Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Духовное движение, традиционно именуемое "русским религиозно-философским ренессансом", начинается на рубеже XIX и XX веков как вполне закономерное явление в истории отечественной мысли и культуры. Предпосылками для этого движения стали: философский элемент в традиции русской православной мысли, никогда не утрачивавший своего значения, в том числе и в петербургский период; творчество русских романтиков, славянофилов, Чаадаева, Гоголя, Достоевского и многих других мыслителей, в котором обсуждались метафизические проблемы человеческого и культурно-исторического бытия. Наконец, непосредственное и очень значительное влияние оказала метафизика всеединства Вл. С. Соловьева и сама личность философа. Влияние это трудно переоценить, вне его нельзя представить не только последующую российскую метафизику всеединства, но и весь "религиозно-философский ренессанс".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Н.А.БЕРДЯЕВА……………………………………………………………………….6
II ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА…………..……….11
III ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА...………………………………….……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..22

Файлы: 1 файл

Р философия.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного       учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет  «МЭИ»

в г. Смоленске

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Направление 230700.62 «Прикладная информатика (в экономике)»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

 

на тему

ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ  И ТВОРЧЕСТВА Н.А.БЕРДЯЕВА

 

 

 

 

 

Студентка группы ПИЭ-11

Мостокалова Е.А.   ппоооо

 

Руководитель рлрлрл рлро

доц. Щеров В.И.        шши

 

 

 

 

 

Смоленск 2012 г.

ПЛАН – ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Н.А.БЕРДЯЕВА……………………………………………………………………….6

II ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА…………..……….11

III ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА...………………………………….……….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ценность личности и  личной судьбы в русской философии XX в. была противопоставлена господствовавшей все предыдущее столетие ценности социальности. Наиболее существенная черта всей русской философии, особенно в XX в., ее онтологизм: истинное метафизическое бытие как бытие Бога; сознание, по самой своей природе находящееся внутри бытия Бога; познание истины как «внутреннее соединение с истинно сущим» на фундаменте веры; жизнь как связь между Я и бытием Бога.

Духовное движение, традиционно  именуемое "русским религиозно-философским  ренессансом", начинается на рубеже XIX и XX веков как вполне закономерное явление в истории отечественной мысли и культуры. Предпосылками для этого движения стали: философский элемент в традиции русской православной мысли, никогда не утрачивавший своего значения, в том числе и в петербургский период; творчество русских романтиков, славянофилов, Чаадаева, Гоголя, Достоевского и многих других мыслителей, в котором обсуждались метафизические проблемы человеческого и культурно-исторического бытия. Наконец, непосредственное и очень значительное влияние оказала метафизика всеединства Вл. С. Соловьева и сама личность философа. Влияние это трудно переоценить, вне его нельзя представить не только последующую российскую метафизику всеединства, но и весь "религиозно-философский ренессанс".

Также нельзя не отметить религиозность русской философии еще и потому, религия и теология были первой формой философствования, переполнены философскими размышлениями. Кроме того, русские философы особо доверяли мистическому религиозному опыту, устанавливающему связь человека с Богом. Религиозный опыт, подчеркивал Н. О. Лосский, дает наиболее важные данные для главной задачи философии — разработки теории о мире как едином целом. Ряд русских мыслителей — Вл. Соловьев, С. Г. Булгаков, П. А. Флоренский и многие другие — посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения.

Решая социальные проблемы, русская  философия XX века большое внимание уделяла проблеме сущности и существования человека, смыслу его жизни. Антропологическая ориентация русской философии – общепризнанная ее национальная особенность – в этот период значительно усилилась, приобретая вид экзистенциально-антропологической и персоналистической редукции философского знания вообще. Проблема сущности человека решалась русскими философами-идеалистами в ее высоком духовно-нравственном измерении, через углубленное изучение внутреннего духовного мира личности. Вместе с тем обращает на себя внимание и то,  что в русской философии, начиная с середины XIX века, все более настойчиво ставятся вопросы существования человека, его самоценности, свободы. Русская философия начала ХХ века проникнута глубокой тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем иррациональных начал. Все большее внимание в ней уделяется вопросам взаимодействия личности и общества, социальным характеристикам человека. Обнаруживается тяга русских мыслителей к синтезу знания, к обретению подлинно «цельного знания», объединяющего  себе философию, науку и религию. Одновременно идет поиск философских, универсальных духовных оснований этого единства.

Трудно отыскать в истории философии мыслителя, который так напряженно и с такой остротой переживал бы последние предельные вопросы человеческого существования, как Н.А.Бердяев. Он был одним из тех, о ком Ф.М.Достоевский писал, что им не нужен миллион, им главное – мысль разрешить. И, вступая в перекличку с великим писателем, Бердяев признается: «Я не любил «жизни» прежде и больше «мысли», я «смысл» любил больше жизни, «дух» любил больше «мира»… «Человек есть сложное и запутанное существо. Мое «я» переживает себя как пересечение двух миров. При этом «сей мир» переживается как не подлинный, не первичный и не окончательный. Есть «мир иной», более реальный и подлинный. Глубина «я» принадлежит ему». [3]

Бердяев не был академическим философом. Он был принципиальным противником универсальных мировоззренческих систем. Как отмечают многие исследователи творчества Бердяева, идея свободы личности у него окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом и решимостью совершить “революцию духа”, переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.

Данная тема актуальна  и сегодня, так как в современном обществе люди пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается ими как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу. Именно поэтому философское наследие Бердяева,  философа прошлого века, звучит так современно в новом веке, и с течением времени не утратило своей значимости.

Целью реферата является исследование творчества Н.А Бердяева, его философских взглядов и воззрений, в частности его философию свободы и творчества.

При написании реферата были поставлены следующие задачи:

- проследить развитие  и становление философских взглядов  Н.А. Бердяева;

- рассмотреть отдельно философию свободы, а также идею богочеловека;

- изучить философию творчества.

В качестве источников использованы различные произведения самого Бердяева и несколько книг по данной теме.

 

 

 

 

 

 

I РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Н.А.БЕРДЯЕВА

   Взгляды  Бердяева  с течением жизни изменялись,  развиваясь от  «легального марксизма», когда он, участвуя в социал-демократическом движении,  выступал против идеологии народничества, до религиозного миросозерцания.  Поэтому, для понимания эволюции взглядов философа, первоначально  необходимо  рассмотреть основные вехи его биографии, события  жизни, окружающих его людей и  исторические события, оказавшие влияние на течение философской мысли его эпохи.

Николай Александрович  Бердяев родился в Киеве 6 (19) марта  1874 года в аристократической семье.  Его предки по отцовской линии  принадлежали к высшей военной аристократии. Мать - из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери).  Однако,  обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, и Бердяев поступает на естественный факультет киевского Университета Святого Владимира, а через год переводится на юридический.

      Студенческая  среда оказала большое влияние  на характер и жизненные ориентиры  Бердяева. Несовершенство мира  порождает  в нем желание изменить мир,  искоренить зло и несправедливость. Возможности для достижения  этой цели Бердяев ищет в теории научного социализма, которую начинает изучать с 1894 г., в одном из киевских социал-демократических кружков. Одновременно с этим он посещает лекции и семинары профессора Г.И.Челпанова, продолжая занятия философией.

Включился он и  в социал-демократическую работу, став пропагандистом марксизма, за что при разгроме киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в 1898 г. был арестован и исключен из университета. После   тюремного заключения и суда Бердяев был сослан  в Вологду (1901 - 1903 гг.). К этому времени Бердяев уже был известен как «критический марксист», автор статьи «А.Ф.Ланге и критическая философия в их отношении к социализму», которую К.Каутский опубликовал в органе германской социал-демократической партии "Новое Время" (№ 32-34 за 1899-1900 гг.). Вскоре этот философский дебют Бердяева был дополнен появлениям его первой книги - "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском" (СПб., 1901).

В этой работе уже наметился некий поворот в сторону идеализма, подтвержденный затем участием Бердяева в сборнике « Проблемы идеализма» в 1902 году.  Автор в это время  примкнул к либеральному «Союзу освобождения», осознавая невозможность соединения в целостном мировоззрении материалистического понимания истории и философского идеализма. К 1903 г. он окончательно укрепляется на пути, по которому уже пошли бывшие «легальные» марксисты П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк. Бердяев не принимал идеи диктатуры и революционного насилия, предлагаемые марксистами, не мог согласиться с тем, что истина может зависеть от классовой идеологии, от чьих-либо интересов. Он утверждал, что объективная (абсолютная) истина существует независимо от классового (эмпирического) сознания и может лишь в той или иной мере открываться человеку - в зависимости от его жизненного опыта и ценностных установок, не отрицая, однако, при этом социологической значимости марксизма. При этом смена взглядов для Бердяева прошла достаточно безболезненна. По наблюдениям современников, он вообще никогда не был фанатично предан какой-либо одной идее.

Изменение взглядов, в  итоге,  привело Бердяева в 1904 г. в  журнал «Новый путь» - трибуну религиозно-философских  собраний, организованных в Петербурге Д.С.Мережковским. Но идеализм для Бердяева оказался всего лишь одной из форм эволюции философских взглядов. Конечной формой впоследствии  станет еще неясный образ религиозно-христианской философии, призванной выразить целостным и универсальным образом человеческий опыт.

 Но, даже встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания,  и в религиозной жизни Бердяев хотел сохранить свободу искания, свободу творчества.

После поездки в Париж  в 1907- 1908 году, Бердяев поселяется в  Москве, где сближается с кругом философов, объединенных вокруг книгоиздательства «Путь» (Г.А.Рачинский, Е.Н.Трубецкой, В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и принимает деятельное участие в организации религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Итогом творческих поисков  этого периода становится опубликованная в 1911г. «Философия свободы».  В этой книге Бердяев выступает  продолжателем главных традиций русской философии XIX века. Его стремление к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный конфессионализм, тесно переплетено с идеей универсализма Вл. Соловьева и его учения о «Богочеловечестве».

Из  поездки в Париж  в 1913 году Бердяев привозит замысел  и первые страницы новой книги, законченной к февралю 1914 г. Это был опубликованный в 1916 г. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в котором, как отмечал сам автор, его религиозная философия впервые была  осознана и самостоятельно  выражена.

Первая мировая война  была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории с доминированием западноевропейских культур и начало преобладания новых исторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию христианского соединения человечества (о чем он писал в сборнике «Судьба России», 1918).

Февральскую революцию  1917 г. Бердяев приветствовал. Падение  «священного русского царства» как лже-теократии и «мужицкого царства» представлялось ему верным направлением развития эпохи и страны.  Бердяев вел большую пропагандистскую работу по предотвращению «большевизации» революционного процесса, с тем,  чтобы направить его в «русло социально-политической эволюции». Однако с течением времени его  взгляды становятся пессимистичней. Октябрьскую революцию Бердяев расценил как национальную катастрофу. Но,  хотя большевики не вызывали у него симпатий, он не эмигрировал и не участвовал в борьбе против новой власти, продолжая жить в Москве: «Возврата нет тому, что было до большевистской революции, все реставрационные попытки бессильный вредны... Возможно только движение вперед». [3]

В начале 1919 Бердяева избрали  профессором Московского Университета, осенью он учредил Вольную Академию Духовной Культуры, где вел семинар по творчеству Достоевского,  читал курс лекций по философии истории, а также работал над книгой  «Философия неравенства», которая была опубликована в Берлине в 1923 году.  Получив охранную грамоту на свою квартиру и библиотеку, он,  тем не менее,  не желал иметь с большевиками ничего общего. Он видел, что коммунисты в России рассматривают грядущее коммунистическое общество не как продукт развития капитализма, а как результат конструктивизма, продукт сознательных организаторских усилий всемогущей советской власти. В доме Бердяева собирался цвет московской интеллигенции, велись дискуссии по любым вопросам.

В 1922 году, после двух арестов, Бердяев вместе с другими  известными деятелями русской культуры был насильственно выдворен за пределы страны.

В 1922 - 1924 годах он  жил  в Берлине, где его ждала европейская  известность после выхода  в свет  в 1924 году эссе «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы». В этом же году он переехал  в Кламар, где прожил до конца своих дней.

В эмиграции в его  творчестве преобладают темы этики, религии, философии истории и философии личности. Бердяев много и активно работал,  включался в различные общественно-политические и общественно-церковные дискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связь русской и западноевропейской философской мысли. Он отстаивает в своих трудах первенство личности над обществом, «примат свободы над бытием». Он жил напряженной творческой жизнью: работал редактором в издательстве «YMCA-PRESS», выпускавшем книги русских эмигрантов, руководил религиозно-философским журналом «Путь», читал лекции, часто публиковался. Бердяев постоянно поддерживал отношения со многими западными философами.

Информация о работе Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева