Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:20, контрольная работа
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. В период средневековья наиболее глубокую и всестороннюю разработку философская проблематика получила в странах Западной Европы - в Италии, Испании, Франции и Англии, где утвердилась католическая ветвь христианства. Существенный вклад в развитие средневековой философии был внесен и арабской философией, обосновывавшей мусульманскую религиозную веру, а также философской мыслью средневековой Руси, представлявшей православную ветвь христианства.
Введение…………………………………………………………….................
1.Философия средних веков. Теоцентризм. Патристика и схоластика……
1.1 Философия средних веков………………………………………...
1.2 Теоцентризм………………………………………………………..
2. Патристика и схоластика…………………………………………………..
2.1 Патристика………………………………………………………….
2.2 Схоластика………………………………………………………….
3. Заключение………………………………………………………………….
4. Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Философия средних веков. Теоцентризм. Патристика и схоластика……
1.1 Философия средних веков…………………
1.2 Теоцентризм…………………………………………………
2. Патристика и схоластика…………………
2.1 Патристика……………………………………………………
2.2 Схоластика……………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………
4. Список использованной литературы……………………………………....
Введение
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. В период средневековья наиболее глубокую и всестороннюю разработку философская проблематика получила в странах Западной Европы - в Италии, Испании, Франции и Англии, где утвердилась католическая ветвь христианства. Существенный вклад в развитие средневековой философии был внесен и арабской философией, обосновывавшей мусульманскую религиозную веру, а также философской мыслью средневековой Руси, представлявшей православную ветвь христианства.Приобщение России к мировому философскому наследию происходило через концепции средневековой Византии,выступавшей в роли хранительницы платоновско-аристотелевских идей.Ознакомление с этими идеями уже в их христианизированном варианте стало возможным на Руси благодаря усилиям первых просветителей Кирилла(ок. 827-869)иМефодия(ок.815-885), а более поздний период в результате активной деятельности таких крупнейших мыслителей древней Руси,как митрополит Иларион (11в.), Даниил Заточник(12в.), Сергий Радонежский (16в.) [19C, 85].
Если рассматривать само Средневековье, то можно увидеть очень много неразрешенных и загадочных проблем. Термин «Мрачное Средневековье», имеет отрицательный оттенок. Образ Средневековья, как мрачной эпохи, когда господствовало невежество, когда горели костры инквизиции, когда преследовали ведьм и т.д. - вот этот образ господствовал в сознании ученых, в сознании студентов очень долгое время. Но здесь нужно сказать, что такой стереотип, связанный со Средневековьем, возник в 18 веке в эпоху Просвещения. А на рубеже 18-19 веков, в эпоху Романтизма, Средневековье было переосмыслено. И вот, после длительного периода, когда казалось, что это был сплошной мрак, начался тоже довольно долгий период, когда, наоборот, стали говорить, что вот это как раз и было самое золотое время, что это была эпоха гармонии в обществе, эпоха идеальных отношений между наукой и религией, между человеком и церковью, когда люди были добрыми, благочестивыми, и, тем самым, всё было намного лучше, чем в последующие времена.Нет смысла специально доказывать, что и то и другое представление являются односторонними, что на самом деле, Средневековье было и не только мрачным, и, в то же время, конечно, это была эпоха очень сложная и тяжелая. Но самый важный вывод, который мы можем сделать прямо сейчас, это то, что эпоха Средневековья была очень специфическая и совершенно не похожая ни на Античность, ни на новое время. Именно по этому, эту эпоху так трудно понять. С этим я и связываю актуальность данной темы. Двойственный и противоречивый характер средневековой философии: «Божественный» и «естественный» свет. Эта особенность касается тех социальных условий, политической и культурной среды, в которых жили и действовали философы Средневековья,- это были условия полного всевластия религии и церкви.Рамки данной работы сосредоточены на изучение особенностей средневековой философской мысли, также рассмотрится понятие « теоцентризм» идва основных этапа средневековой философии: патристику и схоластику.
1.Философия средних веков. Теоцентризм.Патристика и схоластика.
1.1 Философия средних веков
Эпоха Средневековья самая длительная в истории человеческого общества. Начало эпохи – примерно V в. (начало гибели Римской империи), окончание XV в – (начало великих географических открытий).
Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие.
Средневековая философия - слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.Отдельно философия даже не рассматривалась. Ей были присущи учительство и назидательность. Это способствовало общей установке на ценность обучения с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма трактата - диалог мудрого учителя и примерного поддакивающего ученика. Философия Средних веков была оптимистична.Ее корни уходят в единобожие. Мышление теоцентрично: Бог - истина, определяющая все сущее. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия. О ней и пойдет речь. В основе монотеизма лежат два принципа, чуждых языческому миру: идея творения и идея откровения.Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика.
Двойственный и противоречивый характер средневековой философии: «Божественный» и «естественный» свет. Это касается тех социальных условий, политической культурной среды, в которых жили и действовали философы Средневековья,- это были условия полного всевластия религии и церкви. Религией и церковью определялись способы поведения людей, обрядность, порядок отправления религиозных культов; вводился особый религиозный язык, включавший множество терминов, с помощью которых описывалась таинственная, недоступная разуму запредельная жизнь, прежде всего существование Бога; поддерживались определенные моральные установки, религиозные чувства страха, доверия и любви к Богу. Оказавшись в социальной и духовной среде, пропитанной во всех своих сферах религиозным духом, философия в этих условиях не могла не приобрести двойственного, противоречивого характера. Высокую оценку вкладу философии Средневековья давали и русские философы религиозно- идеалистического направления, такие как Вл. Соловьев, н. Бердяев, Л. Шестов, П.Флоренский и др.Но противоречивость средневековой философии породила и противоположные, негативные её оценки. Некоторые исследователи вообще отказывают ей в праве именоваться философией, поскольку она не ищет истину с помощью разума , что свойственно рациональной философии, а лишь использует разум в интересах церкви для защиты вероучения, основанного на несовместимых с истиной и разумом религиозных догмах. Так, по мнению английского историка философии Бертрана Рассела: Крупнейшие философы этой эпохи видели свою задачу в созидании и усовершенствовании католического синтеза, взащите веры против тех, кто отвергал христианское откровение;католическая философия по своей сущности является философией учреждения, а именно католической церкви; в итоге совместного влияния этой философии и вероучения люди утратили в это время свое простое счастье в видимом мире и обратили свои надежды на незримое.[15C,317]
Центральное понятие христианской философии - это проблема Бога и человека. Характеристики этого центрального понятия христианской философии были обращены, как правило, не столько к разуму, сколько к чувствам верующих и поэтому отличались высокой степенью эмоционального накала. Но поскольку эта вера в Бога, как и всякая другая, не сводилась только к религиозным чувствам, существование Бога обосновывалось также и с помощью развернутой системы рациональных суждений, доказательств, которые, однако, никогда не могли быть полными, поскольку речь в них шла о явлении, заранее объявлявшемся «непостижимым».
Христианская онтология, опираясь и на веру, и на разум, используя как рациональные, так и иррациональные способы обоснования своих положений, отстаивала положение о том, что создателем мира и человека является Бог - всемогущее существо, способное руководить всей жизнью человека от рождения и до смерти.
До творения Твоего, - утверждал Августин,- ничего не было, кроме Тебя, и…все существующее зависит от Твоего бытия.
Философию, подобным образом представляющую первооснову мира, его первопричину, называют - монистической философией теоцентризма.
У средневековой философии также была и своеобразная антропология, т.е. учение о человеке. Человек представляет собой часть божественной организации, упорядоченности мира. Он не только создан Богом, но и подобен ему. Однако его природа двойственна. В нем есть и душа, и тело: нечто Божественное, духовное, и нечто телесное, греховное. Так, по мнению Николя Кузанского (1401-1464), философия которого представляет собой рубеж между эпохой схоластики и гуманизма, человек является своего рода микрокосмосом, содержащим в себе отблеск универсума.
Человека представь через единство света и телесной тьмы…Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он человеческий Бог.[12C,258]
Средневековая философия разработала также и своеобразную социально-философскую концепцию. На ее содержании не могли не отразиться те глубокие социальные потрясения, с которыми был связан переход от рабовладельческого строя к феодальному. Так, отражая интересы правящих групп, вновь возникающих в Европе после распада Римской империи, эта концепция содержала в себе и некоторые перспективные демократические идеи, такие, как: любовь к ближнему, необходимость всеобщего равенства и т.п.
В ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и единичного спора об универсалиях, сформировались два основных течения средневековой философии, известных как реализм и номинализм, из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось и третье течение концептуализм.
Номинализм: Номиналисты считали, что истинны, только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Всеобщие понятия, универсалии, по их мнению, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и потому представляют собой только формы мысли. Поскольку существуют только отдельные люди, правомерны только отражающие их индивидуальные понятия, считали крайние номиналисты. И поскольку в действительности не существует ничего, что соответствовало бы понятию «человечество», это понятие является лишь мыслительной формой, пустым звуком, именем, сотрясением воздуха. Не существует и в действительности ничего, соответствующего понятию «мудрость», а известны отдельные мудрецы, такие как Сократ, Платон, Аристотель и т.д.
Итак, номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека.
Являясь, с одной стороны, продолжением возникшей еще во времена античности антиплатоновской линии, номинализм, с другой стороны, стал предшественником философии эмпиризма, появившейся несколько столетий спустя, в Новое время.
Реализм: Философы – реалисты считали наиболее значимыми не индивидуальные, а общие понятия, т.е. универсалии, обозначающие вид, род, класс, к которым относятся те или иные отдельные предметы, поскольку именно эти общие понятия выражают сущность, главные свойства вещей. Следовательно, реализм есть философское учение, утверждающее реальность и приоритет общих идей. Так, по мнению Фомы Аквинского, всеобщее есть настоящее, действительное бытие, в то время как единичное является действительностью лишь постольку, поскольку оно является частью всеобщего, а также какого – либо рода, класса или вида, в связи, с чем единичное и может быть познано только на основе общего и всеобщего. Общие понятия существуют до единичных вещей, являются идеальными предобразами индивидуальных предметов и явлений, порождены самим Богом.
Концептуализм: Наиболее известным представителем был шотландский философ Иоанн Дунс Скот (1266-1308), прозванный «остроумным доктором». С его точки зрения каждая вещь представляет собой единство общего и частного, сущности и явления. Общее отражает сущность вещей, а конкретное - есть проявление этой сущности. Но в отличие от АквинатаДунс Скот считал, что отдельного, независимого от вещей существования общего все же нет. Позиция концептуалистов в понимании проблемы соотношения общего и отдельного наиболее близка к трактовке этой темы в современной философии. Так, известный немецкий философ Николай Гартман (1882-1950) писал: Как не может существовать сама по себе чистая индивидуальность, так не может существовать само по себе и чистое всеобщее. Но всеобщее является реальным только в индивидуальном, поскольку это последнее имеет существование; индивидуальное же имеет определенность только в том, что в нем является общим с другим, что в нем является всеобщим по форме.[6].
Средневековой философией была создана и оригинальная гносеологии, теория познания. Ее особенности проистекали из многообразия христианской религии, включавшей в себя, во – первых, совокупность догматов, установок, призванных регулировать взаимоотношения человека с Богом, ангелами святыми, во – вторых, совокупность логически связанных утверждений, идейное кредо, более или менее рациональное обоснование определенной картины мира и места человека в нем. Но поскольку первую из указанных сторон невозможно было обосновать с помощью рациональных доказательств научно, то суть теории познания средневековой философии сводилась к тому, что истинными положениями объявлялись не только те, которые обоснованы разум рационально, но и те, которые приняты на веру, на основе интуиции, озарения, иррационально.Причем последний способ постижения мира признавался наиболее надежным, глубоким, совершенным и даже именовался «Божественным». Эти методом преимущественно и пользовалась теология (богословия), по отношению к которой философия, рассматривалась как второстепенная сфера знания. Это, правда, не мешало христианской философии активно опираться на выводы философских систем, созданных Платоном и Аристотелем, как известно, на основе рациональных методов. Обосновывая необходимость такого рода « разделения труда» между религией, теологией, с одной стороны, и философией, с другой, Фома Аквинский писал:
…Необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении;… Человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, но дается ему через Божественное откровение… [20,C824]
1.2 Теоцентризм
Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.
Понимание мира, в котором источником
и причиной всего сущего выступает Бог
- теоцентризм - (греч. theos - Бог). Принцип
теоцентризма распространяется и на познание,
где на высшую ступеньку в системе знания
помещается теология; ниже ее - находящаяся
на службе у теологии философия; еще ниже
- частные и прикладные науки. Теоцентричность
мышления: сила, определяющая мышление,
все поведение человека и общества, есть
Бог. Человек должен добросовестно служить
Богу.
Есть одно абсолютное начало - Бог, а все
остальное - его творение. [10]
Разница между Богом и творением - огромная:
это две реальности различного ранга.
Подлинным бытием обладает только Бог,
ему приписывается те атрибуты, которыми
античные философы наделяли бытие. Он
вечен, неизменен, самотождественен, ни
от чего другого не зависит и является
источником всего сущего.
Информация о работе Философия средних веков. Патристика и схоластика