Философия в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи
Возрождения, совершившей переворот в сознании людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
1. Роль искусства ……………………….3
2. Философия и религия ……………………..5
3. Истоки Возрождения …………………………………………5
4. Основы Возрожденческой культуры …………………………………………7
5. Особенности культуры Возрождения …………………………………………9
6. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса …………..13
7 . Итоги Возрождения ………………………………………………………………14
8. Заключение …………………………………………….15
9. Список литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 50.35 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………..2

1. Роль искусства ……………………….3

2. Философия и религия ……………………..5

3. Истоки Возрождения …………………………………………5

4. Основы Возрожденческой  культуры …………………………………………7

5. Особенности культуры Возрождения …………………………………………9

6. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса …………..13

7 .          Итоги Возрождения ………………………………………………………………14

8.           Заключение …………………………………………….15

9.           Список литературы……………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности  великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения  возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства  и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и  появился профессиональный театр.

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин «Возрождение»  возник как следствие убеждения, что только через возрождение  античной культуры после тяжкого  средневековья можно прийти к  истинному познанию и изображению  самой природы.

Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни. В эпоху средневековья  художник считался ремесленником, его  место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась  перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала  привлекать внимание всех, кто интересовался  его творчеством.

Культура Возрождения нашла  свое выражение прежде всего в  произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие  от идеалов античного мира, где  человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают  его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи

Возрождения, совершившей переворот  в сознании людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль искусства

Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного  творчества. Как эпоха европейской  истории оно отмечено множеством знаменательных вех, в том числе  укреплением экономических и  общественных вольностей городов, духовным брожением, формированием абсолютной монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания и т.д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после  долгих веков средневекового «упадка». Это расцвет «возродил» античную художественную мудрость. Именно в  этом смысле впервые употребляет  слово rinascita (от которого происходит французский Renaissanse и все его европейские  аналоги) Джорджо Вазари – итальянский  живописец, архитектор, историк искусства.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство  понимается теперь как универсальный  язык, позволяющий познать тайны  «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным  Творцом. В эпоху Возрождения  в архитектуре происходит возвращение  к принципам и формам античного, а в живописи и ваянии, кроме  того – сближением художников с  природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

15 век был временем формирования  национальных художественных школ, искусство которых так же было  обращено к окружающему миру. В Германии это было связано  с реформацией – антикатолическим  движением, в котором принимали  участие самые различные слои  общества. Поэтому для искусства  немецкого Возрождения характерно  широкое развитие графики –  наиболее массового и доступного  народу вида искусства (А. Дюрэр). Во Франции – развитие карандашного  портрета (Клуэ). Общим является стремление  изображать конкретных людей,  современников, наблюдать за природой  и воспевать ее красоту. Причем  природа становится не только  важным декоративным фоном («Джаконда»  Леонардо да Винчи), но и создаются  предпосылки выделения ее как  самостоятельного целого.

Особенности культуры Реннесанса ярче всего проявились в искусстве  и архитектуре Италии, особенно в  больших торговых городах, где люди хотели жить красиво. Одним из таких  городов была Флоренция. Там начали строить большие и удобные  дома, украшать их картинами, росписями  и античными статуями. Античная ордерная система, творчески переосмысленная  итальянскими архитекторами, внесла в  облик зданий соразмерность, ясность  композиции и удобство.

Героем античных мастеров являлся прекрасный человек, величие  духа которого вызывало восхищение. И  итальянские художники подхватили и развили это отношение. Их героем стал не средневековый аскет и  не христианский мученик, а жизнелюбивый и мужественный человек, стремившийся не к райскому блаженству, а к  земному счастью. И хотя художники  продолжали создавать произведения на библейские и религиозные сюжеты, картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.

Знаменитый итальянский  художник Рафаэль Санти (1483 – 1520) написал  картину «Сикстинская мадонна». В  образе пресвятой богородицы он изобразил  совсем юную женщину с ребенком на руках. В ее глазах столько тревоги, она так бережно прижимает  к груди сына, что традиционную для его предшественников библейскую сцену и образ богородицы мы воспринимаем как гимн, прославляющий прекрасное чувство материнской любви.

Другой крупнейший художник эпохи Реннесанса – Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) в 1504 году создал статую Давида. Скульптор изобразил библейского  персонажа как борца за свободу. Но его сильная, мужественная фигура лишь внешне напоминает греческих атлетов. В статуе Микеланджело есть то, что  было недоступно античным художникам – внутреннее напряжение. Давид  не скрывает своих чувств, его лицо дышит гневом.

Мастера возрождения умели  передавать тончайшие нюансы переживаний  своих героев. Не случайно многие художники  пытались передать улыбку «Джаконды» Леонардо да Винчи. Отличающее мастеров Возрождения чувство гармонии и  естественной простоты стало образцом для мастеров более позднего времени.

Естественно, что художники  искали опору в науках, нередко  стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения  отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит  Леонардо да Винчи.

Искусство предстает в  равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания постоянно пересекаются. Впервые формируется в своей  окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Философия и религия

 

Универсальные претензии  искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители – Николай  Кузанский, Марсилио Фичино, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием  своих решений проблему духовного  творчества, которое, охватывая все  сферы бытия, тем самым бесконечной  своей энергией, доказывает право  человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в  себя сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии. В это  время так называемая «натуральная магия», сочетающая философию с астрологией, алхимией и другими оккультными  дисциплинами тесно сплетается с  зачатками нового, экспериментального естествознания. Однако проблема человека или человеческого сознания и  укорененности его в Боге все  равно остается общей для всех, хотя выводы могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий  еретический характер.

Сознание в состоянии  выбора – ему посвящены как  медитации философов, так и выступления  религиозных деятелей всех конфессий. В контексте церковных реформ само понятие «возрождение» имеет  и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но и «обновление  человека», его нравственного сознания.

 

 

 

3.Истоки Возрождения

Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так  и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем  христианско-католические элементы, отыскивая  его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру

Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.

 

Среди определений культурного  явления Возрождения нет общепризнанного.

Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать  множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения  как:

 

— расцвет культуры;

 

— переворот в культуре;

 

— переходный культурный этап;

 

— восстановление античности.

 

Каждый из этих признаков  может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское

Возрождение — время мощного  культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской  древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к  новому времени в истории европейской  цивилизации.

 

Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного  творчества. В этом смысле

Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом"

VIII—V вв. до н.э. В  основе сравнения лежат:

 

— особая интенсивность культурной жизни, существование множества  ее центров;

 

— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;

 

— соединение жизненности  и эстетичности;

 

— избыток духовной энергии;

 

— удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном  отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да

Винчи, Микеланджело могут  быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

 

 

4.Основы Возрожденческой культуры

Главное в Возрождении  — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и  обществе человеческой личности, которое  выливается в различные формы  возрожденческого антропоцентризма.

 

Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского

 

чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей  собственную ценность, активно действующей  и испытывающей потребность в  свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые  становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный  перелом в культуре как раз  и происходит в Ренессансе — новый  способ мировидения формируется  в Италии в первой половине XV в.

Происходит утверждение  человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление  этой личности, выделение ее из мира.

 

В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные  и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс  не был еще доведен до конца, ограничиваясь  в основном человеком и гораздо  меньше распространяясь на другие вещи мира.

 

Результатом стало перемещение  человека в центр материального  мира, постепенно разрастающегося и  заслоняющего собой мир горний, а  следовательно, выдвижение материального  мира на первый план и превращение  самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как  активное, деятельное начало.

 

В связи с этим была остро  поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих  ценностей стало понятие «славы»  как цели, к которой должен двигаться  человек.

 

В итоге всего этого  утверждения творческого, деятельного  материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип —

«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

 

У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду  начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной  цивилизации. Искусство Возрождения  возникло на основе гуманизма (от лат. —

 

«человечный») — течения  общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в

Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Все

 

основные виды искусства  — живопись, графика, скульптура, архитектура  — чрезвычайно изменились.

 

В архитектуре утвердились  творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились  новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной  перспективой, знанием анатомии и  пропорций человеческого тела. В  традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало  земное содержание. Усилился интерес  к античной мифологии, истории. бытовым  сценам, пейзажу, портрету. Наряду с  монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Информация о работе Философия в 19 веке