Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:12, реферат
Если мы рассмотрим существующие представления о языке как об объекте осмысления и исследования, то увидим, что эти представления нетождественны в различных видах теорий языка. При этом на протяжении более двух тысяч лет европейской традиции исследований языка философские и эмпирические теории языка не имели строгого разграничения (например, диалог Платона "Кратил" считается лингвистами первым в Европе специальным сочинением по лингвистике), и лишь в последние два столетия различия в подходах оформляются в самостоятельные области исследования как в рамках философии, так и в позитивной науке.
Философия языка на фоне развития философии.
Если мы рассмотрим существующие представления о языке как об объекте осмысления и исследования, то увидим, что эти представления нетождественны в различных видах теорий языка. При этом на протяжении более двух тысяч лет европейской традиции исследований языка философские и эмпирические теории языка не имели строгого разграничения (например, диалог Платона "Кратил" считается лингвистами первым в Европе специальным сочинением по лингвистике), и лишь в последние два столетия различия в подходах оформляются в самостоятельные области исследования как в рамках философии, так и в позитивной науке.
Я попытаюсь охарактеризовать несколько различных абстракций языка, используемых в различных видах теорий, и проследить их взаимодействия и трансформации в связи с развитием собственно теоретической философии.
Можно выделить несколько абстракций языка, применяемых:
1. в логике;
2. в аналитической философии;
3. в филологии и герменевтике;
4. в структурализме;
5. в семиотике;
6. в лингвистике.
1. К. Айдукевич писал
о разных принципах
Итак, согласно такой точке
зрения, репрезентативной, по крайней
мере, для классической логики, можно
сказать, что используемые в логике
и в лингвистике абстракции языка
различаются тем, что логика применяет
метод идеализации, а лингвистика
эмпирически описывает
2. Это различение, вероятно,
может быть эксплицировано в
качестве исходного допущения
при философствовании "логикоморфном"
- аналитическом. Чтобы
Аналитические теории коммуникационного намерения, концентрирующиеся на употреблении выражений в речевых ситуациях, также, как правило, разделяют эту абстракцию объекта.
3. Другое направление
философских исследований
идея системности знака и ее методологические следствия - прежде всего отведение семантической роли синтагматическим отношениям в языке, признание зависимости значения знака от его окружения и внутренней формы;
семантическая релевантность интерпретации.
4. Еще одно направление
исследований языка, которое
каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к другим элементам в составе системы; отношения в рамках системы доминируют над элементами;
подобно языку могут быть рассмотрены и некоторые другие системы, действующие в человеческих сообществах, - фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и т.д., а в предельном смысле - вообще любые системы: все они могут изучаться, подобно языку, лингвистически, в частности формализоваться теми или иными точными способами (семиотика).
5. Специфика абстракции
языка, используемой в
Этим объясняется, например, то обстоятельство, что два основателя семиотики, философы Ч.С. Пирс и Ч.У. Моррис - мыслители во многом противоположные. В их подходах к проблеме значения обнаруживаются совершенно различные эпистемологические установки (неокантианская и бихевиористская соответственно), что не помешало Моррису принять за основу работы Пирса по знаковым системам при формировании семиотики как научной дисциплины.
6. С точки зрения методологии
лингвистики ее трактовка как
эмпирической дисциплины (например,
в подходе Айдукевича, с которого
мы начали рассмотрение), не использующей
идеализации, оказывается
Лингвистическая абстракция
не представляет собой единого целого,
разделяясь как минимум надвое в
соответствии с усмотренной Гумбольдтом
дистинкцией между таким
статически, когда мы констатируем само наличие этого явления и его собственные отличительные признаки;
процессуально, когда мы стремимся определить, в результате какого процесса оно возникает или же преобразованием какой единицы (или единиц) может считаться.
В одном случае мы рассматриваем
анализируемое явление как
В первом случае знак рассматривается
как элемент статической
Во втором случае знак может
быть рассмотрен как элемент динамической
системы - процесса передачи информации.
Такие модели учитывают, с одной
стороны, актуализацию значения в процессе
коммуникации, с другой - изменения
в значении языковых единиц в связи
с изменениями, которые претерпевают
обозначаемые реалии во внешнем мире,
и с тем, как эти изменения
трансформируются в сознании носителя
языка и языкового сообщества.
В этом случае в языковом знаке
обнаруживаются три плана: план выражения
и план содержания, соотношение которых
может определяться так же, как
в предыдущем случае, а также план
интерпретации сообщения
Различие указанных подходов
может быть рассмотрено в связи
с разными эпистемологическими
парадигмами, поскольку оно отражает
отказ от характерного для репрезентационизма
статичного подхода к исследованию
знания. Для теорий языка это может
означать, что внимание методологии
переключается с проблемы обоснования
языкового знания (т.е. проблемы философской)
на проблему строения и развития самой
теории. Является ли такое следствие
единственным? Для ответа на этот вопрос
надо проследить последовательность трансформаций
статико-динамической контроверзы
в связи с развитием
Противопоставление
От Платона до Гумбольдта теории языка не разделялись на философию языка и лингвистику. С классической древности до конца XVIII в. лингвистика не была отделена от логики и ее предметом (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. Обособление лингвистики произошло в XIX в. и связано с выработкой эволюционного взгляда на язык, позволившего идентифицировать предмет лингвистики - различные языки в их истории - как самостоятельный предмет, отличный от предмета любой другой науки.
В ходе развития лингвистических
учений можно выделить следующие
главные направления, последовательно
сменявшие друг друга в качестве
доминирующих: логическое, сравнительно-историческое,
структурное и конструктивное. Первое
из них в равной степени принадлежит
собственно философии (период с V в. до
н. э. по начало XIX в.). При этом, поскольку
теории языка разрабатывались
Когда Декарт повторно ввел
главные темы античности в представлении
сущностного разделения сознания и
тела, эпистемологически основной среди
них оказался репрезентационизм (опора
на представление). Согласно этому принципу,
ментальные объекты представляют вещи
внешнего по отношению к сознанию
мира, а мышление подразумевает манипуляцию
этими представлениями. Такой последовательный
дуализм породил серьезные
Соответственно, анализ отношения языка к внешнему миру в "логическом" направлении исходит из допущения о том, что наше знание, выражаемое средствами языка, есть знание о внешнем мире, трансцендентном по отношению к этому знанию и языку. Отношение языка к сознанию играет здесь подчиненную роль: от "лектона" стоиков до "знака" Локка (и, с определенными оговорками, вплоть до многих современных вариантов "денотации" и "референции" или "интенциональности") элементы языка полагаются аналогами элементов сознания, заключающего о внешнем мире. Анализ языка выступает на этом этапе одним из средств логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Отсюда следует отождествление логических и языковых категорий, восходящее к Аристотелю и наиболее полно воплощенное в картезианских грамматиках. Язык рассматривается лишь с точки зрения его функционирования как данная и неизменная система средств общения и выражения мысли.
Информация о работе Философия языка на фоне развития философии