Философия самосознание культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, сегодня, лишь немногие люди осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям, в конце концов, для устроения своей жизни. Возможно, поэтому многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном». В связи с этим мы видим в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, противоречия между жизнью и смертью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Возникновение философии 4
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры 6
Глава 3 Структура и функции философии 8
Заключение 12
Список литературы 13
Комментарии к первоисточникам 14

Файлы: 1 файл

Философия как самосознание культуры.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)
  1. “Я полагаю, что всякий признает разумным, чтобы его дети, пока они малы, смотрели на родителей как на своих господ, как на облечённых полнотой власти руководителей, по отношению к которым проявляли бы почтительный страх; а впоследствии, когда они подрастут, чтобы они видели в родителях самых лучших и единственно надёжных друзей и, как таковых, любили бы и уважали их”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.С. 439].

Джон Локк поднимает проблему воспитания детей. Когда дети подрастут, родители со своей стороны должны видеть в них людей, равных им, людей с такими же страстями, с такими же желаниями, как и их страсти и желания. Родители, прежде всего, желают, чтобы к ним относились как к разумным созданиям. Все люди стремятся к свободе, но никто не любит, когда надоедают постоянными выговорами и окриками, и не можем смириться с тем, чтобы люди, с которыми сталкиваемся, проявляли суровое отношение или почтительное расстояние. Поэтому если детей держать в строгости с самого начала, то, пока они дети, они будут послушны и будут спокойно подчиняться строгостям, как будто никогда не знали другого обращения. И если, по мере того как они будут подрастать и когда подрастут настолько, чтобы руководствоваться своим разумом, строгость управления будет мало-помалу (в той мере, в какой они будут заслуживать) смягчаться и обращение родителей будет становиться всё более мягким и, наконец, расстояние между ними и детьми уменьшится, то их прежняя строгость только усилит их любовь, так как дети поймут, что она была проявлением доброты к ним и желания сделать их способными заслужить любовь родителей и уважение всех и каждого.

  1. “Не подлежит сомнению, что наиболее подходящим временем для учебных занятий детей является то, когда они настроены и расположены к учению, когда ни душевная вялость, ни сосредоточение на каких-либо других мыслях не делают учение слишком трудным и противным для них”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.С. 467]

Вещи плохо усваиваются, когда душа к ним не расположена или занята чем-либо другим, однако очень важно и стоит затрачивать усилия на то, чтобы приучить душу господствовать над собой и быть способной по собственному выбору освобождаться от увлечения одним предметом, обращаться легко и с удовольствием к другому или в любой момент стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум или совет другого. Этого нужно добиваться в детях, изредка испытывая их в такие моменты, когда они из-за лени расслабляются или ради развлечения направляют свою энергию на что-либо другое, и пытаясь заставить их активно заняться предлагаемым предметом. Если удастся таким способом приучить их душу господствовать над собой, отвлекаться, когда этого требуют обстоятельства, от одних мыслей и дел, чтобы заняться другим, менее привлекательным делом, это явится более полезным приобретением, чем, например, знание латыни или логики и большей части тех предметов, которые обычно заставляют детей учить.

  1. “Я говорил, что никогда не следует допускать, чтобы ребёнок получал то, чего он требует, даже тогда, когда он просит обычным тоном, но в особенности, если это требование выражается криком”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 500]

Дети должны пользоваться свободой, заявлять родителям о своих нуждах, и эти заявления следует выслушивать и удовлетворять со всей нежностью, по крайней мере, когда они ещё в нежном возрасте. Но одно дело говорить: «Я голоден», а другое – «Мне хочется жаркого». Когда дети заявляют о своих желаниях, о естественных желаниях, о страдании, причиняемом голодом, жаждой, холодом или неудовлетворением какой-либо другой естественной потребности, долг родителей и тех, кто ухаживает за детьми,– облегчать эти страдания. Но дети должны предоставлять самим родителям выбирать и решать, что им требуется и в каком количестве; нельзя разрешать им самим выбирать и выражать просьбу таким образом: «Хочу вина», «Хочу белого хлеба»; сама по себе такая манера высказывания должна явиться причиной отказа.

  1. “Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал такой спор, его обязательно следует пресекать”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 504]

Надо учить детей относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью. Если они будут видеть, что это доставляет им уважение, любовь и признание и что они не теряют при этом ни одного из своих преимуществ, они будут находить в этом больше удовольствия, чем в нахальном командовании, т. е., очевидно, в противоположном складе отношений. Взаимные обвинения детей, которые обычно выражаются только в гневных выкриках и мести, не должны вызывать с родительской стороны ни участия, ни внимания. Проявлять терпимость к детским жалобам – это значит расслаблять и изнеживать их душу.

  1. “Упорный или капризный плач ни в коем случае не должен быть терпим, ибо это означало бы потакать детским желаниям и поощрять их страсти, обуздание которых является нашей главной задачей”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 507]

Если, как это часто бывает, подобный плач следует за полученным наказанием, то он совершенно уничтожает всё его полезное действие, ибо наказание, которое оставляет детей в состоянии открытой оппозиции, только способствует их порче. Всякие взыскания и наказания, налагаемые на детей, оказываются неудачными и бесплодными, если они не побеждают их волю и не научают их подавлять страсти, если они не делают их душу уступчивой и послушной указаниям родительского разума и этим не подготовляют к тому, чтобы впоследствии следовать указаниям своего собственного разума. Но если родители позволяют им в каждом случае, когда не исполняется их желание, уходить с плачем, то в результате получается, что они только укрепляются в своём желании, поддерживают в себе злость и вместе с тем заявляют о своём праве и решимости при первом удобном случае удовлетворить свою склонность. Это соображение является, следовательно, лишним аргументом против частого применения побоев: ибо всякий раз, когда родители  прибегают к этой крайней мере, не достаточно просто высечь или побить, но родители должны продолжать это наказание до тех пор, пока не убедятся, что подчинили их душу, что они принимают наказание с покорностью и терпением; а обнаружить это можно по их плачу и по тому, что они перестают плакать по приказанию родителей.

  1. “Натуральной философии как спекулятивной науки, я полагаю, у нас не существует, и, может быть, я мог бы с основанием сказать, что нам никогда не удастся сделать её наукой”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 585]

Натуральная философия, которая  есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе, распадается, как представлял себе Д. Локк, на две части: одна из них занимается духами, их природой и свойствами, другая – телами. Первую относят обыкновенно к метафизике; но под каким бы заголовком ни рассматривать духов, рассмотрение должно предшествовать изучению материи и тел – не в качестве науки, которая может быть на основе определённого метода сведена в систему и трактоваться на основании принципов знания, а в качестве некоторого расширения и дополнения нашего знания о мире духов, к которому нас одинаково ведут разум и откровение. Без представления о духах и без допущения их существования наша философия была бы неудовлетворительной и неполной в главной своей части, поскольку она оставляла бы в стороне рассмотрение превосходнейшей и могущественнейшей части творения.

  1. “Я видел родителей, которые наваливали на своих детей такую кучу правил, что бедным малышам невозможно было запомнить и десятую их часть и ещё менее из них они могли выполнять. И, несмотря на это, за нарушение многочисленных и часто совершенно нецелесообразных предписаний дети подвергались брани и побоям”.

[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 451]

Если вы обременить ребенка  многочисленными правилами, то в результате неизбежно получится одно из двух: или придётся ребенка очень часто наказывать, что будет иметь дурные последствия, так как наказание будет слишком частым и сделается привычным, или же родитель будет вынужден оставлять нарушение некоторых правил безнаказанным, что, конечно, вызовет пренебрежительное отношение к ним и подорвёт ваш авторитет в глазах сына. Нужно создавать лишь немного законов, но следить за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались. Для малолетних детей требуется немного законов, и лишь по мере того, как они становятся старше и какое-либо правило в результате практики прочно утвердилось, можно прибавить новое.

 


Информация о работе Философия самосознание культуры