Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:12, реферат
Если мы рассмотрим существующие представления о языке как об объекте осмысления и исследования, то увидим, что эти представления нетождественны в различных видах теорий языка. При этом на протяжении более двух тысяч лет европейской традиции исследований языка философские и эмпирические теории языка не имели строгого разграничения (например, диалог Платона "Кратил" считается лингвистами первым в Европе специальным сочинением по лингвистике), и лишь в последние два столетия различия в подходах оформляются в самостоятельные области исследования как в рамках философии, так и в позитивной науке.
Философия языка на фоне развития философии.
Если мы рассмотрим существующие представления о языке как об объекте осмысления и исследования, то увидим, что эти представления нетождественны в различных видах теорий языка. При этом на протяжении более двух тысяч лет европейской традиции исследований языка философские и эмпирические теории языка не имели строгого разграничения (например, диалог Платона "Кратил" считается лингвистами первым в Европе специальным сочинением по лингвистике), и лишь в последние два столетия различия в подходах оформляются в самостоятельные области исследования как в рамках философии, так и в позитивной науке.
Я попытаюсь охарактеризовать несколько различных абстракций языка, используемых в различных видах теорий, и проследить их взаимодействия и трансформации в связи с развитием собственно теоретической философии.
Можно выделить несколько абстракций языка, применяемых:
1. в логике;
2. в аналитической философии;
3. в филологии и герменевтике;
4. в структурализме;
5. в семиотике;
6. в лингвистике.
1. К. Айдукевич писал 
о разных принципах 
Итак, согласно такой точке 
зрения, репрезентативной, по крайней 
мере, для классической логики, можно 
сказать, что используемые в логике 
и в лингвистике абстракции языка 
различаются тем, что логика применяет 
метод идеализации, а лингвистика 
эмпирически описывает 
2. Это различение, вероятно, 
может быть эксплицировано в 
качестве исходного допущения 
при философствовании "логикоморфном" 
- аналитическом. Чтобы 
Аналитические теории коммуникационного намерения, концентрирующиеся на употреблении выражений в речевых ситуациях, также, как правило, разделяют эту абстракцию объекта.
3. Другое направление 
философских исследований 
идея системности знака и ее методологические следствия - прежде всего отведение семантической роли синтагматическим отношениям в языке, признание зависимости значения знака от его окружения и внутренней формы;
семантическая релевантность интерпретации.
4. Еще одно направление 
исследований языка, которое 
каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к другим элементам в составе системы; отношения в рамках системы доминируют над элементами;
подобно языку могут быть рассмотрены и некоторые другие системы, действующие в человеческих сообществах, - фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и т.д., а в предельном смысле - вообще любые системы: все они могут изучаться, подобно языку, лингвистически, в частности формализоваться теми или иными точными способами (семиотика).
5. Специфика абстракции 
языка, используемой в 
Этим объясняется, например, то обстоятельство, что два основателя семиотики, философы Ч.С. Пирс и Ч.У. Моррис - мыслители во многом противоположные. В их подходах к проблеме значения обнаруживаются совершенно различные эпистемологические установки (неокантианская и бихевиористская соответственно), что не помешало Моррису принять за основу работы Пирса по знаковым системам при формировании семиотики как научной дисциплины.
6. С точки зрения методологии 
лингвистики ее трактовка как 
эмпирической дисциплины (например, 
в подходе Айдукевича, с которого 
мы начали рассмотрение), не использующей 
идеализации, оказывается 
Лингвистическая абстракция 
не представляет собой единого целого, 
разделяясь как минимум надвое в 
соответствии с усмотренной Гумбольдтом 
дистинкцией между таким 
статически, когда мы констатируем само наличие этого явления и его собственные отличительные признаки;
процессуально, когда мы стремимся определить, в результате какого процесса оно возникает или же преобразованием какой единицы (или единиц) может считаться.
В одном случае мы рассматриваем 
анализируемое явление как 
В первом случае знак рассматривается 
как элемент статической 
Во втором случае знак может 
быть рассмотрен как элемент динамической 
системы - процесса передачи информации. 
Такие модели учитывают, с одной 
стороны, актуализацию значения в процессе 
коммуникации, с другой - изменения 
в значении языковых единиц в связи 
с изменениями, которые претерпевают 
обозначаемые реалии во внешнем мире, 
и с тем, как эти изменения 
трансформируются в сознании носителя 
языка и языкового сообщества. 
В этом случае в языковом знаке 
обнаруживаются три плана: план выражения 
и план содержания, соотношение которых 
может определяться так же, как 
в предыдущем случае, а также план 
интерпретации сообщения 
Различие указанных подходов 
может быть рассмотрено в связи 
с разными эпистемологическими 
парадигмами, поскольку оно отражает 
отказ от характерного для репрезентационизма 
статичного подхода к исследованию 
знания. Для теорий языка это может 
означать, что внимание методологии 
переключается с проблемы обоснования 
языкового знания (т.е. проблемы философской) 
на проблему строения и развития самой 
теории. Является ли такое следствие 
единственным? Для ответа на этот вопрос 
надо проследить последовательность трансформаций 
статико-динамической контроверзы 
в связи с развитием 
Противопоставление 
От Платона до Гумбольдта теории языка не разделялись на философию языка и лингвистику. С классической древности до конца XVIII в. лингвистика не была отделена от логики и ее предметом (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. Обособление лингвистики произошло в XIX в. и связано с выработкой эволюционного взгляда на язык, позволившего идентифицировать предмет лингвистики - различные языки в их истории - как самостоятельный предмет, отличный от предмета любой другой науки.
В ходе развития лингвистических 
учений можно выделить следующие 
главные направления, последовательно 
сменявшие друг друга в качестве 
доминирующих: логическое, сравнительно-историческое, 
структурное и конструктивное. Первое 
из них в равной степени принадлежит 
собственно философии (период с V в. до 
н. э. по начало XIX в.). При этом, поскольку 
теории языка разрабатывались 
Когда Декарт повторно ввел 
главные темы античности в представлении 
сущностного разделения сознания и 
тела, эпистемологически основной среди 
них оказался репрезентационизм (опора 
на представление). Согласно этому принципу, 
ментальные объекты представляют вещи 
внешнего по отношению к сознанию 
мира, а мышление подразумевает манипуляцию 
этими представлениями. Такой последовательный 
дуализм породил серьезные 
Соответственно, анализ отношения языка к внешнему миру в "логическом" направлении исходит из допущения о том, что наше знание, выражаемое средствами языка, есть знание о внешнем мире, трансцендентном по отношению к этому знанию и языку. Отношение языка к сознанию играет здесь подчиненную роль: от "лектона" стоиков до "знака" Локка (и, с определенными оговорками, вплоть до многих современных вариантов "денотации" и "референции" или "интенциональности") элементы языка полагаются аналогами элементов сознания, заключающего о внешнем мире. Анализ языка выступает на этом этапе одним из средств логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Отсюда следует отождествление логических и языковых категорий, восходящее к Аристотелю и наиболее полно воплощенное в картезианских грамматиках. Язык рассматривается лишь с точки зрения его функционирования как данная и неизменная система средств общения и выражения мысли.
Информация о работе Философия языка на фоне развития философии