Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:42, контрольная работа
Оставшиеся направления связаны прежде всего с исследованием разнообразия культур человеческих обществ. На практике интересы ученых в основном ограничиваются "примитивными" обществами, изучение которых может быть более всесторонним, чем в случае "развитых" обществ. Это обстоятельство часто отводит антропологу роль защитника и толкователя ценностей жизни и быта наших далеких предков.
Проявлением роли субъективного фактора в истории является процесс модернизации обществ, начавшийся около шести веков тому назад в Западной Европе с открытия и распространения духовных ценностей Нового времени: мировоззренческих, научных, моральных, эстетических. С их помощью были созданы новые технологии и социальные институты (государственные, правовые, экономические и др.). Вначале модернизация охватила Англию, Голландию, Швецию, т.е. протестантские страны. Затем она продолжилась в католических странах: Франции, Северной Италии, Польше, Германии, Испании. В Германии модернизация встретила ожесточенное сопротивление в форме национал-социализма. Наконец, модернизация проникла в Россию, исламский мир, Южную и Восточную Азию. В этих странах вся инициатива исходила от государственной власти, так как национальная буржуазия была слаба, а традиционный коллективистический патриархальный уклад жизни был силен. Поэтому эти страны, включая Россию (царскую и советскую), - страны догоняющей модернизации, в которых субъективный фактор слаб и носит преимущественно государственно-бюрократический характер. При Путине эта особенность России проявляется вновь. Чтобы бюрократизация не проявилась вновь, нужно уделять внимание созданию гражданского общества, стремиться к повышению самоорганизации граждан, местному самоуправлению, держать государственную власть под контролем.
Да, в деятельности людей проявляется общее для этой деятельности. Но закономерности этой деятельности и отношений людей не являются теми законами, которые выносятся в качестве объективных в структуре исторического материализма: общественное бытие определяет общественное сознание и т.п. Эти законы совсем иного рода, чем законы естествознания и технознания. Они действуют как определенного рода тенденции развития людей, общностей, институтов, обществ, полные случайностей и непохожие на законы природы и техники. В этих законах необходимость является дополнением случайности, в то время как в естествознании и технознании случайность - дополнение необходимости. В развитии людей, общностей, институтов, обществ, человечества нет ничего похожего на необходимые (регуляторные) связи природы и техники. В этом смысле в обществе нет природных (нечеловеческих) связей и законов.
XX в. характеризовался возрастанием роли субъективного фактора, сознательности, проективных побуждений правящих элит, классов, народов. Но от этого спонтанность, стихийность, непредсказуемость функционирования и развития обществ не уменьшилась, о чем говорит неожиданный развал СССР и советской формации, а также нападение на США 11 сентября 2001 г. Последнее обусловлено возрастающей сложностью человеческого общества, глобализацией, формационной иерархией, приближающейся экологической катастрофой. В силу этого адекватность целей, планов и т.п. субъективных факторов объективным условиям всегда носит весьма неопределенный характер.
Важной проблемой взаимосвязи субъективного фактора и объективных условий является проблема соотношения закономерности и случайности общественного развития. С точки зрения исторического идеализма закономерность в человеческой деятельности отсутствует.
Список используемой литературы:
1.Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.—М.: Аспект Пресс, 1996 год.
2.Социальная философия. / Под ред. Лавриненко.—М.: Культура и спорт, 1995 год.
3.Спиркин А.Г. основы философии.—М.: Политиздат, 1988 год.
4.Платон. Сочинения в трех томах. Том первый. "Апология Сократа" Москва, 1968 год.
5.Радугин А.А. Философия - М.: Изд-во Центр, 2001 год.
6.Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.
7.Философия: Учебное пособие / Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2008 год.
8.Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978 год.
9.Букчин М. Реконструкция общества (на пути к зеленому будущему). - Н. Новгород: Третий путь, 1996 год.
Информация о работе Философская антропология (учение о человеке)