Философия среднивиковья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

До недавнего времени средневековую философию чаще всего представляли как конгломерат эклектических идей. Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени — это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия считалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятия о ней в Античности или в Новое время, поэтому средневековая философия считалась пара- или псевдофилософией, и казалось возможным расценивать христианское мировоззрение через идеи платонизма, аристотелизма или стоицизма. При таком подходе это означало, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности и периодизация средневековой философии 4
2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма …..…………………………………………………………………….8
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм) 12
4. Выдающийся философ: Августин 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Философия средневековья.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 3

1. Особенности и периодизация средневековой философии 4

2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма …..…………………………………………………………………….8

3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм) 12

4.  Выдающийся философ: Августин 17

Заключение 21

Список используемой литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

До недавнего времени  средневековую философию чаще всего  представляли как конгломерат эклектических  идей. Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени  — это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия считалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое  философия, калькировалось с понятия  о ней в Античности или в  Новое время, поэтому средневековая  философия считалась пара- или  псевдофилософией, и казалось возможным  расценивать христианское мировоззрение  через идеи платонизма, аристотелизма  или стоицизма. При таком подходе  это означало, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало.

Действительно, философия  этого периода (в этом ее исключительность) была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог-Творец — сотворенный  из ничего мир (в т. ч. человек). Августин в трактате “О граде Божием”  полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной  фигурой. Как и теолог, философ  строил свои системы, обращаясь к  изначально Божественному смыслу бытия  и вопрошая заповеди веры. Однако при  этом у философии были отличные от религии функции, связанные с  основным ее свойством — сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного  сомнения побеждать и причащаться  к высшей истине.

 

 

    1. Особенности и периодизация средневековой философии

Средневековый период в истории  философии - это особый период уже потому, что сам исторический термин "средневековье" неоднозначен, исследователи расходятся в попытках его строгого хронологического определения.

Средневековую философию условно можно разделить  на следующие периоды:

1) введение или патристика (II - VI вв.);

2) анализ возможностей  слова, связанный с христианской  идеей творения мира по Слову  и Его воплощения в мире (VII - X вв.);

3) схоластика (XI - XIV вв.). В  каждом из этих периодов обычно  различают "рационалистическую" и "мистическую" линии. 

Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и  веры, были нераздельны. Такому мышлению свойственно то, что называлось "схождением ума в сердце"; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, облеченное в форму притчи. Именно потому, что  философия составляла с теологией  единый идейный комплекс, она развивалась  не только в светских школах (с XI в.) или в университетах (с XIII в.), но прежде всего в монастырях, религиозных  орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр  Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт  фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов  и школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Теодорик Шартрский, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский). 

Связь средневековой философии с богословием  более всего была заметна в  Европе, даже само суждение “Философия – служанка богословия”, сформулировано христианскими теологами. Еще более значительным свидетельством тесной взаимосвязи между философией и богословием является то обстоятельство, что ранний этап средневековой европейской философии, по традиции называется патристикой – от греческого или латинского слова, означающего “отец”. Дело в том, что мыслители этого периода считались отцами церкви, основателями богословия. Представители патристики пытались соединить традиции древнегреческой философии с положениями христианской религии. А дл христианской религии основным источником истинного знания является Священное Писание – Библия. Все ее положения безусловно верны. Они даны доказываются и не требуют доказательств. Они даны человеку в результате откровения, т.е. Бог по своей милости открывает некоторым избранным людям – пророкам – истину. Эти люди запоминают или записывают Слово Божие и несут его другим людям. У пророков нет иных доказательств их правоты, кроме силы убеждения, а эта сила базируется на их убежденности, на их вере, а истоки веры – религиозное откровение.  

Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II - IV вв.) и посленикейскую (IV - VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.). Греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в интуитивном акте, т.е. мистицизму, в то время как латинская мысль развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и рационализма. Огромное значение в этот период имели споры с неоплатонизмом, гностицизмом и ересями.

Философствование, выявляющее возможности слова, - это  фактически все средневековое философствование, его можно выделить в отдельный  период весьма условно, подразумевая христианизацию новых ареалов - территорий будущей  Западной Европы. Важнейшие его представители - папа Григорий Великий, Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный, магистры Каролингской академии, прежде всего Алкуин. Особняком в этом ряду стоит великий философ Иоанн Скот Эриугена. 

Период, связанный  со схоластическим методом исследования, можно разделить надвое: ранний (XI - XII вв.) и поздний (XIII - XIV вв.).

Хотя  схоластическая философия находилась на службе церкви, поскольку она  признавала, доказывала и защищала принципы последней, однако она исходила из научного интереса, будила и поощряла свободный дух исследования. Она превращала предметы веры в предметы мышления, переносила человека из области безусловной веры в область сомнения, исследования и знания. Стараясь доказать и обосновать предметы веры, основанной лишь на авторитете, она доказывала этим, правда большей частью помимо собственного знания и воли, авторитет разума и таким образом вносила в мир или по крайней мере подготовляла иной, чем у старой церкви, принцип, принцип мыслящего духа, самосознания разума. Даже уродливые формы и теневые стороны схоластики, множество нелепых вопросов, к которым отчасти приходили схоласты, даже из тысячекратные ненужные и случайные различения, их смешные тонкости должны выводиться из разумного принципа – из жажды света и духа исследования, который в то время под гнетущим господством старого церковного духа мог проявляться лишь так, а не иначе. 

Все схоластические вопросы  и различения были не чем иным, как  с трудом пробитыми щелями и брешами  в старом здании церкви, чтобы достигнуть света и свежего воздуха; не чем  иным, как выражением жажды деятельности мыслящего духа, который, будучи лишен  разумных предметов и подходящих занятий и заключен в темницу, делает всякий случайно попавший ему  на глаза предмет, как бы он ни был  ничтожен и недостоин внимания, объектом своих занятий и от недостатка средств удовлетворяет свою жажду  деятельности  самым нелепым, ребяческим и превратным образом. Лишь когда сама схоластика стала уже мертвой исторической реликвией, она в полном противоречии со своим первоначальным значением и определение слилась с делом старой церкви и стала самой жестокой противницей пробудившегося лучшего духа.

Представителями раннесхоластической  философии являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и другие. Позднесхоластический период представляют Раймонд Лул-лий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер  Брабантский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы "экспериментальной  философии" Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический период характерен влиянием арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры.

Г.Г. Майоров определяет феномен средневековой философии следующим образом: «Более оправдан... такой подход к средневековой философии, когда с этим термином связывается, прежде всего, исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма, однако возникший еще задолго до утверждения классического феодализма и сошедший с исторической сцены много раньше, чем окончательно сошел с нее европейский феодализм1

Своеобразием указанного способа философствования была его сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, то есть на принципах, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но по существу чуждыми античному религиозно-мифологическому мировоззрению. Эта фундаментальная зависимость от религиозной идеологии не означала для философии полное ее растворение... в религиозной сознании, но все же неизменно на протяжении всего периода определяла и специфику философских проблем, и выбор способов их разрешения.

Философия средних веков  — служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования  религиозных истин, но и для прихода  человека как личности к Богу. Она  открывает путь к Богу для рационально  мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой  и главная экзистенциальная задача религиозной философии2.

    1. Основные  проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма

Одной из важнейших проблем, оживлённо обсуждавшейся в средневековой  философии, была проблема универсалий. Остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Под термином «универсалии» (от лат. universalis – общий) имелись в  виду общие понятия, то есть те понятия, которые охватывают некий класс  объектов. Проблема универсалий подразумевала  вопрос об онтологическом (бытийственном) статусе общих понятий и мыслительных конструктов. Нужно было определить, существуют ли они наравне с единичными вещами в реальности? По сути, дискуссия  велась по вопросу о том, предшествуют ли универсалии и вообще любые  идеальные конструкты материальным объектам, или они являются лишь абстракцией, порождённой деятельностью  сознания человека, то есть вторичны по отношению к материальным объектам. В споре номиналистов и реалистов  мы имеем определяемую историческими  условиями средневековья форму  противостояния по решению основного  вопроса философии, хотя и выраженную в казалось бы одном из частных  вопросов гносеологии.

Реалисты (res (лат.) – вещь) считали, что понятия существуют наряду с вещами. По сути, они являлись продолжателями крайней объективно идеалистической линии Платона  в философии, согласно которому идеи существуют наравне с вещами материального  мира. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т.п.) – как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Понятия, по мнению реалистов, не только существуют в реальности, но и порождают сами вещи. Реалистами были такие столпы схоластики как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Так, Фома считал, что универсалии могут существовать в троякой форме:

1. до вещей (в уме  Бога). Это идеи, по которым Бог  создавал мир и конкретные  объекты. Здесь в воззрениях  Фомы прослеживается влияние  Платона. 

2. в вещах (как их  сущность, форма). В этом можно  увидеть близость к основным  положениям философии Аристотеля.

3. после вещей (в мысли  человека). Этот вид универсалий  образуется в уме человека  в результате познания сущности  вещей. 

Выделяют два направления  внутри средневекового реализма:

1. Крайний реализм;

2. Умеренный реализм. 

Сторонники крайнего реализма считали универсалии существующими  независимо от бытия вещей, а умеренные  реалисты, исходя от позиции не Платона, а Аристотеля, полагали, что универсалии  могут существовать лишь в единичных  вещах3.

Ближе к материализму в  решении вопросов гносеологии стояли номиналисты (nomen (лат.) – имя), утверждавшие, что понятия не существуют наравне  с вещами, что они не более чем  имена, названия, являющиеся результатом познавательной деятельности человека. Таким образом, номиналисты признавали, что существуют лишь отдельные вещи.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Основателем последовательного  номинализма считается Росцелин (1050 – 1120), объявивший, что все понятия  не более чем простое сотрясение воздуха языком и отрицавший бытие  общего в целом4.

Однако знаменитый французский  философ Пьер Абеляр (1079 – 1142) сформулировал  теорию умеренного номинализма, которую  стали называть концептуализмом (conceptus (лат) – понятие). Согласно Абеляру, в объективном мире нет ничего общего, но общее существует в сознании человека, то есть обладает субъективной реальностью, являясь продуктом  его познавательной деятельности. Номиналистами  были также мыслители позднего средневековья  Дунс Скот (1266 – 1308) и Уильям Оккам (1285 – 1349). После некоторых колебаний  католическая церковь признала реализм  своей официальной доктриной  и подвергла номиналистов преследованиям, обвиняя его теоретиков в ереси.

Информация о работе Философия среднивиковья