Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:09, контрольная работа
Таким образом, средневековая философия считается религиозной, а по своей сути – христианской. Сближение философии и религии сделало ее специфической разновидностью аскетической практики, а конституцию религиозного опыта преобразило в движение теоретической рефлексии, в значительной мере присуще уже наиболее ранним родоначальникам средневековой духовной культуры — апологетам, т. е. буквально «защитникам» веры и церкви (2 в.), неоднократно именовавшим саму христианскую веру «нашей философией».
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Христианство и радикальная смена картины мира. Новая концепция Бога, человека и знания ……………………………………………………. 4
2. Апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина …………. 8
3. Основные проблемы схоластики. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма ……….. 17
Заключение ……………………………………………………………….. 21
Список использованных источников …………………………………….. 22
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Заочное отделение
Факультет бизнеса
Контрольная работа
специальность бизнес-администрирование
по дисциплине философия
Работу выполнил: студент группы з1212
Романчик Карина Сергеевна
№ зачетной книжки
Работу проверил: доцент
Подпорин Игорь Геннадьевич
Философская мысль западноевропейского средневековья
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Христианство и радикальная смена картины мира. Новая концепция Бога, человека и знания ……………………………………………………. 4
2. Апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина …………. 8
3. Основные проблемы схоластики. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма ……….. 17
Заключение ……………………………………………………………….. 21
Список использованных источников …………………………………….. 22
ВВЕДЕНИЕ
В истории период Средневековья определяется 5-15 вв. однако в философии используют несколько иную датировку. В философской науке период Средневековья определяется развитием христианской философии, которая начала складываться несколько раньше. Первые христианские философы — Афиногор, Теофил, Йриней, Юстин, Татиан и другие разрабатывали и свои идеи во II в. н. э.
Христианское вероучение рапространялось в 1 в. н. э. бродячими проповедниками, которых иногда называли апостолами. Они из города в город передавали учение Христа. Только в к. 1 в. появились первые записи – Евангелия. Тогда же был написан Апокалипсис (Откровение) от Иоанна.
Христиане утверждали, что нет разницы между эллином и иудеем в служении Богу. Они тесно контактировали с разными народами, воспринимая этические идеи и религиозные образы других культур. В процессе этого и развивалось христианское вероучение, постепенно отделявшееся от иудаизма.
Таким образом, средневековая
философия считается
1. Христианство и радикальная смена картины мира. Новая концепция Бога, человека и знания.
Религиозно-философская
мысль средневековья
Основная идея христианского
мировоззрения – идея Бога. Средневековое
мировоззрение является теоцентричным.
Реальностью в христианском мировоззрении
является сверхъестественное начало –
Бог. Представление о реальном существовании
сверхъестественного и
Представление о реальном существовании
сверхъестественного заставляет смотреть
под особым углом зрения на развитие,
смысл истории и мироздания, человеческие
цели и ценности, придает им свой
особый, как бы надмировой ракурс, возвышающийся
над конечными житейскими и историческими
ситуациями, укоренения в чем-то непреходящем,
абсолютном, вечном, находящемся за
пределами всего земного, относительного,
временного, переходящего. Подобная точка
зрения в теологии и религиозной
философии является своего рода руководящей
установкой, на основе которой определяется
способ восприятия, осмысления и переработки
всего мыслительного материала.
В итоге она становится главным
принципом религиозно-
Супернатурализм является основополагающим элемента религиозного философского мышления. Он определяется также рядом других принципов. Один из них – сотериологизм, ориентация всей жизнедеятельности человека на «спасение души». Иисус Христос рассматривается как спаситель мира и человечества, своей мученической смертью на кресте искупивший грехи человечества. Само же спасение интерпретируется как процесс обожествления, соединения человека с Богом в так называемом «божьем царстве». При этом человек рассматривается как объект и субъект спасения, а не как субъект деятельности, познания и общения.
Смысл человеческого бытия, с точки
зрения теоретиков христианства, состоит
не в познании и преобразовании природы
и общества, а в соединении с
Богом в так называемом «божьем
царстве». Все стороны жизнедеятельности
человека при таком подходе
Различные философско-теологические
системы придают различное
С супранатурализмом и
Принцип откровения предполагает, прежде
всего, существование некоего «
В контексте религиозного мировоззрения антропоцентризм представляет собой совокупность взглядов, которые утверждают исключительную роль человека среди творения Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Христианские философы подчеркивают особое положение человека в мире. Если все другие материальные системы — лишь просто творения, то человек — венец творения. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Более того, он существо, господствующее на Земле. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой «человек — образ и подобие Бога» [4, с. 78].
2. Апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина.
Период ранней патристики
традиционно подразделяется на два
этапа. К первому этапу (2— нач.
I3 в.) относится творчество наиболее
ранних мыслителей святоотеческой богословской
культуры, заложивших фундамент будущей
христианской догматики («апостольские
отцы» и ранние отцы-апологеты). Ко
второму этапу (кон.2— 3 в.) относится
творчество ряда христианских писателей
— авторов первых в истории
средневекового европейского самосознания
универсальных теологических
К началу патристики относятся
появления сочинений так
«Апостольские отцы» являются важным звеном между временем Откровения и эпохой традиции; их мышление представляет собой первый опыт теоретической рефлексии, когда христианская мысль только едва начинала осознавать свое собственное содержание и обращалась, как правило, исключительно к немногочисленной церковной аудитории. «Апостольские отцы» были первыми, кто на исходе античных времен почувствовал важность и сложность задачи культурного самоопределения христианства, — но для решения этой задачи нужны были средства, которыми эти писатели не обладали [1, с. 175].
В этой сложной обстановке
зародился феномен публичной, хотя
и односторонней, полемики между
учеными христианами и
Сочинения апологетов были впервые обращены к внешней, языческой аудитории — значительно более подготовленной в богословской и философской науке, чем большинство первоначальных христиан. Апологеты должны были доказать языческому миру, что 1) языческие верования не в пример более нелепы и предосудительны, чем христианство, в глазах его оппонентов; что 2) эллинская философия утонула в противоречиях и неспособна дать миру единую универсальную истину; что 3) лучшие представители древней языческой философии (прежде всего Гераклит, Сократ, Платон и отдельные стоики) были близки к христианству; что 4) христианство есть в собственном смысле единственная истинная и пригодная для всех философия. Показательным для феномена апологетики в целом являются факты из биографии Иустина Философа (ум. 165 г.), о которых он сам сообщает в своем «Диалоге с Трифоном иудеем». Здесь Иустин говорит о себе как об искреннем почитателе всяческой философской премудрости, смысл которой заключается в том, чтобы служить основанием для постижения Бога и бытия и через знание высших начал привести человека к счастью. В поисках лучших наставников Иустин обращается попеременно то к стоикам, то к ученым-перипатетикам, то к загадочным пифагорейцам, — однако его всякий раз ожидало разочарование. Вслед за этим, находясь в философском уединении, он встречается с неким старцем, который стал спрашивать неофита-платоника о сущности Бога-творца и о природе души. Когда Иустин изложил своему собеседнику взгляды Платона на бога и на теорию переселения душ, старец отметил одну очевидную несообразность: если души, которые видели Бога, после вселения в тело все забывают, то блаженство их призрачно и не приносит успокоения; если же те, кто не может, по недостоинству, видеть идеи и Бога, в наказание за свое недостоинство остаются в материальном плену, то наказание это, по существу, бесполезно, поскольку они не страдают от чувства утраты и не ведают сожаления. Если душа человека бессмертна и живет постоянно, извечно, то это не потому, что душа есть бессмертная жизнь, как учит Платон, а потому что того хочет Бог, такова Его воля. Старец советует Иустину прочесть сочинения древних пророков и книги апостолов, так как единственно в этих писаниях заключается истина [3, с. 174].
Информация о работе Философская мысль западноевропейского Средневековья