Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Духовное движение, традиционно именуемое "русским религиозно-философским ренессансом", начинается на рубеже XIX и XX веков как вполне закономерное явление в истории отечественной мысли и культуры. Предпосылками для этого движения стали: философский элемент в традиции русской православной мысли, никогда не утрачивавший своего значения, в том числе и в петербургский период; творчество русских романтиков, славянофилов, Чаадаева, Гоголя, Достоевского и многих других мыслителей, в котором обсуждались метафизические проблемы человеческого и культурно-исторического бытия. Наконец, непосредственное и очень значительное влияние оказала метафизика всеединства Вл. С. Соловьева и сама личность философа. Влияние это трудно переоценить, вне его нельзя представить не только последующую российскую метафизику всеединства, но и весь "религиозно-философский ренессанс".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Н.А.БЕРДЯЕВА……………………………………………………………………….6
II ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА…………..……….11
III ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА...………………………………….……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..22

Файлы: 1 файл

Р философия.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

1) первоначальный творческий  акт, первичная творческая интуиция;

2) вторичный творческий  акт.

Первичный творческий акт, замысел, Бердяев определяет как  действие воображения, возникающего из недр бездонной свободы. Для Н. Бердяева в этом заключается творчество по преимуществу, поскольку «творчество есть прежде всего воображение себе иного, лучшего, высшего, возникновение образа этого иного, лучшего, высшего».[4] Причем этот акт - не тоска человека по первообразу и не подражание вечно сущему, не платоническое путешествие души в заоблачные выси, напротив, «воображение есть создание образа небывшего из недр небытия, из темной потенции».[4] Первичный творческий акт, присущий трансцендентальному человеку, и есть его проявление в историческом времени. Во вторичном творческом акте человек как бы стоить перед лицом людей и мира, т.е. человек есть существо социальное, происходит реализация творчества.

Бердяев отрицает такое понятие как "эволюция творчества". Ему чужда идея прямого, сплошного непрерывного развития. Интересна проблема отношения созерцания и творчества в понятии Бердяева. Казалось бы, эти понятия противоположны, но философ доказывает обратное. Он говорит, что созерцание красоты окружающего мира предполагает активное стремление в иной мир.

Творчество и свободу  Бердяев не связывал с желаниями  человека, его правами. Творчество - это обязанность человека перед Богом, требование Бога к человеку продолжать миротворение. Творчество есть богочеловеческое дело, а потому, считал он, новое, завершающее откровение будет откровением творчества человека, началом эпохи Духа. Не найдя в Священном Писании соответствующих мыслей, философ сделал вывод; что Бог сокрыл религиозный смысл творчества от человека. И только в духовном опыте человека, а не в богословском умозрении, может быть открыта тайна нужды Бога в человеке и его творчестве, тайна Богочеловечества.

Сам Бердяев утверждал, что он лично пережил откровение творчества, которое есть откровение человека, а не Бога. Содержание этого откровения и стало главной темой его книги «Смысл творчества». Творчество для него есть феномен духовного опыта, «потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию».[3] В личном творческом опыте Бердяеву открылось, что «я», субъект творчества выше, первичнее объекта «не-я». Но такая первичность не имеет ничего общего с эгоцентризмом, ибо в акте творчества человек забывает о себе, устремляясь к тому, что выше его. Хотя творчество и есть «полет в бесконечность», трансцендирование, оно в итоге оформляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском тексте и т. д.), который всегда конечен, а потому не может вместить в себя все богатство творческого экстаза.

В этом заключается трагедия творчества по Бердяеву, а именно в том, что результатом творчества являются книги, картины, учреждения, хотя изначально оно направлено на создания нового бытия. Т.е. человеческое творчество небезгранично и сковано миром.

Несоответствие между  творческим замыслом и его осуществлением есть, с точки зрения русского философа, трагедия творчества, составной частью которой является одиночество творца. Творчество не может быть коллективно-всеобщим, оно всегда индивидуально. И только в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Но индивидуальность творца Бердяев не отождествлял с эгоцентризмом новоевропейского гуманизма, предполагающего поглощенность индивида самим собой. Творец одинок, но его творчество имеет мировой, общечеловеческий, социальный характер, утверждал философ.

Творчество является фундаментальной характеристикой  человека. Именно оно, по мнению философа, должно избавить человечество от зла.

Без и вне творчества жизнь не представляет ценности, она - голое существование, одно из звеньев в цепи мировой необходимости. Творчество внутренне самооправданно, ни в каких других, т.е. внешних, вне его лежащих оправданиях или объяснениях оно не нуждается. Творчеством человек оправдывает жизнь и себя в ней перед Богом. Человеческая природа - "природа творческая, творящая". Жизнь в творчестве и творческая жизнь есть жизнь в духе, духовная жизнь, духовное восхождение. Духовность и творчество в каком-то смысле совпадают.

Творчество возможно только при допущении и в условиях свободы, в опоре на свободу. Оно  вытекает, рождается из свободы.

Творчество для Бердяева есть также особая мораль, мораль или  этика творчества. Она противопоставляется у него традиционной (христианской) морали, морали послушания и смирения, морали приспособления.

Бердяев придает творчеству гораздо более широкий смысл, чем творение предметов культуры. Для него истинное творчество –  это творчество самой жизни.

Творчество – основной момент того переворота в религиозной мысли, который совершил Бердяев. Не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке, в ответе человека на творческий акт Бога. Творчество есть требование Бога, обязанность человека по отношению к Богу. То же верно и о свободе.

Свобода - необходимое  условие творчества. Только свобода, не определяемая бытием, может стать  источником творческого акта. Творческий акт – это всегда прорыв за границы  замкнутой системы бытия. Творчество есть творчество из ничего, из свободы, и в этом заключается его тайна. Творческий акт нуждается в материи, но не определяется ею.

У Бердяева творчество требует  все нового качественного возвышения человека, определяя тем самым и возвышение истории. Собственно, творчество у Бердяева и есть основное проявление свободы, прошедшей испытание жизнью. Поэтому свободу, считает он, не дают, а берут.

Жизнь и бытие вне человека для Н. Бердяева абсурд: «Свобода есть моя независимость и определяемость изнутри. Моя творческая сила, то есть не выбор внешнего добра и зла, а мое созидание добра и истины, которые и есть духовное завоевание жизни, вновь и вновь освобождающее меня».[3]

Изумительна попытка  Бердяева структурировать акт творчества. Все просто: чтобы достойно жить, не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, нужно выйти из имманентного круга обыденности, вызвать образ, изображающий «иной» мир, новый по сравнению с этой действительностью, «иное небо», «иную землю». Без человека и творчества свобода мертва, бессильна, только бездна, всегда сохраняющая эсхатологическую угрозу конца, но она становится активной, когда на ее острие находится творчество.

Бердяев писал, что тема творчества, творческого призвания  человека является основной темой его науки. Причем, постановка этой темы не была результатом философских размышлений, это был внутренний опыт, "озарение". Бердяев, человек глубоко религиозный, следуя духовному пути, пережил острый период сознания подавленности грехом, но не замкнулся в себе от сознания этого, а преодолел его, ощутив сильнейший творческий подъем. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Николай  Александрович Бердяев – великий  философ-гуманист ХХ-го века. Его  философская позиция самобытна и расширяет горизонты духовности. Бердяев рассматривает личность – неповторимую, уникальную, субъективно воспринимающую мир. Но эта же личность, обретая свободу и возможность свободного творчества, становится созидателем нового мира, приближаясь к Богу, достигая высших божественных ценностей – истины, красоты и блага, нового подлинного мира, царства Духа. История человечества, с точки зрения Бердяева, представляет собой процесс развития личности человека, а сам он соединяется с Богом в процессе творчества. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать «Божью идею о себе», самореализоваться и «помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире». Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости. 

Все что осталось от философа – это книги... Много книг – его перу принадлежат сорок три книги и брошюры, переведенные на десятки языков, сотни статей, миллионы благодарных, возмущенных, скучающих, заинтересованных читателей. Его работоспособности можно было бы позавидовать. Но двигателем этой его поразительной работоспособности было одиночество и отталкивание от реального мира вокруг него. Поэтому бердяевские книги – не только предмет для философских споров и исследований, но и свидетельства неприспособленности Николая Александровича к той земной жизни со страстями, бытовыми радостями и огорчениями. Напряжение мысли,  непрекращающийся труд, воля сделали его одной из самых заметных фигур в русской философии.

На современном этапе  развития нашего общества, идеи Бердяева, ставящего в центр всех философских  проблем человека и его творчество, отстаивающего идеи непременного осознанного свободного выбора, не утратили своей актуальности. Напротив, вопросы свободы личности, свободы не принудительной, не предлагаемой свыше, выходят на первый план. Именно поэтому философское наследие Бердяева,  философа прошлого века, звучит так современно в новом веке, и с течением времени не утратило своей значимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бердяев Н.А. О назначении человека

2 Бердяев Н.А. Русская идея

3 Бердяев Н.А. Самопознание.

4 Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека).

5 Бердяев Н.А. Философия свободного духа

6 Бердяев Н.А. Философия свободы.

7 Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря

8 Волкогонова О.Д. Бердяев.  Жизнь замечательных людей: серия  биографий – М.:  Молодая гвардия, 2010 – 411 с. 

9 Ермичев А.А. Три свободы Бердяева. – М.:Знани, 1990.

10 Лосский Н.О. История русской философии [Электронный ресурс]: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева