Философия языка на фоне развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Если мы рассмотрим существующие представления о языке как об объекте осмысления и исследования, то увидим, что эти представления нетождественны в различных видах теорий языка. При этом на протяжении более двух тысяч лет европейской традиции исследований языка философские и эмпирические теории языка не имели строгого разграничения (например, диалог Платона "Кратил" считается лингвистами первым в Европе специальным сочинением по лингвистике), и лишь в последние два столетия различия в подходах оформляются в самостоятельные области исследования как в рамках философии, так и в позитивной науке.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 32.15 Кб (Скачать файл)

Соответствующее эпистемологическое допущение является, возможно, одним  из важнейших следствий "лингвистического поворота" в философии ХХ века. Так, согласно Рорти, обоснованность чьих-либо полаганий нельзя определить, исследуя отношения между идеями и их объектами. Оправдание, обоснованность полаганий - социальный процесс, многоаспектный процесс коммуникации, посредством  которого мы пробуем убедить друг друга в том, что мы полагаем. Мы понимаем природу знания, когда мы понимаем, какое значение знание имеет  для обоснования наших полаганий, а не для все более и более  точного представления действительности.

Отсюда становится ясной  эпистемологическая значимость конструктивных систем для обоснования употребления языка. Она состоит прежде всего  в выявлении совокупности взаимоотношений  между различными частями концептуального  аппарата. Фундаменталистская репрезентационистская  метафора заменена в них Куайновой "сетью полаганий" ("web of belief"). После установления общей связности  и внутренней непротиворечивости системы  следующим этапом является выявление  согласуемости различных систем, т. е. применительно к лингвистическим  ситуациям, интерсубъективной аутентичности  значений, возможности одинаковой идентификации  референтов всеми членами языкового  сообщества11. В этом смысле обладать знанием о предмете означает иметь  возможность дать то или иное его  описание, позволяя нам считать знание, говоря словами Джеймса, тем, "что  лучше может быть полагаемым", но не "точной репрезентацией реальности". Философия языка, таким образом, предоставляет наиболее непосредственные основания для общефилософских  построений.

Итак, взаимные влияния различных  абстракций языка, используемых в различных  видах теорий, оказываются взаимно  плодотворными. Но наиболее продуктивным среди них, как представляется, стало  влияние динамических представлений. Взаимоотношения лингвистической  и философской абстракций проходят как бы два витка. Кантовский синтез и поэтические интуиции Гумбольдта сформировали лингвистическую абстракцию, которая оказала влияние на все  остальные, чтобы затем вновь  испытать влияние философской абстракции уже по новым, конструктивистским основаниям. При этом философская абстракция языка <оказывается> неразрывно связана с основными темами и движениями философии в целом.

М.В.Лебедев.


Информация о работе Философия языка на фоне развития философии