Философия среднивиковья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

До недавнего времени средневековую философию чаще всего представляли как конгломерат эклектических идей. Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени — это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия считалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятия о ней в Античности или в Новое время, поэтому средневековая философия считалась пара- или псевдофилософией, и казалось возможным расценивать христианское мировоззрение через идеи платонизма, аристотелизма или стоицизма. При таком подходе это означало, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности и периодизация средневековой философии 4
2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма …..…………………………………………………………………….8
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм) 12
4. Выдающийся философ: Августин 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Философия средневековья.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Второй важный вопрос, связанный  с предыдущим, — о том, к кому обращена божественная благодать. Дается ли она за определенные заслуги как  награда за добродетельное поведение? Нет, отвечает Августин, возражая тем, кто полагал, что божественное воздаяние  соразмерно делам человека. Благодать  не может быть воздаянием за заслуги; это противоречит ее определению. Тогда  это был бы не дар, а долг. «Благодать не от дел, чтобы никто не хвалился»7. Она дается не во искупление грехов, а для праведной жизни, и тому, кому Бог пожелает (может быть и грешнику) как проявление любви, а не вознаграждение. «Возмездие за грех — смерть»8. Наказание же ждет человека не здесь, а на Страшном суде.

Еще один вопрос — о том, откуда берется зло. Он особенно важен  в христианстве, поскольку, по определению, Бог всемогущ и всеблаг. Зачем  он допускает зло в мире? Если он не может ничего с этим поделать, то он не всемогущ; если не хочет, то не всеблаг. Августин в молодости был  сторонником учения манихеев, последователей проповедника Ману, который в соответствии с древнеперсидской религией  — зороастризмом — утверждал, что в мире существует две противоборствующие силы, два войска — добра и зла, которые находятся между собой в непрерывной борьбе. Как христианин, считающий, что все происходит по воле Бога, Августин не мог допустить, что Бог создал зло, и полагал, что оно результат свободной воли человека, который сам выбирает свой путь в жизни. Зло наказуется, и поэтому необходимо для постижения божественной справедливости.

Вслед за апостолом Павлом Августин считал основополагающими  принципами христианства веру и любовь. «Дела от веры, а не вера от дел»9. Все — средство на пути к цели, любви к Богу.

Итак, по Августину, «все, что  существует, есть добро». На человеческом уровне добро — результат свободного решения человека. Грех, зло —  это отсутствие добра, отступление  от предписаний творца, неправильное употребление свободной воли, данной человеку для исполнения заповедей  Бога.

Если у стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина  ее основа переносится в надзвездные  сферы Не человеку различать добро  и зло в высшем смысле этих слов — так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве  есть плоды с дерева познания добра  и зла. Воля Бога, который выше добра  и справедливости, — высшее благо. Так как мораль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами.

Августин был родоначальником  направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в10.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философская мысль Средневековья - это всегда мысль не сама по себе, не автономная мысль, а мысль по поводу мысли, которая, в свою очередь, содержится в тексте священного Предания. Таким образом, философская мысль Средневековья, в определенном смысле, вторична, неоригинальна, возможности ее наращивания ограничены пределами канона.

Однако, философская традиция не прервалась и тот интеллектуальный всплеск, который она пережила в эпоху Возрождения – яркое свидетельство тому. Следовательно, если говорить, имея ввиду историю философии в целом, то "школьное" состояние философской мысли, очевидно, пошло ей на пользу.

В отличие от античности, где центральной проблемой был  космос, в средневековье становится человек. Появляется понятие личности, правда нравственной личности, который  должен жить по этическим нормам, изложенным Иисусом. Человек понимается как  единство тела, души и духа. Духовность как качество человека появляется в  это время, что означает, сопричастность божественному посредством веры. Человек стоит выше природы, но это  не означает, что он должен разрушать  природу. Все, что сотворено Богом, не может быть уничтожено человеком.

В заключении следует подчеркнуть, что средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, которые впоследствии станет фундаментом для формирования основ естественно - научного и философского знания. Философия эпохи зрелого  средневековья, начиная с XI - XIIвв, пребывая под влиянием христианства, дала удивительно  яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву  для дальнейшего своего движения.

В целом, средневековье —  сложный и противоречивый период в истории человечества, для которого характерны и несомненные достижения и недостатки.

Список используемой литературы:

  1. Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. / Н.Ф. Бучило, В.И. Кириллов и др. –  М.: Юристъ, 2002. - 307 с.
  2. Горелов А.А. Философия. — М.: Юрайт-М, 2001. — 384 с.
  3. История философии: Учебник для вузов / Г.В. Гриненко. – М., 2005.
  4. Курбатов B.И. История философии. Конспект.— Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997. — 448 с.
  5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М.: Мысль, 1979.
  6. Малышевский А.Ф. История философии / А.Ф. Малышевский и др. - М.: Просвещение, 2004. – 303 с.
  7. Основы философии: Учебное пособие для вузов /под ред. Попова Е.В. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
  8. Средневековая философия: Учебник / В.В. Соколов. – М., 2001.
  9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.
  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2003. – 358 с.

 

1 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М.: Мысль, 1979. С. 4.

2 Горелов А.А. Философия: Учеб, пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — С. 169.

3 Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. М., 2002. С. 117.

4 Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В. М., 2004. С. 97.

5 Горелов А.А. Философия: Учеб, пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — С.176.

6 Курбатов B.И. История философии. Конспект.— Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997— С. 146-152.

7 Августин. О благодати и свободном произволении. VIII, 21.

8 Там же. IX, 21.

9 Августин. О благодати и свободном произволении. VII, 17.

10 Горелов А.А. Философия: Учеб, пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — С. 169-171.

 


Информация о работе Философия среднивиковья