Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:42, контрольная работа
Оставшиеся направления связаны прежде всего с исследованием разнообразия культур человеческих обществ. На практике интересы ученых в основном ограничиваются "примитивными" обществами, изучение которых может быть более всесторонним, чем в случае "развитых" обществ. Это обстоятельство часто отводит антропологу роль защитника и толкователя ценностей жизни и быта наших далеких предков.
ПКЗ «Философия»
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное
задание
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
Студент |
Пацуло Ольга Викторовна |
Группа |
12422 |
Дата |
10.12.2012 |
Подпись |
______________________________ |
Преподаватель |
Антипов Георгий Александрович |
Дата |
______________________________ |
Оценка |
______________________________ |
Подпись |
______________________________ |
Тема 4. Философская антропология (учение о человеке).
Введение
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ— наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.
В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования психологии человека, хотя всегда находились ученые, настаивающие на том, что антропология должна исследовать и тело, и душу, и связи, существующие между ними. С развитием зоологии, социологии и экономики антропология потеряла большую часть своих направлений. В частности, физическая антропология в 1953 г. после открытия структуры ДНК стала частью новой науки – генетики. Оставшиеся направления связаны прежде всего с исследованием разнообразия культур человеческих обществ. На практике интересы ученых в основном ограничиваются "примитивными" обществами, изучение которых может быть более всесторонним, чем в случае "развитых" обществ. Это обстоятельство часто отводит антропологу роль защитника и толкователя ценностей жизни и быта наших далеких предков.
1.Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
Чeлoвeк - yникaльнoe coздaниe Bceлeннoй. Ecли дaжe cчитaтьcя c гипoтeзoй o cyщecтвoвaнии "cнeжнoгo" чeлoвeкa или гyмaнoидoв - кocмичecкиx пpишeльцeв, тo нaдo пpизнaть, чтo вид Чeлoвeк paзyмный - нeпoвтopимoe твopeниe. Oн - пpoдyкт Пpиpoды, плoд биoлoгичecкoй эвoлюции. Ho чeлoвeк в cвoeй иcтopии в ocнoвнoм вышeл из-пoд дeйcтвия чиcтo биoлoгичecкиx зaкoнoмepнocтeй. Биoлoгичecкий "зaмoк" чeлoвeчecкoгo мoзгa oткpывaeтcя тoлькo "ключoм", нaxoдящимcя в oбщeнии людeй. Человек не только природное существо, биологический индивидуум. Разумеется, своим происхождением, анатомо-физиологическими особенностями, биологическими закономерностями своего организма человек связан с природой, является ее высшим продуктом. Однако сама по себе природа не наделяет человека ни одним из тех свойств, которые всегда признавались человеческими.
В биологическом смысле индивид всегда в некотором отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомстве и смертью, вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биологическом смысле природа становится "равнодушной", "теряет интерес" к индивиду после завершения им репродуктивного возраста, то для человеческого индивида, ставшего личностью, уже не природа, в общество определяет меру и ценность его жизни. И как раз три, где отступается природа, возрастает интерес общества, так как развитие личности отдельного человека - цель и средство существования и развитии человечества - и как вида Homo sapiens, и как социальной общности, носителя разума и культуры на Земле.
Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.
Крупные сдвиги в экономике и повседневной жизни людей, происшедшие за последние десятилетия, настоятельно ставят вопрос о влиянии изменений условий жизни на биологические и психические особенности человека. Социальное развитие по отношению к биологии человека не всегда и не во всем приводит к благоприятным результатам.
Биологическая адаптация человека понимается в настоящее время предельно широко и не сводится только к сохранению биологического гомеостаза, т.е. к достижению устойчивого равновесия и само регуляции живого организма в изменяющихся условиях среды. Существуют также и активные формы поддержания гомеостаза через специфически человеческую деятельность - социальную и техническую. В итоге оказывается, что для человека адаптация охватывает широкий круг факторов биологического и социального характера, причем последние подчиняют себе во многих случаях первые. Это ставит большие задачи и проблемы не только перед биологией человека, но и перед социологией, психологией и педагогикой, теорией нравственного воспитания и научной организации труда.
Внастоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме.
Не только сознание, речь, человеческие эмоции, но даже способность прямохождения человек не получает от рождения, хотя все необходимые биологические предпосылки он наследует от родителей. Известные случаи "воспитания" детей среди зверей лишний раз показывают, что человек не может сформироваться вне общества. Длительное пребывание ребенка в чисто природной среде приводит к таким изменениям, что, даже вернувшись в общество, он с громадным трудом превращается в человека.
Из царства животных человек выделился благодаря труду. Именно в процессе труда, в ходе изготовления и использования орудий для переделки внешнего мира он сформировал и развил свои человеческие способности и свойства, создал свой особый социальный мир, в котором он только и может существовать.
Так, согласно многим демографическим данным, эволюция продолжительности человеческой жизни происходила на протяжении истории человечества и происходит в наши дни, причем речь идет не о "чисто" биологическом времени, обусловленном генетически (такого никогда не бывает у человека как личности, испытывающей доминирующее влияние социальных фактов) но именно о социальной продолжительности жизни, где условия жизни и среда играют определяющую роль, существенно видоизменяя действие биологических факторов.
Учет этих факторов, разных в разных социально-экономических системах, позволяет и сам процесс социального старения человека подразделить на нормальное, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма, и патологическое, при котором наблюдается негативное воздействие социальных факторов, детерминирующих естественно протекающие процессы старения. Поэтому первой и основной задачей является свести до минимума причины, приводящие к патологическому социальному старению, и эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку нормальные человеческие условия существования, включая медицинское обслуживание.
2.Проблема человека в
Высокая классика античной философии связана с величайшими мыслителям Древней Греции Аристотелем (384-322 гг.до н.э.). Историческим фоном развертывания указанной философии являлся кризис древнегреческой полисной системы. Аристотель тяготел к энциклопедизму. Он основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и «второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).
Для Аристотеля форма в своей
динамике выражает иерархичность бытия.
Из меди можно изготовить много вещей,
но медь остается медью. Намного более
иерархично ведет себя форма. Сравним:
форма неживых предметов — растительная
форма — животная форма — форма (душа)
человека. Это сравнение поднимает нас
по лестнице форм, причем значение материи
ослабевает, а формы — возрастает. А если
сделать еще шаг и заявить, что есть чистая
форма, тем самым мы обнаружим перводвигатель
всего, а значит, принципиально объяснили
все многообразие фактов движения. Бог,
как и все доброе и красивое, притягивает,
влечет к себе.
Бог Аристотеля — это перводвигатель.
Это еще и ум. Почему ум? Аристотель рассуждает
по аналогии: что главнее всего в душе
человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство,
потому он тоже есть ум, но более развитой,
чем человеческий. Бог неподвижен. Как
источник движения он не имеет причину
движения, ибо нам пришлось бы за одной
причиной движения открывать другую и
так далее, без конца. Бог - конечная причина
движения; само это утверждение имеет
смысл, если считать бога неподвижным.
Итак, бог умственно совершенен, он источник
всякого движения, неподвижен, не имеет
истории, значит, вечен. Бог Аристотеля
бесстрастен, он не принимает участия
в делах людей. Бог — великолепный ум.
Если человек по-настоящему возжелает
быть похожим на бога, то ему в первую очередь
надлежит развивать свой ум.
Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику, развивая ее в духе идей морального абсолютизма (добродетель поступка есть благо само по себе) и «золотой середины».
Учение Сократа придает
первостепенное значение тому, что человек
есть существо познающее, разумное. Сущность человека — душа. Этика Сократа.
Человека отличает от других существ душа,
считает Сократ. Душа — это способность
человека осознавать, проявлять мыслительную
активность, быть совестливым и моральным,
добродетельным. Потенциал души реализуется
в познании, недостаток последнего есть
невежество. Тело человека не довлеет
над его душой, наоборот, оно является
инструментом души. Сократ занимается
телесными упражнениями, но еще больше
душевными. Без последних нельзя воспитать
в себе добродетеля, среди которых главное
— мудрость, справедливость, умеренность.
Развивая свои добродетели, человек достигает
гармонии души, даже физическое насилие
не может ее разрушить. А это означает,
что человек становится свободным. В этом
и состоит его счастье.
Этика Сократа, описанная в предыдущем
абзаце, имела в становлении современного
человека, как свидетельствует история,
непреходящее значение. Но и она не лишена
парадоксов. Задумаемся над следующими
сложными для этики Сократа вопросами.
1. Почему много знающий человек, как известно
хотя бы из истории преступлений, все-таки
совершает зло? По Сократу, только кажется,
что злодей много знает. Это суждение звучит
не очень убедительно. Современный философ
склонен считать, что преступник не обладает
доброй волей. Этика Сократа не содержит
представления о доброй воле.
2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот
вопрос невозможно найти ответ в этике
Сократа.
Мы используем слово «диалектика» для обозначения искусства достижения философских истин. В этом отношении Сократ также был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно
отчетливо выделяются три этапа:
Первый этап — дисквалификация
себя и собеседника. Обычно человеку кажется,
что он знает ответ едва ли не на любой
сложный вопрос. Стоит, однако, начать
серьезные исследования, как иллюзия начинает
рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ,
когда он даже про себя говорил: «Я знаю,
что ничего не знаю».
Второй этап — ирония. Человек
«цепляется» за свои иллюзии, поэтому,
чтобы добиться освобождения от них, уместно
сильнодействующее средство. Таковым
Сократ считал иронию.
Третий этап — рождение мысли,
душа порождает истину. Диалектика Сократа
сохраняет свое значение до настоящих
дней.
Философия, по Сократу, это «экзамен
души», экзамен на мудрость, честность,
правду, свободу.
Информация о работе Философская антропология (учение о человеке)