Философия в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи
Возрождения, совершившей переворот в сознании людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
1. Роль искусства ……………………….3
2. Философия и религия ……………………..5
3. Истоки Возрождения …………………………………………5
4. Основы Возрожденческой культуры …………………………………………7
5. Особенности культуры Возрождения …………………………………………9
6. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса …………..13
7 . Итоги Возрождения ………………………………………………………………14
8. Заключение …………………………………………….15
9. Список литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 50.35 Кб (Скачать файл)

 

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже  выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в  то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость  мастеров Ренессанса — они часто  работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение  литературой. поэзией и философией с изучением точных наук

 

Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало  впоследствии нарицательным.

 

В искусстве Возрождения  тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл  был неразрывно связан с возвышенной  поэтической красотой, в своём  стремлении к естественности оно  не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

 

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в  экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства  Возрождения большую роль сыграли  Церковь и великолепные дворы  некоронованных государей

(правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и  заказчиком произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

 

Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,

Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже  всех, во второй половине XV в., — богатая  купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского

Возрождения стал Рим. Начиная  с этого времени местные центры искусства. кроме Венеции, утратили прежнее значение.

5.Особенности культуры Возрождения

Ученые, творцы 14-16 веков, открыли  красоту человека и окружающего  мира. Живой интерес к личности, природе, переживаниям, мыслям и поступкам  человека породил в культуре эпохи  Возрождения яркий и сложный  образ человека, человека – деятеля, мыслителя, героя.

 

Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое обращение  к культурному наследию античности. Возрождение возникло и ярче всего  проявилось в ИталииВ архитектуре  ведущую роль стали играть светские сооружения. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим  постройкам величественную ясность, гармоничность  и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро де ла Франческа, да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в Италии, Ян Ван Эйк, Брейгель в  Голландии, Дюрер, Хольбейн в Германии, Фуке, Гужон во Франции) овладевали художественным отражением всего богатства  действительности – передачей объёма, света, пространства.

 

Культура итальянского Возрождения.

 

1.Введение. Мощный всплеск  в культурной жизни Италии  начался в XIIIв., принято называть  эпохой Возрождения (Ренессанса).

 

2. Итальянское Возрождение.  Этапы Возрождения. Первоначально  черты Ренессанса обнаружились  в Италии. Период XIII-нач.XIVвв. - проторенессанс, ознаменованный творчеством великого  поэта Данте Алигьери, зодчего  Арнольфо ди Камбио, скульптора  Николло Лизано, живописцев Пьетро  Каваллини и особенно Джотто  ди Бондоне, во многом подготовил  почву для искусства Возрождения.  Собственно эпоху Итальянского  Возрождения условно подразделяют  на ряд этапов: • Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто)-с сер. XIV-XV вв. • Высокий Ренессанс (чинквеченто)- до второй трети XVIв. • Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая половина XVII вв. То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры. Эпоха Возрождения охватывает XIV-XVI века в Италии. Итальянские художники Раннего Возрождения, заложившие основы нового искусства, расписывали стены дворцов и соборов, воздвигали грандиозные монументы, работали для пап и императоров, для кардиналов и герцогов, для банкиров и купцов. Гуманисты славят земную красоту, и в этом они возрождают идеалы античного мира.

 

3. Великие люди эпохи  Возрождения. Проторенессанс. Уже  в ранних произведениях Данте  (1265-1321) поэт начинает опыты по  использованию итальянского языка,  доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим  его имя, стала «Божественная  комедия», благодаря которой Данте  вошел в историю культуры как  создатель итальянского литературного  языка. Данте упоминает своего  великого современника - архитектора,  скульптора и художника Джотто. С именем Джотто ди Бондоне  (1266/1267-1337) связан решительный поворот  к реалистическому искусству.  Одним из наиболее трогательных  образов, созданных Джотто, по  праву считается образ Христа  в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески  капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). Мастеру удалось передать  высокий драматизм сцены через  пристальный и многозначительный  взгляд Христа, обращенный на  предателя. Новаторство Джотто  оказало колоссальное воздействие  на изобразительное искусство  эпохи Возрождения.

 

Ранний Ренессанс. К периоду  Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и  Джованни Боккаччо. Эти величайшие поэты Италии считаются создателями  итальянского литературного языка. Петрарка (1304-1374) остался в истории  Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность  получили сонеты Петрарки на жизнь  и смерть мадонны Лауры. Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313-1375) - автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко  гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Выдающимся мастером Раннего  Возрождения считается Мазаччо (1401-1428). Россписи художника (капелла Бранкачи во Флоренции) отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем. Наследие выдающегося  мастера кисти Раннего Возрождения  Сандро Боттичелли (1445-1510), работавшего  при дворе Медичи во Флоренции, отличают тонкий колорит и настроение грусти. Мастер не стремится следовать реалистической манере Джотто и Мазаччо, его изображения  плоскостны и как бы бесплотны. Среди  работ, созданных Боттичелли, наибольшую известность приобрела картина  «Рождение Венеры». Наиболее известный  скульптор первой половины XVв. Донателло (ок. 1386-1466). Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и  скульптурной группы, живописного рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера. Выдающийся архитектор и скульптор  Раннего Возрождения Филиппа  Брунеллески (1377-1446) - один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось  возродить основные элементы античной архитектуры, которым придал несколько  иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

 

Высокий Ренессанс. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с  именами трех гениальных мастеров титанов  Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэля  Санти и Микеланджело Буонарроти. Леонардо да Винчи (1452-1519) едва ли имеет  равных себе по степени одаренности  и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был  художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом. В его художественном наследии особо  выделяются такие дошедшие до нас  шедевры, как «Тайная вечеря» - фреска в трапезной монастыря Санта  Мария делла Грацие в Милане, а  также самый знаменитый портрет  эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона  Лиза»). Среди многочисленных новаций  Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени, которая передавала глубину  пространства. Великий живописец  Италии Рафаэль Санти (1483-1520) вошел  в историю мировой культуры как  создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца  выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Последним  титаном Высокого Возрождения был  Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - великий  скульптор, живописец, архитектор и  поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). Общая площадь фрески 600кв. метров. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире

 

4. Искусство Венеции. На  период Высокого и Позднего  Возрождения пришелся расцвет  искусства в Венеции. Во второй  половине XVI в. Венеция, сохранившая  республиканское устройство, становится  своеобразным оазисом и центром  Ренессанса. Среди художников венецианской  школы рано умерший Джорджоне  (1476-1510), «Юдифь», «Спящая Венера»,  «Сельский концерт». В творчестве  Джорджоне проявились особенности  венецианской школы, в частности,  художник первым начал придавать  пейзажу самостоятельное значение, в качестве приоритетных решать  задачи колорита и света. Величайший  представитель венецианской школы  - Тициан Вечеллио (1477/1487-1576). При жизни  он получил признание в Европе. Ряд значительных работ был  выполнен Тицианом по заказу  европейских монархов и папы  римского. Работы Тициана привлекают  новизной решения прежде всего  колористических и композиционных  задач. Впервые на его полотнах  появляется изображение толпы  как части композиции. Наиболее  известные работы Тициана: «Кающаяся  Магдалина», «Любовь земная и  небесная», «Венера», «Даная», «Святой  Себастьян» и др. К периоду  Высокого Возрождения относится  творчество крупнейшего итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474-1533), продолжившего литературные традиции Данте, Петрарки и Боккаччо. Наиболее известное его произведение - героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд», проникнутая тонкой иронией и воплощающая идеи гуманизма. Поздний Ренессанс. Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить утраченную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных - с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавшие в основном в жанре портрета. Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528-1588), Якопо Тинторет-то (1518-1594), Микеланджело да Караваджо (1573-1610) и др. Полотна его отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта - караваджизм. Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500-1571), в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения (например, бронзовая статуя «Персей»). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, не раз издававшейся и на русском языке. Окончание эпохи Ренессанса. В 40-е годы XVI в. церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. В 1542г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции (среди них великий итальянский астроном Джордано Бруно, 1548-1600). В 1540г. был утвержден орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В 1559г. папа Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг», Названные в «Списке» произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от церкви. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.

 

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Периодизация:

 

XIV век — Треченто, Проторенессанс.

 

XV век — Кватроченто,  высокое Возрождение.

 

XVI век — Чинквеченто,  позднее Возрождение.♦ Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства.

 

♦ Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма.♦ Реформация — возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.♦ Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья

 

6.Внутренние противоречия в культуре Ренессанса

 

Культура эпохи Возрождения  славится поразительным обилием  ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами  искусства и литературы, которые  принадлежат к наивысшим созданиям  человечества. Тесно связанная с  общественной, политической и другими  сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и  не лишена противоречий, которые проявляются  не только в специфике общих тенденций  ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

 

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана  с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему  новому времени. Традиционная система  феодальных общественных отношений  переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного  хозяйствования. Меняются устоявшиеся  социальные структуры, положение и  самосознание различных слоев населения  города и деревни. Не случайно XVI в. был  отмечен широкомасштабными общественными  конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и  противоречивость социальной

 

жизни эпохи усилились  в связи с формированием нового типа государственности — абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной  Реформацией и последовавшей  за ней Контрреформацией.

 

Развитие Возрождения  в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской  культуре определенное единство: при  многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные  черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане  ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные общественные группы — средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более  широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавшаяся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

7. Итоги Возрождения

 

Ренессанс представляет собой  первую культурную форму регенерации  времени, сознательно выражающей идею обновления. На эпоху Ренессанса можно  также взглянуть как на великую  цельную попытку начать историю  заново, на акт обновления начала, регенерацию  социального времени. В целом  можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях.

 

Последний период Возрождения (16-начало 17 вв.) знаменуется началом  общеевропейской религиозной революции  – Реформации. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического  богослужения, не признавали права  церкви на земельные богатства. Под  идейным знаменем Реформации проходили  Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и английская революции. В узком смысле Реформация – преобразование христианства в  протестантском духе.

 

Но мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения. Натурфилософия развивается, приближаясь  к будущему новому естествознанию введением  нового метода изучения натуры «из  своих собственных принципов». Создаются  яркие утопические мифы о совершенном  обществе. Закладываются основы современной  социологии. Создаются теории правового  государства, веротерпимости и суверенитета, начинается эпоха современной юридической  мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, которую найдет следующее поколение  мыслителей. Исторический драматизм  этого века и его разочарование  в гуманистической программе  в известной мере стимулировал возвращение  к собственно философским установкам. Таким образом, 16 век можно парадоксально  назвать периодом плодотворного  распада философии Возрождения  и высвобождения из нее жизнеспособных и адекватных времени моделей  мышления.

 

В целом же эпоха Возрождения  не слишком благоприятствовала философии, но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы  мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Заключение

В целом Возрождение создало  социально-экономические, социально-психологические  и научно-теоретические предпосылки  становления культуры как относительно самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное формирование светской науки, «светской учености». Сфера  науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет светской культуры.

Информация о работе Философия в 19 веке