Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:43, реферат
Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак - это символ. Язык - это символ жизни. Язык полностью заполняет нашу жизнь. Язык выражает любые эмоции, он гремит, тарахтит, нежничает, оценивает, посмеивается, улыбается, смеётся. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать. Для современной философии язык - одна из важнейших тематик.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Три концепции языка: философия имени, философия предложения, философия ценностных установок………………………………………………4
2. Современное философское понимание языка……...…………………..…….8
3. Общее понятие общения………………………..……………………...……..10
4. Общение как обмен информацией………...…………………………….…...11
5. Вербальные и невербальные средства коммуникации………………….....12
6. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга …...…….15
7. Физиология и социализация……………………………………………...…..18
Заключение……………………………………..……………………………....20
Список литературы………………………………………………………...….21
Язык – это символ
всей нашей жизни. Философия языка содержит
три наиважнейшие концепции: философию
имени, философию предложения, философию
ценностных установок. Согласно философии
имени, слова являются простыми обозначениями
вещей. Согласно философии предложения
– истинное предложение обладает значением
и смыслом и построено по правилам грамматики.
Согласно философии ценностных установок
– предложение обладает ценностным смыслом.
Язык обладает практическим
и коммуникативным назначением.
Одно из важнейших назначений языка –
обеспечить успешную коммуникацию людей.
Языковая коммуникация предполагает установление
контакта между людьми, развитие способности
взаимопонимания. Языковое понимание
требует согласованности языка говорящего
и языка слушающего. В одних случаях люди
понимают друг друга с полуслова, в других
— понимание наступает после диалога,
дискуссию.
Понимание является одним
из главных моментов речи. Возникновение
речи вне общества невозможно. Речь является
средством общения и формой существования
мысли, сознания. Речь обычно должна разрешить
какую-то более или менее осознанную говорящим
задачу и является действием, оказывающим
то или иное воздействие на тех, к кому
она обращена. Для того, чтобы речь стала
вполне сознательным действием, необходимо,
прежде всего, чтобы говорящий четко осознал
задачу, которую должна разрешить его
речь, ее основную цель. Однако понимание
задачи, которую должна разрешить речь,
предполагает не только осознание цели,
но и учет условий, в которых она осуществляется.
Эти условия определяются характером
предмета, о котором идет речь, и особенностями
аудитории, к которой она обращена. Лишь
при учете целей и условий в их соотношении
человек знает, что и как ему сказать, и
может строить свою речь как сознательное
действие, способное разрешить задачу,
которую он поставил.
Анализ всех систем
невербальной коммуникации показывает,
что они, несомненно, играют большую вспомогательную
роль в коммуникативном процессе. Обладая
способностью не только усиливать или
ослаблять вербальное воздействие, все
системы невербальной коммуникации помогают
выявить такой существенный параметр
коммуникативного процесса, как намерение
его участников. Вместе с вербальной системой
коммуникации эти системы обеспечивают
обмен информацией, необходимый людям
для организации совместной деятельности,
исходным условием успешности общения
является соответствие поведения взаимодействующих
людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять
себе общение всегда и при всех обстоятельствах
гладко протекающим и лишенным внутренних
противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается
антагонизм позиций, отражающий наличие
взаимоисключающих ценностей, задач и
целей, что иногда оборачивается взаимной
враждебностью – возникает межличностный
конфликт. Социальная значимость конфликта
различна и зависит от ценностей, лежащих
в основе межличностных отношений.
Общение как продолжение себя
в другом есть уже общение второго рода.
Если общение первого рода (общение как
коммуникация) выступило как сторона совместной
деятельности, то общение второго рода
в качестве существенной своей стороны
имеет совместную деятельность по производству
общественно ценного и личностно значимого
предмета. Здесь зависимость перевертывается
и уже деятельность выступает как аспект,
часть, необходимая предпосылка общения.
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой -общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Список литературы
1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат//
Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994.
С.3-73.
2. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных
отношений. -М.: Политиздат, 1988г.
3. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд. МГУ,
1990.
4. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.:
Наука, 1979.
5. Петровский А.В. Введение в психологию.
М.: Издательский центр "Академия",
1995г.
6. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве
языка: Семиотические проблемы лингвистики,
философии, искусства. М.: Наука, 1985.
Информация о работе Философия языка. Коммуникация и общение. Физиология и социализация