследствие чего большинство обывателей предпочитают рациональным формам познания повседневности эмоционально-образные.
Современная мифология как особый пласт обыденного мышления во многом отличается от тех мифов, которые составляли первичную форму мировоззрения и служили способом объяснения строения мироздания, содержав ответы на наиболее глобальные вопросы, от решения которых зависело душевное благополучие наших предков. Первое и самое важное отличие современной мифологии от мифов древности состоит в том, что если в древней мифологии постулируется естественная, исконная и неразрывная связь человека с природой и космосом, означающая ответственность человека по отношению к миру, то современный миф погружает человека в искусственную среду, которую современные философы называют виртуальной, и «задает» ему виртуальные, неестественные, чуждые его исконной сущности идеалы, ценности, схемы повседневного поведения.
Второе отличие состоит
в том, что если древние мифы передавались
от поколения к поколению устно
и известны даже сейчас как часть
культурного наследия человечества
и важнейший пласт духовной жизни,
то современные мифы носят порой
спорадический и
1. Мамардашвили М.К. Введение в философию (одна из лекций, прочитанных М. К Мамардашвили на Высших курсах сценаристов и режиссеров).
2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – Москва: Издательство Прогресс, 1992г – 410с.
3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира – М.: Высшая школа, 1999г. - 703 с.
4. Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: 1996г. – 288с.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994 г. – 527 с.
Комментарии к первоисточникам
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.С. 412].
Наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко. Однако, здоровье самое ценное в нашей жизни. Очень многое зависит от него для достижения целей.