Философия языка. Коммуникация и общение. Физиология и социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:43, реферат

Описание работы

Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак - это символ. Язык - это символ жизни. Язык полностью заполняет нашу жизнь. Язык выражает любые эмоции, он гремит, тарахтит, нежничает, оценивает, посмеивается, улыбается, смеётся. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать. Для современной философии язык - одна из важнейших тематик.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Три концепции языка: философия имени, философия предложения, философия ценностных установок………………………………………………4
2. Современное философское понимание языка……...…………………..…….8
3. Общее понятие общения………………………..……………………...……..10
4. Общение как обмен информацией………...…………………………….…...11
5. Вербальные и невербальные средства коммуникации………………….....12
6. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга …...…….15
7. Физиология и социализация……………………………………………...…..18

Заключение……………………………………..……………………………....20
Список литературы………………………………………………………...….21

Файлы: 1 файл

философия языка.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Философия языка. Коммуникация и общение. Физиология и социализация. 
 

Содержание: 
 
Введение…………………………………………………………………………..3 

1. Три концепции языка: философия имени, философия предложения, философия ценностных установок………………………………………………4 
2. Современное философское понимание языка……...…………………..…….8 
3. Общее понятие общения………………………..……………………...……..10 
4. Общение как обмен информацией………...…………………………….…...11 
5. Вербальные и невербальные средства коммуникации………………….....12 
6. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга …...…….15 
7. Физиология и социализация……………………………………………...…..18 
 
Заключение……………………………………..……………………………....20 
Список литературы………………………………………………………...….21 

Введение 

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты.

Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак - это символ. Язык - это символ жизни.

Язык полностью заполняет  нашу жизнь. Язык выражает любые эмоции, он гремит, тарахтит, нежничает, оценивает, посмеивается, улыбается, смеётся.

Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать. Для современной философии язык - одна из важнейших тематик.

1. Три концепции языка: философия имени, философия предложения, философия ценностных установок. 

Философия имени. Философы античности и средневековья уделяли в языке основное внимание имени как слову, обозначающему отдельный предмет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, "не так, как нам заблагорассудится", а по природе. Но что значит "по природе"? Для Платона имя подражает прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звучанию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но затем от исходных слов было образовано столько новых слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется общественной традицией. Демокрит считал язык формой общественного договора.

Для нас важно, что интерпретация языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность — это идея Платона или форма Аристотеля). Переходя к средневековью, мы вправе ожидать, что слово будет связано с Богом. Так и есть. Евангелие от Иоанна начинается словами: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога". Язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии. Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналистами и концептуалистами, то слова стали пониматься как выражения идей (реализм), как обозначение предметов как таковых (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий (концептуализм). В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслуживающими особого внимания следующие суждения А.Ф. Лосева, который был ярким пропагандистом философии имени в ХХ.веке. согласно философии, имени, мир рассматривается как имя; имя - символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков.

Философия предложения. В Новое время большое внимание стали уделять соотношению слов и понятий; слова считаются обозначениями мыслей (а также чувств). В 1887году варшавский врач Людвиг Заменгоф создал язык эсперанто (в переводе с латинского означает "надеющийся"), на котором способны общаться ныне несколько миллионов человек.

Развитые в Новое время воззрения, интерес к научному пониманию истины привели к выдвижению в центр анализа предложения, а не слова. Огромное значение в этой связи имели разработки аналитиков (Рассела, Фреге, Витгенштейна, Карнапа). Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием. К повествовательным предложениям в отличие от слова применимо представление об истинности/ложности.

В философии предложения  предмет понимается как то, что  обладает свойствами и участвует  в отношениях. Свойства и отношения  называются признаками. Философия предложения в систематическом виде впервые изложена Витгенштейном в его "Логико-философском трактате".

При рассмотрении любого предложения интерес представляют два момента: 1) что соответствует предложению в реальной действительности; 2) каким образом связаны слова в предложении. В первом случае мы интересуемся значением и смыслом предложения, а во втором — его грамматикой, составленностью, синтаксисом.

Стратегической целью  философии предложения является достижение максимальной ясности в понимании языка. Язык должен быть ясным, как условие математической задачи. Если бы, например, россиянин пригласил аналитически настроенного англичанина на концерт звезд российской эстрады, то почти наверняка последовал бы вопрос: "Скажите, пожалуйста, кого в России называют звездой эстрады?" Может быть, звездой эстрады называют в России очень хорошего артиста, а возможно, всего лишь завсегдатая московских тусовок. Англичанин желает ясности. "Кот в мешке" его не устраивает.

Итак, философия предложения - это важнейший этап в развитии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике (теории значения и смысла) и синтаксису (сочетанию слов в предложении). Философия предложения дополняет философию имени.

Философия ценностных установок. Язык создается и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом характере интерпретации. В этой связи за последние 3-4 десятка лет в философии языка резко возросло внимание к ценностным установкам личности, которые содержатся в высказываниях типа: “Знает”,  “Верит”, “A помнит, что”, “Надеется”, “хочет”.

Лет десять тому назад  едва ли не каждый ученик читал строки В. Маяковского: "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть". Но как понять выражение "я знаю" (анализу которого философы-аналитики посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверждая "я знаю"? Вроде бы в его строках есть даже доказательство: в стране советской живут замечательные люди, следовательно, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает ученый, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказательство, ибо суждения поэта невозможно подтвердить и опровергнуть фактами. То, что Москва — самый большой город России, можно подтвердить фактами; знания Маяковского — это его личная ценностная установка, она принадлежит ему (согласно его суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному, доступными реальными фактами. "Я знаю" означает у Маяковского "Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы страна советская процветала".

Итак, очень часто предложение  является выражением ценностной установки  личности, оно обладает особым прагматическим смыслом. Прагматика — это такая философия языка, которая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных установок можно назвать одним словом — прагматика.

С ценностными установками, своими и других людей, человек имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его действия попадают ценности. В этой связи в философии языка предстоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно сказать о ценностях, какая логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, ценностный смысл, как на основе анализа предложений с прагматическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.

2. Современное философское понимание языка

 

Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках четырех ведущих современных философских направлений: феноменологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма.

Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов.

Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно поэтому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и достаточно ли полно. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Философия — это не что иное, как философия языка. Особенности современного аналитического языка отчетливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна, который отлично понимал, что так как значение слова есть его употребление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо довести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.

Герменевтики также занимают своеобразную позицию. Подобно философам античности они сопоставляют сущность предметов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевтики понимают язык как само бытие сущности. "Язык — это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание",- подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира — язык — переживание. Аналитик же рассуждает в другой манере: язык — его анализ — мир фактов (никаких сущностей).

Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то постмодернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства — от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее.

 

3. Общее понятие общения

Взаимодействие  человека с окружающим миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение  - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения -взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них. 

4. Общение как обмен информацией

Выделяют три класса функций общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную.  
И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.  
Когда говорят об общении, как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

Во-первых, общение  нельзя рассматривать как отправление  информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с  отношением двух индивидов. В коммуникативном процессе происходит не только "движение информации", но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством  системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами - обмен  такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное  влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда  оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

Информация о работе Философия языка. Коммуникация и общение. Физиология и социализация