Философия Средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Религиозный характер средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм. Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Платонизм и аристотелизм в средневековой философии.

Файлы: 1 файл

ф.docx

— 55.71 Кб (Скачать файл)


Автономное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Курская академия государственной и муниципальной  службы

 

Кафедра иностранных языков и филологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

по дисциплине: « Философии»

 

Вариант № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

Студентка заочного отделения

 Специальности:  «ГМУ»

Группы  № 022-э

1 курса

Лукашенко Марии Александровны

 

Проверил

к.ф.н., доцент

Кучеренко Александр  Владимирович

 

 

Курск  2012

                              

1. ФилософияСредних веков.

Религиозный характер средневековой  философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм. Средневековая  европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Платонизм  и аристотелизм в средневековой  философии.

Патристика. Философия Августина  Блаженного. Схоластика. Проблемы онтологии  и гносеологии, этики и политики в философии Фомы Аквинского. Полемика реализма и номинализма.

Средневековая арабская философия. Теория двойственной истины.

 

2. Диалектика.

(Проблема развития в истории  философии. Диалектика и метафизика. Диалектика как учение о всеобщей  связи и развитии.

Принцип всеобщей связи. Связь и  отношение. Закон как общая, существенная и необходимая связь. Основные законы диалектики. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон  единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания (диалектического  синтеза) как основа сохранения преемственности  в процессах развития. Методологическое значение законов диалектики.

Часть и целое, форма и содержание, общее и единичное, сущность и  явление как наиболее общие «срезы»  действительности.

Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина  и следствие. Методологическое значение детерминизма. Индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Развитие как нелинейный, вероятностный и  необратимый процесс, характеризующийся  относительной непредсказуемостью результатов.

Диалектика и синергетика Возможность  и действительность. Вероятность. Необходимость  и случайность. Причина и следствие.

Религиозный характер средневековой  философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм.

Если греческая  философия выросла на почве античного  рабовладельческого общества, то философская  мысль средних веков принадлежит  к эпохе феодализма (V-XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к  другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья  связывают с падением Западной Римской  империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I-IV веками. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст. Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в  религии единобожия (монотеизма). К  таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и  именно с ними связано развитие как  европейской, так и арабской философии  средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

В основе христианского  монотеизма лежат два важнейших  принципа, чуждых религиозно-мифологическому  сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно  между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой  онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость  средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.

 

Основные принципы средневековой  философии

Теоцентризм, который гласит, что  источником всякого бытия, блага  и красоты является Бог. 

Креационизм, согласно которому все  существующее и изменяемое сотворено  Богом из ничего, а все сотворенное  изменяется и стремится к ничтожеству. 

Провиденциализм, утверждающий, что  Бог постоянно контролирует созданный  им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека. 

Персонализм, в котором человек  понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом  и волей, сотворенная по образцу  и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди. 

Ревеляционизм. Он считает, что самый  надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания

 

Средневековая европейская философия  как синтез двух традиций: христианского  откровения и античной философии

Средние века называют «темными», «мрачными». Отношение к средневековой  культуре амбивалентно: от признания  ее грубой и бесчеловечной до прославления за ее религиозно-мистические порывы. «Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?»  — задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: «Думать так  — значит прежде всего недооценивать  человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие  зрелища — мистерии и миракли… Средневековье — одна из великих  эпох в истории человечества». 
          В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.

Границы между античностью  и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно  существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.

      Особенности стиля философского мышления средневековья:

 

          1.  Если  античное мировоззрение было  космоцентричным, то средневековое  — теоцентрично. Реальностью, определяющей  все сущее в мире, для христианства  является не природа, космос, а  Бог. Бог является личностью,  которая существует над этим  миром.

2.  Своеобразие философского  мышления средневековья заключалось  в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным  пунктом и основой философского  мышления. Содержание философской  мысли приобрело религиозную  форму.

3. Представление о реальном  существовании сверхъестественного  начала (Бога) заставляет смотреть  под особым углом зрения на  мир, смысл истории, человеческие  цели и ценности. В основе средневекового  миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом  из ничего — креационизм).

Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к  Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление  заранее предусмотренного божественного  плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская философия  стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством  ценность.

4.Философское мышление  средних веков было ретроспективным,  обращенным в прошлое. Для средневекового  сознания «чем древнее, тем  подлиннее, чем подлиннее, тем  истиннее».

        5.Стиль философского  мышления средневековья отличался  традиционализмом. Для средневекового  философа любая форма новаторства  считалась признаком гордыни,  поэтому, максимально исключая  субъективность из творческого  процесса, он должен был придерживаться  установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество  и оригинальность мысли, а эрудиция  и приверженность традициям.

        6. Философское  мышление средневековья было  авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник  — Библия. Средневековый философ  обращается за подтверждением  своего мнения к библейскому  авторитету.

        7. Философия  средневековья — комментаторская  философия. В форме комментария  написана значительная часть  средневековых сочинений. Комментировалось  главным образом Священное Писание.  Предпочтение, отдаваемое в религии  авторитету, высказыванию, освященному  традицией, перед мнением, изложенным  от своего лица, побуждало к  аналогичному поведению и в  сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы  в средние века был жанр  комментариев.

        8. Как особенность  следует отметить экзегетический  характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя  исходным пунктом теоретизирования  становится текст Священного  Писания. Этот текст является  источником истины и конечной  объяснительной инстанцией. Мыслитель  ставит своей задачей не анализ  и критику текста, а только  его истолкование. Текст, освященный  традицией, в котором нельзя  изменить ни слова, деспотически  правит мыслью философа, устанавливает  ей предел и меру. Поэтому христианское  философствование может быть  понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия  средних веков — это философия  текста.

        9. Стиль философского  мышления средневековья отличает  стремление к безличности. Многие  произведения этой эпохи дошли  до нас анонимными. Средневековый  философ не говорит от собственного  имени, он рассуждает от имени  «христианской философии».

        10. Философскому  мышлению средневековья был присущ  дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители  того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских  школ. Отсюда, как правило, «учительский»,  назидательный характер философских  систем.

        11. Средневековая  философия, в отличие от античной, выделяет: 
— бытие (существование) — экзистенцию; — сущность — эссенцию.

         Экзистенция  (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть  существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует  вещь.

Патристика. Формирование теоцентрического типа философствования

 

Если античные философы видели сущность и существование  в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может  иметь место и без бытия (без  существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена  Богом.

Средневековая философская мысль прошла в своем  развитии три этапа: 
         1.Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви. 
Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.

        В произведениях,  написанных отцами церкви, были  заложены основы христианских  догматов. Подлинная философия с  точки зрения отцов церкви  тождественна теологии, вера всегда  первенствует над разумом, а  истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую  она играла в обществе, делят  на апологетическую и систематическую.  По языковому критерию — на  греческую и латинскую, или  (что несколько более условно)  на западную и восточную. На  Востоке преобладала систематика,  на Западе — апологетика. 
         Вершина латинской патристики — творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

2.Схоластика — тип  религиозной философии, характеризующийся  принципиальным подчинением примату  теологии, соединением догматических  предпосылок с рационалистической  методикой и особым интересом  к формально-логической проблематике.

Информация о работе Философия Средних веков