Философия среднивиковья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

До недавнего времени средневековую философию чаще всего представляли как конгломерат эклектических идей. Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени — это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия считалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятия о ней в Античности или в Новое время, поэтому средневековая философия считалась пара- или псевдофилософией, и казалось возможным расценивать христианское мировоззрение через идеи платонизма, аристотелизма или стоицизма. При таком подходе это означало, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности и периодизация средневековой философии 4
2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма …..…………………………………………………………………….8
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм) 12
4. Выдающийся философ: Августин 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Философия средневековья.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Спор между реалистами и номиналистами стимулировался основной задачей схоластики —разумном  обосновании веры, доказательстве бытия  Бога. Попытка оказалась безуспешной, и мнения номиналистов, следовавших  преобладавшему в эпоху патристики представлению о непостижимо  мистической природе веры в Бога, мешало примирению разума и веры.

Христианство было господствующей доктриной в западном мире на протяжении средних веков. Но постепенно статус его стал снижаться. Этому способствовали новшества в католичестве, которые вызвали от-рицательную реакцию населения, например выпуск индульгенций, купив которые, верующий считался прощенным за свои грехи. Орден иезуитов прославился гонениями на еретиков и инакомыслящих, а инквизиция ужасала своими жестокими мерами — от пыток до сжигания на костре.

Восставшие против не нравящегося  им в деятельности цегЗкви протестанты, хотя и руководствовались стремлением  очистить христианскую религию, подготавливали кризис католичества. На рубеже схоластики и эпохи Возрождения усилился философский скептицизм, свойственный, в частности, Н. Кузанскому. В его  сочинениях находим ставший в  то время модным пантеизм, утверждающий: «Бог во всех вещах, как все они  в нем»5.

Средневековый спор о природе  универсалий значительно повлиял  на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных  философов нового времени, как Гоббс  и Локк, Спиноза, Беркли и Юм. Средневековая  философия внесла существенный вклад  в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного  и философского знания.

В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы  этого вопроса и вылилась в  рассмотрение диалектики единого и  общего.

Реализм рассматривал общее  как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую  концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.

    1. Основные  философские течения (патристика и  схоластика, реализм и номинализм)

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (354-430), Боэций (480-524), Эриугена (810-877), Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Оккам (1285-1349) и др.

Мировоззрение и  жизненные  принципы раннехристианских  общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того, как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика, так как распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северное Африке происходило в упорной борьбе с другими религиозными и философскими течениями.

Патристика (III-V вв.). Вслед за апологетикой (раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии) появляется патристика (от лат. pater – отец) – философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику.  Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина блаженного, на востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особенность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Августин  Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Августин пришел к христианству через манихейство (религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплатонизм, под воздействием которых он находился в молодости. В своем учении Августин соединил основы неоплатонической философии с христианскими постулатами. Бог, по Августину, - причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos – бог и dike – справедливость) – проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – это проявление Бога на земле, учил Августин, зло – это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В теории познания Августином была провозглашена формула: «Верую, чтобы понимать». Эта формула  не означает отказа от рационального  познания вообще, но утверждает безусловный  примат веры. Главной идеей учения Августина является становление  человека от «ветхого» к «новому», преодоления себялюбия в любви  к Богу. Августин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Августин рассматривал два противоположных  вида человеческой деятельности –  «град земной», т.е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения  к богу, и «град божий» - духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка к Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения. 

Августин  выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая что идеи Платона – это «мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе плоть до XIII в.

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде  божьем», «Исповедь», «О троице» и  др., которые стали теоретической основой идеологии христианства. 

Схоластика (от греч. schole – школа), т.е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma – мнение) – это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его  к  логическому познанию Бога. В этом схоластика противостояла  мистике (с греч. mystika – таинство) – учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания – путем откровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук6.

Крупнейшим  представителем схоластики периода  ее расцвета является Фома Аквинский (1225-1274), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината – «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественнонаучное) познание она считала греховным.

По  Фоме Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о  Боге – есть знание двух порядков:

    • доступное каждому;
    • недоступное простому человеческому разуму.

Поэтому основной принцип   теологии –  принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквинский обосновал несостоятельность      двойственной  истины. Истина одна – это Бог.

Фома  Аквинский  выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога.

Он  выводит доказательства не из понятия  о Боге, а из того, что каждое явление  имеет свою причину. Следуя от одной  причины к другой,  Фома приходит к  мысли  о  необходимости  существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».

Для средневековой философии  характерны также следующие течения: реалисты и номиналисты.

Под реализмом подразумевалось  учение, согласно которому подлинной  реальностью обладают только общие  понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии  существуют до вещей, представляя собой  мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что  иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при  помощи разума, так как лишь разум  способен постигать общее.

Противоположное направление  было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма от латинского слова  «nomen» - имя. Согласно этому учению общие  понятия - только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем  абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей. Например, понятие  «человек» получается откладыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных, у него одна голова, две ноги и прочее.

Изучив основные положения  философии Средних веков, стоит  повторить, что средневековая философия  в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через  него.

Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия  не более чем звуки человеческого  голоса. На этом особенно настаивал  философ Росцелин. Он доказывал, что  общие понятия не более чем  звуки человеческого голоса. Реально  только единичное, а общее - лишь иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Споры и публичные дискуссии  между реалистами и номиналистами  сплошь и рядом выводили отношения  за рамки теологии. Постепенно стали  обсуждать философские проблемы, что вызвало недовольство церковной  верхушки.

4.  Выдающийся философ: Августин

Основы религиозной философии  заложены двумя мыслителями, которые  имели для нее такое же значение, как Платон и Аристотель для античной философии. Первый из них Августин Блаженный (354—430), признанный святым в католичестве.

Августин

Августин родился в  Северной Африке и пришел к христианству через манихейство — религиозное  учение, возникшее в Иране, скептицизм и неоплатонизм. Манихейство и  в большей степени неоплатонизм отразились в философских произведениях  Августина.

Августину принадлежит обоснование  необходимости церкви в трактате «О Граде Божьем». Находясь под влиянием Платона, Августин трансформировал его представление о двух мирах — мире идей и чувственном мире — в представление о «двух градах»: Граде Божьем и Граде земном. В отличие от Платона, Град Божий есть нечто находящееся и укрепляющееся на самой земле и становящееся церковью. Августин, таким образом, обосновал необходимость церкви, точнее, римской католической церкви.

Важнейший вопрос, который  пытался разрешить Августин, —  о соотношении судьбы и свободной  воли человека: Он возник с тех времен, когда развилась астрология, различные  формы гаданий, определений характера  и т. д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между  стоиками и эпикурейцами. В христианстве этот вопрос — соотношение свободной  воли человека и благодати Божьей (в более общем плане — соотношения  религии и морали) — впервые  осмыслен Августином.

Человек обладает свободой воли, но она, как все остальное, даруется человеку Богом в знак его благорасположения, ожидания выбора человеком по собственной  инициативе верного пути. Свобода  воли, однако, может увести человека к злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний.

Благодать — дар Божий. Каждый получает свое дарование (талант), свою степень поддержки от Бога. Человек действует по своей воле, но так как в основе ее лежит  божественная благодать, то все заслуги  — от Бога. Такова мысль Августина. Поэтому нет смысла кичиться своими достижениями и проявлять гордыню, как свойственно стоикам, а, наоборот, надлежит быть смиренным. Источник морали — в духе, как и полагали стоики, но зиждется он на осознании собственной  греховности. Заслуги от самого человека — зло. Если же они добрые, то от Бога. Мы обращаемся к Богу нашей волей, дарованной им, а он к нам —  своей благодатью. «Бодрствуйте и  молитесь, чтобы не впасть в искушение», будто без божественной благодати  вы способны на великие поступки. Пользоваться земными благами, но не радоваться им — этический принцип Августина.

Информация о работе Философия среднивиковья