Философия языка. Коммуникация и общение. Физиология и социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:43, реферат

Описание работы

Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак - это символ. Язык - это символ жизни. Язык полностью заполняет нашу жизнь. Язык выражает любые эмоции, он гремит, тарахтит, нежничает, оценивает, посмеивается, улыбается, смеётся. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать. Для современной философии язык - одна из важнейших тематик.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Три концепции языка: философия имени, философия предложения, философия ценностных установок………………………………………………4
2. Современное философское понимание языка……...…………………..…….8
3. Общее понятие общения………………………..……………………...……..10
4. Общение как обмен информацией………...…………………………….…...11
5. Вербальные и невербальные средства коммуникации………………….....12
6. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга …...…….15
7. Физиология и социализация……………………………………………...…..18

Заключение……………………………………..……………………………....20
Список литературы………………………………………………………...….21

Файлы: 1 файл

философия языка.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. 

5. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Речь – особая  и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны -говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих - говорящего и слушающего -должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

Язык -строго нормализованная  система средств общения, а речь -его применение в процессе общения  для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей -это набор  разных средств для выражения  мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи некоторая определенная система языковых средств -в ней будет высказана определенная мысль.

Речь выполняет  две основные функции -коммуникативную  и сигнификативную, благодаря которым  речь является средством общения  и формой существования мысли, сознанияРазличают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная на монологическую и диалогическую: 

     

Речь 
/                  \

 
   

Внешняя 
/                   \

 

Внутренняя

 

Устная 
/          \

 

Письменная

 

монологическая

 

диалогическая

   

Внутренняя  речь. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредствованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная и разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. Письменная речь -процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе. Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.

Монологическая  речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности.  
В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Речь является самым универсальным средством  коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации.

Содержание  общения состоит в том, что  в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга.

Невербальная  коммуникация. Первым среди них можно назвать систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы  знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая  система -это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система -включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.

Проксемика -это  специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики -Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Визуальное общение ("контакт глаз") - новая область исследования.  
Доказано, что, как и все невербальные средства общения, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. 

 
6. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга

 
Интерактивная сторона общения связанна с межличностным взаимодействием людей, организацией их совместной деятельности. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм -принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Обращение людей  к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Множественность позиций нередко порождает их столкновение-ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. "Исполнение" роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Психологическое воздействие – структурная единица, компонент общения. По своей сущности психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.).  
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения. Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин "восприятие" здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общении всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

В эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Каждый их участников, оценивая другого, стремиться построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемой в аналогичной ситуации

 

7. Физиология и социализация 

В философии социализация – это процесс усвоения индивидом  социального опыта и включение  личности в систему социальных отношений, в систему ролей, прав и обязанностей гражданина. Социализация – это  процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, владение которыми позволяет личности чувствовать себя комфортно. Социализация – это  развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. 
Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса . Во втором — она осуществляется как преднамеренный и специально организованный относительно регулируемый процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Характерной особенностью процесса социализации является его  непрерывность. Он начинается с появления  человека на свет и формирования его  сознания, а завершается с его смертью. Процесс социализации охватывает разнообразные явления общественной жизни. Не скрою, что в момент определения параметров развития человека возникает целая вереница правил и законов, которые определяют движение человека по его жизненной траектории. Однако в судьбе каждого заложен механизм реализации генетических особенностей и возможностей именно здесь, в этом социальном пространстве. Одни думают, что это связано с Божественной Волей, другие — со случайным стечением обстоятельств. В появлении человеческого существа на Земле задействованы многочисленные факторы, которые характерны для данного типа общества и направлены на его движение по пути реализации общественного плана, заложенного в единый код развития мироздания. Таким образом, процесс социализации содержит в себе целевую составляющую, направленную на совершенствование всей общественной жизни. Инструментом выступает человек, который порождает общественные нормы, опираясь на предыдущие, при этом изменяет их или привносит качественно новые. В социализации, таким образом, ведущими становятся отношения, которые порождаются людьми для осуществления личностного развития и реализации своих личностных планов. Если возникает ситуация, когда происходит сбой в отношениях, который приводит к разрушению связей и нарушениям в развитии личности, возникает побочный процесс социализации (дисоциализация), создающий иное социальное пространство, основанное на ложных ценностях, нормах, способах поведения. 
      А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Информация о работе Философия языка. Коммуникация и общение. Физиология и социализация