Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:30, контрольная работа
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место
в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания,
ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя
притягательным ореолом легендарности
Введение.
1. Биография.
2.Его призвание.
3. Предмет философии по Сократу.
4. Мастерство диалога.
5.“Сократический” метод.
6.«Даймон» Сократа.
7.Истина, мудрость нравственность.
8.Государственные формы Сократа.
9.Философские идеи Сократа.
10.В чем особенности Сократического метода философствования.
11.Смерть Сократа.
12.Заключение.
13. Список использованной литературы.
Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя—значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще цель философии Сократа—этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике»скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал»
Своего философского учения Сократ
в письменную форму не облекал, но
распространял его путем устной беседы
в форме своеобразного,методологически
направленного к определенной цели спора.
Не ограничиваясь руководящей ролью в
пределах своего философско-политического
кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду
- на площадях, на улицах, в местах общественных
собраний, на загородной лужайке или под
мраморным портиком - вел "беседы"
сафинянами и заезжими чужестранцами,
ставил перед ними философские,религиозно-
показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь,выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека,после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд).
Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал,Сократ спрашивал, и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает, и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ и прославился.
5.“Сократический” метод.
Сократовский
метод, имевший своей задачей обнаружение
«истины» путем беседы, спора, полемики,
явился источником идеалистической «диалектики»,
под которой в древности понимали искусство
добиться истины путем раскрытия противоречий
в суждении противника и преодоления этих
противоречии. Тогда некоторые философы
считали, что раскрытие противоречий в
мышлении и столкновение противоположных
мнений является лучшим средством обнаружения
истины.
Основные составные части сократовского
метода: «ирония» и «майевтика» – по форме,
«индукция» и «определение» – по содержанию.
Сократовский метод, это, прежде всего
метод последовательно и систематически
задаваемых вопросов, имеющих своей целью
приведение собеседника к противоречию
с самим собой, к признанию собственного
невежества.[1] В этом и состоит сократовская
«ирония».
Однако Сократ ставил своей задачей не
только «ироническое» раскрытие противоречий
в утверждениях собеседника, но и преодоление
этих противоречий с целью добиться «истины».
Поэтому продолжением и дополнением «иронии»
служила «майевтика» – «повивальное искусство».
Сократ хотел этим сказать, что он помогает
своим слушателям родиться к новой жизни,
к познанию «всеобщего» как основы истинной
морали.
Основная задача философского метода
Сократа – найти «всеобщее» в нравственности,
установить всеобщую нравственную основу
отдельных, частных добродетелей. Эта
задача должна быть разрешена стимулированием
мощи души через иронию и индуктивное
размышление.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни,
из конкретных явлений. Он сравнивает
отдельные этические факты, выделяет из
них общие элементы, анализирует их, чтобы
обнаружить препятствующее их объединению
противоречащие моменты, и, в конечном
счете, сводит их к высшему единству на
основе отысканных существенных признаков.
Таким путем он достигает общего понятия.
Так, например, исследование отдельных
проявлений справедливости или несправедливости
открывало возможность определения понятия
и сущности справедливости или несправедливости
вообще.
«Индукция» и «определение» в диалектике
Сократа взаимно дополняют друг друга.
Если «индукция» – это отыскание общего
в частных добродетелях путем их анализа
и сравнения, то «определение» – это установление
родов и видов, их соотношения, «соподчинения».
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом,
готовившимся к государственной деятельности
и желавшим знать, что такое справедливость
и несправедливость, Сократ применил свой
«диалектический» метод мышления. Сначала
Сократ предложил дела справедливости
заносить в графу «дельта», а дела несправедливости
– в графу «альфа», затем он спросил Евтидема,
куда занести ложь. Евтидем предложил
занести ложь в графу несправедливости
– «альфа». То же предложил он и в отношении
обмана, воровства и похищения людей для
продажи в рабство. Равным образом на вопрос
Сократа можно ли что-либо из перечисленного
занести в графу справедливости – «дельта»,
Евтидем отвечал решительным отрицанием.
Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого
рода: справедливо ли обращение в рабство
жителей несправедливого неприятельского
города. Евтидем признал подобный поступок
справедливым. Тогда Сократ задал подобный
же вопрос относительно обмана неприятеля
и относительно кражи и грабежа добра
у жителей неприятельского города. Все
эти поступки Евтидем признал справедливыми,
указав, что он первоначально думал, что
вопросы Сократа касаются только друзей.
Тогда Сократ указал, что все поступки,
первоначально отнесенные к графе несправедливости,
следует поместить в графу справедливости.
Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ
заявил, что, следовательно, прежнее «определение»
неправильно и что следует выдвинуть новое
«определение»: «По отношению к врагам
такие поступки справедливы, а по отношению
к друзьям несправедливы, и по отношению
к ним, напротив, следует быть как можно
справедливее». Однако и на этом Сократ
не остановился и, снова прибегая к «индукции»,
показал, что и это «определение» неправильно
и требует замены его другим. Для достижения
этого результата Сократ снова обнаруживает
противоречия в положении, признанном
собеседником за истинное, а именно в тезисе
о том, что в отношении друзей следует
говорить только правду. Правильно ли
поступит военачальник, спрашивает Сократ,
если он, для того чтобы поднять дух войска,
солжет своим войнам, будто бы приближаются
союзники. Евтидем соглашается, что подобного
рода обман друзей следует занести в графу
«дельта», а не «альфа», как это предполагается
предыдущим «определением». Равным образом,
продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо
ли будет, если отец обманет своего заболевшего
сына, не желающего принимать лекарство,
и под видом пищи заставит его это лекарство
принять, и тем самым своей ложью вернет
сыну здоровье.
Что такое «демон», «демоний», или
«даймон» Сократа, какова сущность его
«даймониона», было неясно уже ученикам
и друзьям философа,не говоря о более поздних
античных авторах — Цицероне, Плутархе,
Апулее,высказывавшихся на этот счет.
О демонии Сократа говорили и отцы церкви.Одни
исследователи видят в демоне Сократа
метафору, которой он иронически прикрывал
свои собственные совесть, разум или здравый
смысл; другие— просветленное чувство,
просветленное внутреннее чутье или инстинкт;третьи
— выражение внутреннего откровения или
проявление религиозного энтузиазма;
четвертые — «чудовищный» феномен, при
котором инстинкт и сознание (их функция)
заменяют друг друга; пятые — свидетельство
того, что внутреннему миру каждого присуща
трансцендентность.О демоне Сократа писал
также молодой Маркс. Он высказывал мысль
о тенденции философа освободиться от
всего мистического и загадочно-демонического(
По словам Ксенофонта, «божественный голос» (даймонион) давал
Сократу указания относительно того, что ему следует делать и чего не следует.Основываясь на этом «голосе», Сократ будто бы давал советы друзьям,которые всегда оправдывались. Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел будущее и признавал за собой дар пророчества. Иное о даймонионе Сократа сообщает Платон. У последнего ничего не говорится ни о предсказаниях, ни о велениях божества, обращенных к Сократу, ни о каких-либо советах друзьям. У Платона сократовский даймонион — явление более сложное и редкое. «Началось у меня это с детства, — заявляет Сократ в «Апологии» Платона, — возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня оттого, что я бываю, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами».У Ксенофонта сократовский даймонион и отвращает от чего-либо, и побуждает(склоняет) к чему-либо. У Платона даймонион только отвращает (отговаривает), но никогда не склоняет. СообщениеКсенофонта дает некоторое основание для трактовки даймониона Сократа как голосасовести и разума, или как здравого смысла. Сообщение же Платона, напротив, напервый взгляд, во всяком случае, не дает каких-либо явных поводов для подобной трактовки. Надо полагать, что сократовский даймонион (называемый также«божественным знамением») у Платона означает некое обостренное предчувствие,некое «шестое чувство», или сильно развитый инстинкт, который каждый разотвращал Сократа от всего того, что было для него вредным и неприемлемым.Оказывается, что и бездействие «привычного знамения» многозначительно: если«божественное знамение» не останавливает Сократа и не запрещает ему что-либо говорить и делать, тем самым оно молчаливо склоняет его к этому либо же предоставляет полную свободу действия.Отсюда можно сделать вывод, что между ксенофонтовской и платоновской характеристиками даймониона Сократа нет столь существенного различия, как принято считать. Это и позволяет трактовать даймонион Сократа в
рационалистическом духе, т.е. в качестве метафорического обозначения голоса собственных совести и разума, или же аллегорического выражения собственного
здравого смысла. Тем не менее, подобная интерпретация верна лишь отчасти.Дело в том, что даймонион Сократа основан на иррациональной вере в божество, на допущении тесной связи внутреннего «голоса» с вне и независимо существующим божеством. Это обстоятельство придает сократовскому даймониону новую черту,новое измерение и заставляет предполагать, что даймонион — это своего
рода полумифологическое и полуметафорическое выражение
всеобщего (истинного и объективного), содержащегося во внутреннем мире человека, в его разуме и душе. «Ведь и душа есть нечто вещее», — говорит Сократв «Федре». Поэтому Сократ не только осознает присутствие в себе даймониона, но и живо его представляет, чувствует и переживает как некую высшую реальность,как божественное знамение. Отсюда напрашивается вывод насчет феномена Сократа,его даймония: хотя Сократ не может выразить всеобщее в слове, в рациональномопределении, тем не менее, он (как и его собеседник Лахес) чувствует, что
искомое общее понятие (например, мужество) имеется в нем. То, что не удается Сократу выразить в словах и понятийных определениях, он улавливает как«божественный голос», звучащий в нем самом, исходящий из глубин его души, его разума и совести. «Божественное» в душе и есть, согласно Сократу, даймонион.Согласно духу учения Сократа, выбор образа действия, сообразованного с требованиями нравственного всеобщего закона, делает людей творцами своей судьбы. Однако афинский философ, оставаясь религиозным человеком, старался, по словам Ксенофонта, «узнать волю богов посредством гаданий». Вместе с тем Ксенофонт сообщает, что Сократ считал необходимым обращаться к гаданиям и вопрошать прорицателей (оракулов) лишь в тех случаях, когда исход предпринимаемого дела оставался неизвестным.В сообщениях Ксенофонта обращает на себя внимание мысль Сократа о необходимости различать то, что зависит от самого человека, и то, что от него не зависит. В этой мысли заключен вопрос о границах свободы (и несвободы) человека, о возможности сделать правильный выбор образа действия. По высказываниям Сократа,представленным Ксенофонтом, в одних случаях выбор образа действия зависит от самого человека, его знаний, сил и способностей, в других — от богов,неподвластных человеку. Человеку подвластно лишь то, чем он обладает. Такимобразом, человек свободен лишь в той мере, в какой он знает самого себя, свои силы и способности, в какой он в состоянии сделать правильный выбор на основе приобретенных знаний и опыта. И если речь идет о нравственном поведении, то
разумный выбор будет означать, что «добродетель есть знание».Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктомдля него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей
целью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение
определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п.Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью
помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года;
более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.
Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. “Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и,даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и
хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Добродетель, т. е. познание того, что есть благо могут достичь лишь“благородные люди”. “Земледельцы и другие, работающие весьма далеки от того,чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания”. Как жестко Сократ
отделят один класс от другого таков характер его религиозно – этического учения. Добродетель, так же как и знания, согласно его учению, является привилегией благородных (“неработающих”). Он обожал аристократию, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение.Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц,способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое
воспитание афинского
"заветам отцов".
Основными добродетелями Сократ считает:
1.сдержанность - как укрощать страсти
2.мужество - как преодолеть опасность
3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.Все это человек приобретает путем познания и самопознания.Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Как я уже говорил
он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. По
Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми образованными государствами и народами", потому что они "самые набожные". Больше того: "
...он думает, что ему не стыдно
будет взять за образец
Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина", лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни — против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей.
Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, ноотнюдь не к врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не
позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.