Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:00, контрольная работа
Религиозный характер средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм. Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Платонизм и аристотелизм в средневековой философии.
В противовес софистике диалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектика в комплексе признаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для данных, конкретных условий главное, но не абсолютизирует его.
Все предметы, объекты, процессы,
окружающие нас, находятся в самых
разнообразных связях, отношениях.
Любой предмет – часть
Отношение – одна из форм
связи, всеобщей взаимосвязи предметов
и явлений.
Тип связи отражает уровень организации
материи. Так в неорганическом мире проявляет
себя связь притяжение – отталкивание.
В обществе действуют инварианты этого
же, преломленные через социальные формы
бытия: симпатия – антипатия, классовая
борьба, содействие, противодействие и
др.
Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные и др.
Связь как понятие философии
позволяет рассматривать
Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина и следствие
Необходимость и случайность.
Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или иное событие - случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире господствует только случайность и нет места необходимости, другие же - что никакой случайности не существует и все происходит по необходимости. Однако, по нашему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что и случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие. Что же подразумевается под тем и другим понятием?
Начнем с понятия “случайности”
Различают несколько
видов случайности:
Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.
Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого - то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда.
Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости.
Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.
Итак, говоря кратко, случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом - в пересечении различных рядов причинно - следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.
Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Итак, случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.
Учет диалектики необходимости
и случайности - важное условие правильной
практической и теоретической деятельности.
Основная цель познания - выявить закономерное.
В наших представлениях мир раскрывается
как бесконечное многообразие вещей
и событий, цветов и звуков, иных
свойств и отношений. Но чтобы
его понять, необходимо выявить определенный
порядок. А для этого нужно
проанализировать те конкретные формы
случайности, в которых проявляется
необходимое.
Возможность и действительность.
Случайность и необходимость
относительны: необходимое в одних
условиях может предстать случайным
в других и наоборот. Для их надежного
различения следует каждый раз тщательно
учитывать конкретные условия. В
конкретном анализе причинных отношений
необходимость и случайность
оказываются тесно связанными с
соотношением возможного и действительного,
с превращением возможности в
действительность.
Причинно - следственные отношения, реализующие
принцип причинности, возникают тогда,
когда явление - причина порождает случайное
или необходимое следствие. Если же явление
еще не стало, но может стать причиной,
говорят, что в нем заключена возможность
превращения в действительную причину.
Иными словами, возможность - предпосылка
возникновения того или иного явления,
процесса, его потенциальное существование.
Таким образом, возможность и действительность
- две последовательные ступени развития
явления, его движения от причины к следствию,
два этапа формирования причинных отношений
в природе, обществе и мышлении. Такое
понимание связи возможного и действительного
отражает объективную неразрывность процесса
развития любого явления.
В каждом конкретном процессе
превращения возможности в
Список литературы
1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И.
и др. Философия в двух частях. Часть 1:
История философии. – М.: Юристъ, 2002.
2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров
К. С. – История философии. - М.: Просвещение,
2004.
3. Философский энциклопедический словарь
/ под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и
средневековой философии. - М.: Высшая школа,
2003.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики
до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
- М., 2005
2. Глобальный эволюционизм. Философский
анализ. - М., 2005
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика:
начала нелинейного мышления // Общественные
науки и современность. - 1993
4. Кохановский В.П. Нужна ли диалектика
современной науке // Научная мысль Кавказа.
- 2004
5. Кохановский В.П. Философия и методология
науки. - Ростов-на-Дону, 2000
6 Материалистическая диалектика.
Краткий очерк теории, - М.,2001
7. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления
диалектического материализма // Вопросы
философии.
8. Поппер К. Р., Что такое диалектика //
Вопросы философии. - 2003
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е
изд.- М.: Гардарике, 2002
10. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс
К., Энгельс Ф. Соч., т. 2000