Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:14, курсовая работа
К сожалению, сегодня, лишь немногие люди осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям, в конце концов, для устроения своей жизни. Возможно, поэтому многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном». В связи с этим мы видим в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, противоречия между жизнью и смертью.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Возникновение философии 4
Глава 2 Философия как форма самосознания культуры 6
Глава 3 Структура и функции философии 8
Заключение 12
Список литературы 13
Комментарии к первоисточникам 14
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.С. 439].
Джон Локк поднимает проблему воспитания детей. Когда дети подрастут, родители со своей стороны должны видеть в них людей, равных им, людей с такими же страстями, с такими же желаниями, как и их страсти и желания. Родители, прежде всего, желают, чтобы к ним относились как к разумным созданиям. Все люди стремятся к свободе, но никто не любит, когда надоедают постоянными выговорами и окриками, и не можем смириться с тем, чтобы люди, с которыми сталкиваемся, проявляли суровое отношение или почтительное расстояние. Поэтому если детей держать в строгости с самого начала, то, пока они дети, они будут послушны и будут спокойно подчиняться строгостям, как будто никогда не знали другого обращения. И если, по мере того как они будут подрастать и когда подрастут настолько, чтобы руководствоваться своим разумом, строгость управления будет мало-помалу (в той мере, в какой они будут заслуживать) смягчаться и обращение родителей будет становиться всё более мягким и, наконец, расстояние между ними и детьми уменьшится, то их прежняя строгость только усилит их любовь, так как дети поймут, что она была проявлением доброты к ним и желания сделать их способными заслужить любовь родителей и уважение всех и каждого.
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.С. 467]
Вещи плохо усваиваются, когда душа к ним не расположена или занята чем-либо другим, однако очень важно и стоит затрачивать усилия на то, чтобы приучить душу господствовать над собой и быть способной по собственному выбору освобождаться от увлечения одним предметом, обращаться легко и с удовольствием к другому или в любой момент стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум или совет другого. Этого нужно добиваться в детях, изредка испытывая их в такие моменты, когда они из-за лени расслабляются или ради развлечения направляют свою энергию на что-либо другое, и пытаясь заставить их активно заняться предлагаемым предметом. Если удастся таким способом приучить их душу господствовать над собой, отвлекаться, когда этого требуют обстоятельства, от одних мыслей и дел, чтобы заняться другим, менее привлекательным делом, это явится более полезным приобретением, чем, например, знание латыни или логики и большей части тех предметов, которые обычно заставляют детей учить.
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 500]
Дети должны пользоваться свободой, заявлять родителям о своих нуждах, и эти заявления следует выслушивать и удовлетворять со всей нежностью, по крайней мере, когда они ещё в нежном возрасте. Но одно дело говорить: «Я голоден», а другое – «Мне хочется жаркого». Когда дети заявляют о своих желаниях, о естественных желаниях, о страдании, причиняемом голодом, жаждой, холодом или неудовлетворением какой-либо другой естественной потребности, долг родителей и тех, кто ухаживает за детьми,– облегчать эти страдания. Но дети должны предоставлять самим родителям выбирать и решать, что им требуется и в каком количестве; нельзя разрешать им самим выбирать и выражать просьбу таким образом: «Хочу вина», «Хочу белого хлеба»; сама по себе такая манера высказывания должна явиться причиной отказа.
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 504]
Надо учить детей относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью. Если они будут видеть, что это доставляет им уважение, любовь и признание и что они не теряют при этом ни одного из своих преимуществ, они будут находить в этом больше удовольствия, чем в нахальном командовании, т. е., очевидно, в противоположном складе отношений. Взаимные обвинения детей, которые обычно выражаются только в гневных выкриках и мести, не должны вызывать с родительской стороны ни участия, ни внимания. Проявлять терпимость к детским жалобам – это значит расслаблять и изнеживать их душу.
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 507]
Если, как это часто бывает, подобный плач следует за полученным наказанием, то он совершенно уничтожает всё его полезное действие, ибо наказание, которое оставляет детей в состоянии открытой оппозиции, только способствует их порче. Всякие взыскания и наказания, налагаемые на детей, оказываются неудачными и бесплодными, если они не побеждают их волю и не научают их подавлять страсти, если они не делают их душу уступчивой и послушной указаниям родительского разума и этим не подготовляют к тому, чтобы впоследствии следовать указаниям своего собственного разума. Но если родители позволяют им в каждом случае, когда не исполняется их желание, уходить с плачем, то в результате получается, что они только укрепляются в своём желании, поддерживают в себе злость и вместе с тем заявляют о своём праве и решимости при первом удобном случае удовлетворить свою склонность. Это соображение является, следовательно, лишним аргументом против частого применения побоев: ибо всякий раз, когда родители прибегают к этой крайней мере, не достаточно просто высечь или побить, но родители должны продолжать это наказание до тех пор, пока не убедятся, что подчинили их душу, что они принимают наказание с покорностью и терпением; а обнаружить это можно по их плачу и по тому, что они перестают плакать по приказанию родителей.
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 585]
Натуральная философия, которая есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе, распадается, как представлял себе Д. Локк, на две части: одна из них занимается духами, их природой и свойствами, другая – телами. Первую относят обыкновенно к метафизике; но под каким бы заголовком ни рассматривать духов, рассмотрение должно предшествовать изучению материи и тел – не в качестве науки, которая может быть на основе определённого метода сведена в систему и трактоваться на основании принципов знания, а в качестве некоторого расширения и дополнения нашего знания о мире духов, к которому нас одинаково ведут разум и откровение. Без представления о духах и без допущения их существования наша философия была бы неудовлетворительной и неполной в главной своей части, поскольку она оставляла бы в стороне рассмотрение превосходнейшей и могущественнейшей части творения.
[Локк Д. Мысли о воспитании Т.3 – М.: Мыль,1988 – 688с.c. 451]
Если вы обременить ребенка многочисленными правилами, то в результате неизбежно получится одно из двух: или придётся ребенка очень часто наказывать, что будет иметь дурные последствия, так как наказание будет слишком частым и сделается привычным, или же родитель будет вынужден оставлять нарушение некоторых правил безнаказанным, что, конечно, вызовет пренебрежительное отношение к ним и подорвёт ваш авторитет в глазах сына. Нужно создавать лишь немного законов, но следить за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались. Для малолетних детей требуется немного законов, и лишь по мере того, как они становятся старше и какое-либо правило в результате практики прочно утвердилось, можно прибавить новое.