Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:29, реферат
Восточные единоборства — это учение, сложный комплекс, духовной и философской культуры, это многовековые традиции, находящиеся в непрестанном развитии. Восточные единоборства борются с агрессией, но они не агрессивны, и злоба и жестокость им чужды. В восточных единоборствах множество дорог, множество путей — одни занимаются оздоровительными системами, вторые -спортивными, третьи - прикладными системами. Но каким бы путем ни шел человек, он все равно приходит к одной и той же цели - совершенству. И становится не только более сильным, но и более добрым, честным, вежливым, умным, понимающим и человечным.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................
ГЛАВА 1 Россия — Восток.......................................................................................
1.1 Значимость Востока для России...........................................................................
1.2 Трансформация баланса Восток-Запад................................................................
ГЛАВА 2 Боевые искусства Востока в России......................................................
2.1 Боевые искусства как путь духа...........................................................................
2.2 Философия восточных единоборств....................................................................
2.3 Причины популярности в России восточных единоборств..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................
Сегодня, спустя
80 лет, эти прогнозы Бердяева сбылись.
Современный исследователь
«Культурно-историческое возрождение Востока во второй половине ХХ века было ослепительной очевидностью, и одновременно значение этого феномена странным образом недооценивалось, преуменьшалось, воспринималось совсем не в тех категориях, которым оно реально соответствовало».
Если мыслить
в категориях чисто материального
развития, то по прогнозам специалистов
Всемирного банка, в соответствии с
которыми, к 2020 году «десятку государств
с максимальным объемом ВВП могут
составить преимущественно
В соответствие с этим, кардинально меняется положение России в пространстве Запад-Восток: если раньше мир сознавался как западоцентричный, а Россия считалась промежуточной зоной между развитой и просвещенной Европой и безнадежно отсталой и темной Азией, то сейчас она находится между двумя экономически сильно развитыми полюсами мира – старым Западом и новым Востоком.
Что может означать для России такая перемена? Предсказать здесь что-либо человеческими средствами невозможно, однако мы должны помнить, в чем главное богатство и главный ресурс России. Ресурс этот – в небесной истине православия, которой не имеет ни старый Запад, утерявший даже саму способность верить, ни новый Восток, чья вера хотя и сохранилась, однако чужда Христа, а значит, чужда истины. Мир не может существовать без истинной веры, а значит, она так или иначе будет востребована, хотя бы даже и на короткое время. А это означает, что у России и у других православных народов есть будущее.
ГЛАВА 2 Боевые искусства Востока в Советском Союзе и России
30 лет назад в нашу страну пришли боевые искусства или, как еще говорят, восточные единоборства. В чем причины бешенной популярности первых лет? Почему мы с такой готовностью переоделись в кимоно и начали разучивать бесконечные ката под японский счет? Почему нас не устроили уже существовавшие на тот момент бокс и самбо?
Важную роль сыграло ослабление идеологического пресса и тяга советских людей к зарубежной экзотике. Фильмы с Брюсом Ли пропагандировали уникальную эффективность восточных стилей. Но кроме этих поверхностных, в общем, причин, было еще что-то более серьезное в повальном увлечении каратэ и ушу. Что-то резонировало, совпало в русском характере и в боевых искусствах далекого Востока… если мы поймем это, станет понятен и бум восточных единоборств и их постепенное увядание и современный кризис боевых искусств в целом.
Спорт родился
на Западе. Как любое культурное
явление он несет на себе отпечаток
менталитета создавших его
История России это не войны, не крестьянские восстания, и не территориальные захваты. Нет народа, который бы относился к войне самой по себе настолько негативно как русские. Русские не воюют для грабежа и насилия, им не нужно чувствовать себя сильнее или круче других. История России это история духа. Русским всегда нужна была идея. Идея, которая бы преобразовывала сначала лично человека, а затем и мир вокруг него. Раздвигала бы границы обыденности и приближала бы человека к истине. Православие, коммунизм – форма идеи может быть различной. Если идея найдена – русские могут перевернуть полмира «За веру православную» или «За светлое будущее», строить великие империи от океана до океана и в одиночку ломать хребет всей Европе. Нет идеи, либо старая идея исчерпала себя – и русские бросают винтовки и расходятся с фронта в первую мировую войну и спокойно смотрят на то, как в результате перестройки теряются огромные территории, оплаченные кровью их дедов и прадедов.
Так что резонировало в русском характере с боевыми искусствами Востока? Именно то, что боевые искусства на Востоке это путь духа, путь преобразования человека. А русскому человеку также нужен путь преобразования себя, и, через себя – окружающего мира. Именно за изменением себя, своего тела и своей психики и шли люди в залы каратэ и ушу. Мы надеялись найти в зале то, что нельзя понять и постичь в обычной жизни. Разочарование было полным и сокрушительным. В наших залах было не боевое искусство Востока, а выхолощенный западный суррогат, внешняя оболочка без содержания. А те немногие методики, которым все-таки удалось просочиться через сито западного рационализма, или которые привезли наши энтузиасты непосредственно с Востока, никак не работали в наших условиях. Попытки понять и постичь сущность восточных учений была похожа на попытку объясниться с японцем без знания японского языка. Каратэ простили бы многое. И неестественную динамику движения, и чуждые нам ритуалы, и даже прикладную несостоятельность, но русские не смогли простить то, что многолетние тренировки так и не перестраивали человека, так и не давали ему хотя бы намек на приближение к истине. Любимый восточными мастерами иероглиф до (дзю-до, каратэ-до, таеквон-до, айки-до) так и не стал путем для большинства русских людей.
Что осталось на данный момент? Спортивные стили, как традиционные бокс, тай-бокс, дзюдо, так и современные, типа микс-файта. По крайней мере, там люди нашли тот прикладной аспект, которого не хватало в залах каратэ и ушу. Никто не ставит под сомнение полезность спорта для здоровья и характера, его зрелищную и воспитательную функции. Но давайте вдумаемся, действительно ли подходит спорт русскому менталитету? Ведь как ни крути, здоровье и развитие человека это побочные результаты стремления к основной цели спорта – личному превосходству на соревнованиях. Нам в массе просто не свойственен тот культ индивидуального начала, который необходим для спорта (впрочем, наши спортсмены изобретательно мотивируют себя тем, что они соревнуются за Россию). Те боевые искусства, которые не стали на спортивные рельсы, мирно и тихо деградируют до уровня фитнеса, как средства поддержания физической формы. Апофеозом этого варианта стали стили типа тай-бо где движения восточных единоборств делаются без контакта с противником под музыку. Дальше опустить боевое искусство действительно не куда.
Как реакция на разочарование в восточных единоборствах стали появляться истинно русские православные или языческие стили. К сожалению, русский колорит данных школ сводится, как правило, к сапогам и косовороткам. В прикладном аспекте они, как правило, уступают даже восточным стилям, а в духовном… Стоит ли говорить, что дважды в одну реку не входят, и ни «асфальтовое язычество», ни ортодоксальное православие не станут путем для большинства современных русских людей.
Любопытно, что тем же путем идут и другие восточные учения. Например, йога. Первоначальный бум и надежда, что именно тренировки по йоге могут раздвинуть границы привычного нам мира. Последующее прозрение и понимание того, что сами по себе асаны лишь статические физические упражнения, и от стойки на голове самой по себе еще никто в самадхи не улетел. Закономерное разочарование от того, что попытки визуализации лотоса с сидящем на нем Шивой в n-чакре, так и не меняют ни сознания, ни окружающего мира. И, как альтернатива, появление йога-фитнеса, где вся работа сводится только к физическому уровню.
Что же ждет боевое искусство дальше? Первый вариант мы уже рассмотрели: расслоение стилей на спортивные, ориентированные на удовлетворение личных амбиций, и фитнес, как средство поддержания физической формы. Есть ли альтернатива? Есть, но она сложна и не укладывается в привычные на данный день рамки. Путь боевого искусства имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешний путь укладывается в три основных этапа: развитие физической структуры человека, совершенствование характера и приобретение прикладных навыков самообороны. В том или ином варианте это дает большинство стилей боевого искусства. Внутренний путь также имеет три этапа, но они встречаются гораздо реже. Первый этап: контроль физики и психики человека. Человек это целостность, тело – низший уровень разума. По аналогии разум – высший уровень тела. Любые устойчивые изменения должны касаться как тела, так и психики человека. На втором этапе изменения внутреннего мира должны приводить к изменению внешнего, окружающего человека мира. Мы и мир единое целое, поэтому, изменяя сознание, мы меняем мир вокруг себя. Должна быть связь между боевым искусством и повседневной жизнью. Путь «офисных самураев», становящихся самураями на два часа вечером в зале – тупиковая ветвь развития. То, что получает человек на тренировке должно помогать ему решать проблемы и контролировать внешний мир. Изменения в психике и восприятии не должны уводить человека от жизни, а делать его более эффективным во внешнем мире. На третьем этапе, после гармонизации внутреннего и внешнего мира человека, боевое искусство должно раздвигать рамки привычного нам мира, выводить за пределы ограниченности нашего восприятия. Только в этом варианте боевые искусства смогут стать путем для русских людей, так как мы – русские, и наш путь – путь духа.
Думаю,
не ошибусь, если скажу, что приемы борьбы
зарождались и развивались
Жители западных стран искренне удивляются,
обнаруживая, что восточные военные дисциплины
характеризуются как «искусство» в том
смысле, что все они являются как бы одной
из форм проявлений души, т.е. внутренней
сущностью человека. Этот аспект восточных
единоборств нелегко понять тому, кто
незнаком с культурой Востока, если он
не удовольствуется рассмотрением этих
дисциплин как фактов социальной деятельности,
представляющих собой искусство, чисто
физическое по своей природе. Европеец
еще более удивится, когда узнает о «безыскусном
искусстве», которое намного превосходит
обычные физические возможности человека
и может быть продемонстрировано великими
мастерами восточных единоборств.
Усталость от войн послужила внутренней причиной создания боевых искусств. Наша страна переживает период, когда общество нуждается в разработке прогрессивных, научно обоснованных систем формирования человека с сильным телом, здоровой душой и высоким интеллектом. Отчетливо видно, как обозначились основные проблемы нехватки духовных ценностей в обществе. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров в сознании и поведении подростков, когда наряду со здоровыми началами возрождаются антигуманные идеи, снижается уровень нравственности. Чтобы стать хозяином собственной судьбы, нужно рассматривать жизнь как бой, требующий четких и безошибочных решений в постоянно меняющейся ситуации. История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения человеческая мысль обращалась к идеалам гуманизма, к нравственным основам образования и воспитания. Именно в развитии гуманистической культуры, в усилении нравственных основ социальной среды, общественных отношений и самой личности видится выход из нравственно-духовного кризиса. Один из путей реализации совершенствования личности — в нравственном и физическом совершенствовании человека на основе нетрадиционных средств, с использованием восточных единоборств.
Возросший в последние годы интерес к боевым системам Востока в какой-то мере способствовал усилению внимания к изучению их истоков, религиозно-философских аспектов, лежащих в их основе. Однако эти обращения остаются эпизодическими, нецеленаправленными. В последнее время издано немало книг и брошюр, посвященных восточным единоборствам, в которых много внимания уделено историческим и этнографическим материалам становления и развития различным школ восточных единоборств, а также переводных изданий зарубежных мастеров.
В них
детально и подробно освящены прикладные
аспекты тех, или иных видов восточных
единоборств. Раскрыт целостный
подход ко многим сторонам подготовки бойцов,
разработаны новые подходы описания различных
стилей и школ восточных единоборств.
Много внимания уделяется базовой технике
и общефизической подготовке, а также
формированию необходимого боевого духа.
Вместе с тем, эти работы носят в основном
описательный характер, затрагивают отдельные
аспекты восточных единоборств, таких
как, философия, лечебно-оздоровительные
традиции, различные комплексы формальных
упражнений, приемы самозащиты и т.д. Безусловно,
эти книги полезны занимающимся единоборствами.
Однако, на наш взгляд, философские и, особенно,
онтологические аспекты, лежащие в основе
восточных единоборств, отражены в них
недостаточно полно. Боевое искусство
— не более чем один из способов войти
в единую систему практического знания
о мире. Таким же входом для кого-то является
акупунктура, массаж, экстрасенсорика,
астрология, — как и физика, и математика,
и поэзия.
Мы привыкли видеть в них совершенно разные
вещи, и изучаем их раздельно, тратя на
это огромное количество времени, которое
потом уже никто не сможет вернуть. В старину
говорили, что боевое искусство подобно
горе, на вершину которой ведет множество
тропинок — стилей, начинающихся в различных
местах, но сливающихся воедино на вершине.
Это естественно, поскольку их инструмент
один и тот же — человеческое тело, дух
и разум.