Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:00, контрольная работа
Религиозный характер средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм. Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Платонизм и аристотелизм в средневековой философии.
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курская
академия государственной и
Кафедра иностранных языков и филологических дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: « Философии»
Вариант № 4
выполнила:
Студентка заочного отделения
Специальности: «ГМУ»
Группы № 022-э
1 курса
Лукашенко Марии Александровны
Проверил
к.ф.н., доцент
Кучеренко Александр Владимирович
Курск 2012
1. ФилософияСредних веков.
Религиозный характер средневековой
философии: теоцентризм, креационизм,
провиденциализм, эсхатологизм. Средневековая
европейская философия как
Патристика. Философия Августина Блаженного. Схоластика. Проблемы онтологии и гносеологии, этики и политики в философии Фомы Аквинского. Полемика реализма и номинализма.
Средневековая арабская философия. Теория двойственной истины.
2. Диалектика.
(Проблема развития в истории
философии. Диалектика и
Принцип всеобщей связи. Связь и
отношение. Закон как общая, существенная
и необходимая связь. Основные законы
диалектики. Закон взаимосвязи
Часть и целое, форма и содержание, общее и единичное, сущность и явление как наиболее общие «срезы» действительности.
Возможность и действительность. Вероятность.
Необходимость и случайность. Причина
и следствие. Методологическое значение
детерминизма. Индетерминизм. Динамические
и статические закономерности. Развитие
как нелинейный, вероятностный и
необратимый процесс, характеризующийся
относительной
Диалектика и синергетика
Религиозный характер средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм.
Если греческая
философия выросла на почве античного
рабовладельческого общества, то философская
мысль средних веков
Что же касается
философской мысли средних
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.
Основные принципы средневековой философии
Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.
Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.
Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.
Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания
Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии
Средние века называют «темными»,
«мрачными». Отношение к средневековой
культуре амбивалентно: от признания
ее грубой и бесчеловечной до прославления
за ее религиозно-мистические порывы.
«Могло ли средневековье вообще быть
сплошным адом, в котором человечество
пробыло тысячу лет и из которого
это бедное человечество извлек Ренессанс?»
— задавался вопросом академик Н.
И. Конрад. И отвечал: «Думать так
— значит прежде всего недооценивать
человека. Готическая архитектура, лучезарная
поэзия трубадуров, рыцарский роман,
жизнерадостные народные фарсы, захватывающие
зрелища — мистерии и миракли…
Средневековье — одна из великих
эпох в истории человечества».
В исторической
науке период средневековья в Западной
Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению
к философии такая датировка не совсем
корректна. Средневековая европейская
философия — это христианская философия.
Христианская же философия начала складываться
гораздо раньше. Первые христианские философы
разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия
раннего христианства называлась апологетикой,
а ее представители — апологетами, поскольку
их сочинения были направлены на защиту
и оправдание христианского вероучения.
Границы между античностью
и средними веками размыты и нечетки.
Поэтому, как это ни парадоксально,
средневековая философия
Особенности стиля философского мышления средневековья:
1. Если
античное мировоззрение было
космоцентричным, то
2. Своеобразие философского
мышления средневековья
3. Представление о реальном
существовании
Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).
Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность.
4.Философское мышление
средних веков было
5.Стиль философского
мышления средневековья
6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.
7. Философия
средневековья —
8. Как особенность
следует отметить
9. Стиль философского
мышления средневековья
10. Философскому
мышлению средневековья был
11. Средневековая
философия, в отличие от
— бытие (существование) — экзистенцию;
— сущность — эссенцию.
Экзистенция
(бытие, существование)
Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Средневековая
философская мысль прошла в своем
развитии три этапа:
1.Патристика
(лат. pater — отец) — произведения отцов
церкви.
Первоначально «отцом церкви» именовался
духовный наставник, обладающий признанным
учительским авторитетом. Позже это понятие
было уточнено и стало включать в себя
четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность;
3) ортодоксальность учения; 4) официальное
признание церкви.
В произведениях,
написанных отцами церкви, были
заложены основы христианских
догматов. Подлинная философия с
точки зрения отцов церкви
тождественна теологии, вера всегда
первенствует над разумом, а
истина — это истина
Вершина латинской
патристики — творчество Аврелия Августина,
классику греческой патристики представляют
Василий Великий, Григорий Назианзин и
Григорий Нисский.
2.Схоластика — тип
религиозной философии,