Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:20, контрольная работа
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. В период средневековья наиболее глубокую и всестороннюю разработку философская проблематика получила в странах Западной Европы - в Италии, Испании, Франции и Англии, где утвердилась католическая ветвь христианства. Существенный вклад в развитие средневековой философии был внесен и арабской философией, обосновывавшей мусульманскую религиозную веру, а также философской мыслью средневековой Руси, представлявшей православную ветвь христианства.
Введение…………………………………………………………….................
1.Философия средних веков. Теоцентризм. Патристика и схоластика……
1.1 Философия средних веков………………………………………...
1.2 Теоцентризм………………………………………………………..
2. Патристика и схоластика…………………………………………………..
2.1 Патристика………………………………………………………….
2.2 Схоластика………………………………………………………….
3. Заключение………………………………………………………………….
4. Список использованной литературы…………………
Рассмотрев общеэтические проблемы, Фома перешел к вопросам политическим. Он очень многое почерпнул из «Политики» Аристотеля, но постарался христианизировать основные политические положения древнего философа. Человек — общественное существо, и государство как целое логически предшествует всем частным интересам: благо общего выше блага каких бы то ни было его частей. Общественный порядок — отражение небесного порядка. Большинство занимается физическим трудом, меньшинство, люди умственного труда, должны управлять государством. И здесь первое место занимают священники. Их цель, как впрочем, и высшая задача государства, — подготовить переход людей в потусторонний мир. Таким образом, государство носит теократический характер. Среди ряда форм государственного правления «ангелический доктор» выделяет монархию. Если монарх посягает на интересы церкви, он должен быть свергнут. Судьба философии Фомы Аквинского (томизм) общеизвестна, она стала официальной доктриной католицизма.
Западная классическая культура немыслима вне схоластического средневековья. По меньшей мере, по трем причинам:
Во-первых, благодаря схоластике в истории европейской культуры не "прервалась связь времен". Именно она явилась звеном преемственности, сохранив и транслировав в медиевальной культуре на фоне аксиологически акцентированного иррационализма интеллектуальные навыки рационального мышления и многие аспекты содержания античного философского наследия.
Во-вторых, заданная схоластикой традиция понимания школы, канона как ценности явилась необходимым противовесом (вектором здорового консерватизма и эволюционизма) для новоевропейской установки на тотальную оригинальность и безудержноениспровергание основ.
В-третьих, схоластика внесла серьезный содержательный вклад в развитие европейской интеллектуальной традиции как в области логики (становление европейского стиля мышления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения и немецкой философской классики философия пользовалась категориальным аппаратом, во многом разработанным именно в рамках и усилиями схоластики, многие схоластические термины вошли в обиход в неклассических формах современного философствования.
Заключение
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.
Заслуживает внимания стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как "образа и подобия" Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Это шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека. [8]
Сегодня все чаще, и не без оснований, происходит своего рода реабилитация Средневековья, указывается на позитивную роль, положительное значение этого этапа в развитии человеческой истории и культуры. Можно выделить следующие проявления позитивного вклада этой эпохи в становление европейской и мировой цивилизации:
1.Религиозная идеология
христианства, а также ислама
смогла сыграть роль той
2.Религиозная философия
оказала стимулирующее
3.Значительна роль
4.И наконец, средневековая религиозная философия Запада, России и стран Востока внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, разрабатывая своды религиозной морали, проповедуя вечные общечеловеческие нравственные ценности, идеи равенства всех людей перед Богом независимо от этнической принадлежности и социального положения, воспитывая людей в духе терпимости и любви.
В заключение хочется сказать, что Философия эпохи средневековья, начиная с XI—XII вв., пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина Блаженного, Фомы Аквинского, и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен. [9]
Таким образом, философия Средневековья при всем своеобразии ее содержания, внесла большой позитивный вклад в развитие мировой истории и культуры.
Список использованной литературы
Приложения
Рис.1 Августин Аврелий
Рис.2 Фома Аквинский
Информация о работе Философия средних веков. Патристика и схоластика