Философия восточных единоборств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

Восточные единоборства — это учение, сложный комплекс, духовной и философской культуры, это многовековые традиции, находящиеся в непрестанном развитии. Восточные единоборства борются с агрессией, но они не агрессивны, и злоба и жестокость им чужды. В восточных единоборствах множество дорог, множество путей — одни занимаются оздоровительными системами, вторые -спортивными, третьи - прикладными системами. Но каким бы путем ни шел человек, он все равно приходит к одной и той же цели - совершенству. И становится не только более сильным, но и более добрым, честным, вежливым, умным, понимающим и человечным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................
ГЛАВА 1 Россия — Восток.......................................................................................
1.1 Значимость Востока для России...........................................................................
1.2 Трансформация баланса Восток-Запад................................................................
ГЛАВА 2 Боевые искусства Востока в России......................................................
2.1 Боевые искусства как путь духа...........................................................................
2.2 Философия восточных единоборств....................................................................
2.3 Причины популярности в России восточных единоборств..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................

Файлы: 1 файл

Чистовик реф. философия.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Восточные единоборства — это философия; это  неотъемлемая часть философии даосизма и буддизма; образец отступления  перед превратностями судьбы, когда  нужно слегка согнуться, а затем  распрямиться с большей силой, чтобы  обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу из ошибок и уроков, которые преподает жизнь. Все это — многочисленные аспекты восточных единоборств; они учат нас способу жить и способу защищаться.

Самое существенное в жизни - просто жизнь. Находясь в состоянии наслаждения, не выходите даже на мгновение из него, чтобы осмотреться и решить, получаете ли вы из данной ситуации все, что возможно. Или, неудовлетворенные ощущением счастья, вы захотите почувствовать себя счастливым, т.е. быть уверенным, что вы ничего не упустили. Жизнь существует, когда проходит через нас неудержимым потоком, ибо тот, кто 9 живет, не осознает процесс жизни, и это — жизнь. Человек - часть природы, а не что-то противоречащее ей, и понимание цели или значения жизни должно прийти изнутри, выявиться в процессе самоанализа и самопознания. Иными словами, через процесс осознания всего, что относится к реальному для нас, не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном, эмоциональном, а также духовном способом постижения Дао и обретения целостности для мастера восточных единоборств было осознание Закона всеобщего соответствия, нормой жизни — адаптация к природе, обществу, стихиям. Состояние естественности, естественной расслабленности считается в даосской натурфилософии залогом правильной циркуляции жизненной энергии в теле и гармонии с природой. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность Добра и Зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури и грозы.

С точки зрения отдельного человека, занимающегося восточными единоборствами, — это результат постоянных ежедневных тренировок, физических и духовных усилий и дисциплины. Человек с дипломом строителя, не умеющий класть кирпичи, уступает необразованному каменщику в смысле строительства дома. Подобное вовсе не означает, что знание не важно; знание служит картой, показывающей не просто маршрут движения, но и место назначения. Без знания большинство учащихся много времени блуждают в потемках. Но недостаточно иметь карту; учащемуся нужно преодолеть маршрут, чтобы добраться до цели. Во многих странах Азии тысячелетиями занимались теми толи иными видами боевых искусств. Их систематизация во многом была вызвана появлением в Китае индийских тренировочных упражнений, которые стали использоваться наряду с традиционными китайскими методиками, и испытали на себе сильное влияние даосизма. В те времена также огромной популярностью пользовались нравственные и духовные ценности буддизма, также оказавшего значительное воздействие на формирование единой и стройной боевой системы. Это уникальное сочетание боевых приемов и философских идей даосизма и буддизма быстро распространилось по всей Азии, проникнув в Северный Китай, Корею, Японию, Вьетнам, Таиланд, Филиппины и Индонезию. Для последователей традиционной философии Востока основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с кем-то другим — важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой.

Итак, комплекс традиционной школы восточных единоборств представляет собой всестороннюю систему реализации потенциальных возможностей человека. В древности и средневековье, по крайней мере на Востоке, не было строгого деления на религию, философию и науку. И даосизм, и буддизм, и конфуцианство (как, впрочем, и ислам) сочетали в себе свойства религии, философии, науки и чисто этического учения. Как правило, все синкретическое «учение» формировалось в развернутом или закодированном виде в письменном источнике.

 

 

 

2.3  Причины популярности в России  восточных единоборств

 

Восточные культуры необыкновенно популярны сейчас, поскольку это очень мощный поток  духовного знания, как бы дополняющий  в наших глазах культурные ценности христианства. В христианской культуре из всех живых существ (или «тварных вещей», как сказано в Библии) человек - самое главное, поскольку он сотворен по . образу и подобию Бога. В Индии, Китае, Японии традиционно смотрели на человека вовсе не как на владыку мироздания и самую важную часть из всех «тварных вещей». В буддийских, даосских культурах все, в сущности, сотворено по образу и подобию Бога. Иными словами, по буддизму, лик Бога отражен не в человеке, а во всех вещах. Поэтому в даосизме, буддизме, конфуцианстве мы видим человека не на вершине земной иерархии, над которой стоит только Бог, а видим его неразрывно связанным с природой, в окружении всего мира. Вот, может быть, в чем привлекательность восточных культур для нас, т.к. мы во многом утратили представление о месте и роли человека в мире и во Вселенной, утратили, говоря современным языком, экологическое мышление. Совершенно очевидно, что и самого человека роль владыки природы стала устраивать далеко не всегда, поскольку окружающая среда загрязнена и продолжает загрязняться до такой степени, что мы стали как бы поедать свое жизненное пространство. Сложившаяся ситуация цивилизованного самоедства заставила многих искать новые формы отношений с окружающим миром. Одно из следствий этого поиска — обращение к восточным культурам. В восточных единоборствах, в чайной церемонии, в японских трехстишиях (танка) - во всех этих и других феноменах восточных культур проявляется синтетический взгляд на мир, и человек рассматривается лишь как одна из составляющих этого мира.

Развитие - и  отдельного человека, и общества - неизбежно  связано с разрушением целостности (следовательно, с потерей смысла жизни и духовной пустотой) и с попытками восстановления утраченного на новом уровне. Раньше мировые религии выполняли эту задачу, связывая людей общими символами вечности, воплощавшими единство и солидарность людей в рамках великих цивилизаций. Сегодня эти религии несут на себе отпечаток обособленности прежних цивилизаций друг от друга. Поэтому перед нами стоит проблема такой интерпретации великих традиций, чтобы они воспринимались как различные ипостаси Единого. Ведь вся история развития человечества проходит именно такой путь: возникновение людей в одном месте, расселение их по всему земному шару и появление множества различий между ними (антропологических, психологических, культурных), слияние в единую великую семью. Известно в то же время, что жизненный путь отдельной человеческой особи моделирует путь всего человечества Восточные единоборства — это один из видов деятельности, который предоставляет возможность самопознания по всем категориям.


В Советском Союзе, в 60-е годы, под патронажем Спорткомитета СССР получила распространение спортивная модификация борьбы дзю-до, с 1964 года включенная в программу Олимпийских игр у мужчин и с 1992 года для женщин. Спортсмены СССР достаточно быстро заняли высокое положение в новом виде единоборств, чему способствовало ведущее положение в мире советской спортивной науки, широкое распространение в стране борьбы самбо и славные традиции подготовки и выступлений на всех уровнях борцов вольного и классического стилей.

Но история развития в нашей стране других видов восточных  боевых искусств была не столь безоблачна. В этот период (вторая половина 60-х  годов) в Москве и других городах  начали появляться группы энтузиастов, пытавшихся освоить еще один вид боевых искусств Востока — каратэ-до или по установившейся в прессе терминологии — карате. Его привезли с собой иностранные студенты, обучавшиеся в советских вузах, а также некоторые специалисты, работавшие за рубежом и овладевшие там его основами.

Процесс распространения и развития восточных боевых искусств в СССР шел по нарастающей, напоминая снежный ком, летящий с горы. И в 1978 году состоялось официальное открытие федерации каратэ СССР, которая много сделала для популяризации и становления этого вида спорта. В этом же году, в силу огромного количества различных разрозненных групп, организационно слабо оформленных, иногда с очень низким уровнем преподавания, Спорткомитет СССР с целью упорядочения этого процесса издал приказ «О создании комиссии по борьбе каратэ». В результате «с водой выплеснули и ребенка». Были объявлены вне закона получившие к тому времени большое распространение таэк-ван-до, айки-до, у-шу, вьетво-дао и т. д. Дальше — больше. В 1981 году с целью ликвидации нелегальных и подпольных секций восточных единоборств в Административный и Уголовный кодекс РСФСР и союзных республик были включены статьи (ст. 177 АК РСФСР, ст. 219 1 УК РСФСР), предусматривающие уголовную ответственность «за нарушение правил обучения спортивному карате». В 1984 году правоохранительные органы, ошибочно связав рост популярности карате с повышением уровня уличной преступности, в законодательном порядке закрыли все секции и клубы, а сама федерация была распущена.

Этому послужило и  то обстоятельство, что искаженному  представлению о восточных боевых искусствах способствовало положение, когда широкая общественность знакомилась с этим уникальным явлением культуры чаще всего через рекламные боевики японских, гонконгских, американских, несколько позже и китайских кинофирм, которые далеко не всегда отличались высоким художественным вкусом, нередко изобиловали сценами жестокости и насилия, воспевали культ супермена и грубой силы. Вместе с этим на мировой книгорынок 1960-70-х годов было выброшено огромное количество самой разнообразной, зачастую низкопробной литературы на западных языках, в том числе, и специальной по технике и вопросам обучения, с обилием совершенно отчетливо проступающих архаизмов, дающих не самое пучшее представление о единоборствах восточно-азиатского региона.

На официальном уровне в СССР каратэ и его собратья — в основном их боевое, прикладное направление — продолжали культивироваться только в войсках ВДВ и отдельных спецподразделениях КГБ и МВД.

Ветры перемен, волны демократизации сняли  практически все запреты и  ограничения на занятия восточными боевыми искусствами, ив 1989 году была образована федерация боевых искусств СССР. Учредитель — Госкомспорт СССР. Согласно уставу, Федерация объединяла различные виды боевых искусств, включая и восточные единоборства — таэквон-до, каратэ-до (традиционные стили и кекусинкай), айки-до, у-шу, гун-фу и поклонников других школ и направлений боевых искусств. В настоящее время в России свободно куль-гивируются практически все виды боевых единоборств, созданы федерации. Проводятся массовые соревнования, семинары и конференции. Осуществляется педагогическая, методическая и научно-исследовательская работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сейчас  существует множество стилей восточных  единоборств. Каждый из них чем-то отличается от других. Эти отличия обусловлены разницей в технике и философских взглядах. Восточные единоборства — это философия; это неотъемлемая часть философии даосизма и буддизма; образец отступления перед превратностями судьбы, когда нужно слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой, чтобы обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу из ошибок и уроков, которые - преподает жизнь. Все это — многочисленные аспекты восточных единоборств; они учат нас способу жить и способу защищаться . В современном мире воинские искусства Востока до сих пор вызывают немало разноречивых толков и представлений. Вероятно, многие видели в кино или слышали от кого-либо, какую угрожающую силу представляют собой восточные единоборства. Необыкновенная скорость и разрушительная сила, о которой вы слышали или которую видели, не является волшебной, а представляет собой то, что любой человек может достичь в результате упорных тренировок тела и духа. Источником, поразительного воздействия восточных единоборств на современное боевое искусство является накопленная в течение долгого времени изобретательность и мудрость народов Востока.

Восточные единоборства — это учение, сложный  комплекс, духовной и философской  культуры, это многовековые традиции, находящиеся в непрестанном развитии. Восточные единоборства борются с агрессией, но они не агрессивны, и злоба и жестокость им чужды. В восточных единоборствах множество дорог, множество путей — одни занимаются оздоровительными системами, вторые -спортивными, третьи - прикладными системами. Но каким бы путем ни шел человек, он все равно приходит к одной и той же цели - совершенству. И становится не только более сильным, но и более добрым, честным, вежливым, умным, понимающим и человечным.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Алексеев-Апраксин, А.М. Восток -Запад: опыт осмысления межкультурных контактов / А.М. Алексеев-Апраксин // Вопросы культурологии. — 2010. - №12. - С. 10-14
  2. Барановский, В. Айкидо и каратэ / В. Барановский, Ю. Кутырев. - М. : Центр Здоровье народа, 1993. - 144с.
  3. В поисках своего пути : Россия между Европой и Азией : Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / сост. Н.Г. Федоровский. - М. : Логос, 1997. - 752с.
  4. История философии : Запад-Россия-Восток (книга третья Философия XIX-XX в.) М. : Греко-латинский кабинет, 1999. - 448с.
  5. Карпов, В.П. Сто уроков кун-фу : самоучитель и пособие для начинающих / В.П. Карпов. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 269с.
  6. Крюков, В Философия восточных единоборств / В. Крюков // Боевое искусство планеты. - 2006. - №4. - С. 66-77
  7. Литманович, А.В. Непрерывная подготовка специалистов по восточнм единоборствам / А.В. Литманович // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №5. - С. 40-42
  8. Лукашев, М. Шумный мировой триумф джиу-джитсу / М. Лукашев // Боевое искусство планеты. - 2001. - №1. - С. 3-7
  9. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии «И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй» /А.Е. Лукьянов. - М. : Радикс, 1994. - 111с.
  10. Маслов, А. Непростое познание ушу / А. Маслов // Спортивная жизнь России. - 2011. - №3. - С. 31-32
  11. Пасюков, П.Н. Восток-Запад : диалог культур : (анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России) / П.Н. Пасюков. — Южно-Сахалинск, 1999 . — 166с.
  12. Сашко, А. Восточные единоборства как ситема фмзического воспитания дошкольников / А. Сашко // Дошкольное воспитание. - 1999. - №4. - С. 37-38
  13. Свищев, И.Д. Основные направления совершенствования профессинольной подготовки студентов ИФК, специализирующихся по видам борьбы и восточных единоборств / И.Д. Свищев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №2. - С. 11-15
  14. Сухов, А.Д. Русская философия : особенности, традиции, исторические судьбы / А.Д. Сухов. - М. : Наука, 1995. - 157с.
  15. Фатаймуха, И.В. Восточные единоборства : биоэнергетика, оздоровление и совершенствование тела и духа с помощью дыхательной гимнастики / И.В. Фатаймуха, Р.З. Барабаш, Н.А. Петухов // Восточные единоборства — воинское искусство, спрот и система оздоровления : Междунар. науч.-практ. конф. 18-20 ноября 1998. С. 88-93
  16. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / под. ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М. : Проспект, 2011. - 336с.
  17. Философия : конспект лекций / сост. А.В. Якушев. - М. : А-Приор, 2008. - 241с.
  18.    Философия : Энциклопедический словарь / под. ред. А.А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 1072с.
  19. Цянь, Шоухай Пять методов самосовершенствования конфуцианской школы цигун / Цянь, Шоухай // Цигун и спорт. - 1994. - №5. - С. 13-15
  20. Шилкина, В. Человековедение : по мотивам восточной философии и практики здорового образа жизни / В. Шилкина. - СибГАФК. - Омск : СибГАФК, 1997. - 79с.
  21. Шумская, И.Ф. Философские и нравственные основы воинского искусства / И.Ф. Шумская // Восточные единоборства — воинское искусство, спрот и система оздоровления : Междунар. науч.-практ. конф. 18-20 ноября 1998. С. 34-39

Информация о работе Философия восточных единоборств